Дело №2а-4715/18 Строка 3.060
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.10.2018 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного истца по доверенности от 29.11.2017 года Ерохиной Е.А., представителей административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности от 12.12.2017 года Русановой Е.Д. и по доверенности от 20.12.2017 года Зражевского А.Д., представителей заинтересованного лица прокуратуры г.Воронежа по доверенности от 10.10.2018 г. Вяльцева И.И. и по доверенности от 18.10.2018 г. Руденко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Рождественской Нины Васильевны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решение №52-17-9187з от 09.06.2018 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Рождественская Нина Васильевна обратилась в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решение №52-17-9187з от 09.06.2018 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав.
В заявлении административный истец указывает, что 14.05.2018 года Рождественская Н.В. на основании п.21 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» обратилась в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о заключении с ней договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 215 кв.м., с кадастровым номером №, сроком на 3 года без проведения торгов для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, находящегося на данном земельном участке.
Решением департамента №52-17-9187з от 09.06.2018 г. на основании п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ Рождественской Н.В. в предоставлении ей в аренду вышеуказанного земельного участка отказано. Истец указывает, что данное решение нарушает ее права и является незаконным.
Пунктом 21 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено право заявителя, являющегося собственником объекта незавершенного строительства, на заключение договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства объекта при условии, что земельный участок был предоставлен в аренду до 01.03.2015 года и ранее никому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с названной нормой права такой земельный участок не предоставлялся.
Административный истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> был предоставлен в аренду до 01.03.2015 года.
18.12.2012 года на основании протокола о результатах аукциона от 13.12.2012 г. №395 между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодатель) и ФИО6 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №2388-12/гз, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 215 кв.м, сроком на 5 лет, под объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонт обуви. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 28.12.2012 г.
ДД.ММ.ГГГГ представитель департамента обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений в отношении вышеуказанного земельного участка в части изменения вида его разрешенного использования с «объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонта обуви» на «офисное здание со встроенным кафе».
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области от 01.03.2013 г. был произведен кадастровый учет данных изменений, после чего 15.04.2013 г. между департаментом и ФИО6 было подписано дополнительное соглашение к договору аренды №2388-12/гз от 18.12.2012 г., которым внесены изменения в п.1.1договора в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонта обуви» на «офисное здание со встроенным кафе».
18.12.2015 года дополнительным соглашением к договору аренды №2388-12/гз от 18.12.2012 г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию был изменен арендатор земельного участка с ФИО6 на ФИО7
14.07.2016 года был заключен договор перенайма, в соответствии с которым ФИО7 передал Рождественской Н.В. принадлежащие ему на основании договора аренды №2388-12/гз от 18.12.2012 г. права и обязанности арендатора земельного участка, площадью 215 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Договор перенайма от 14.07.2016 года в установленном законом порядке зарегистрирован в управлении Росреестра по Воронежской области.
Административный истец также указывает, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 34 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый №, разрешенное использование: офисное здание со встроенным кафе.
30.06.2017 года администрацией городского округа г.Воронеж Рождественской Н.В. выдано разрешение № на строительство офисного здания по <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами № и №.
12.07.2017 г. в Инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области Рождественской Н.В. было направлено извещение о начале строительства объекта капитального строительства.
18.07.2017 года Инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области проведена регистрация объекта капитального строительства: «офисное здание по <адрес>» в реестре регистрации объектов, строящихся на территории Воронежской области, объект поставлен на государственный строительный надзор, что подтверждается уведомлением №79 от 18.07.2017 г.
С 20.07.2017 г. на основании полученного разрешения на строительство Рождественской Н.В. за счет собственных средств были выполнены строительно-монтажные работы по возведению здания.
22.09.2017 года из направленного в адрес Рождественской Н.В. уведомления №8508508 от 20.09.2017 года истцу стало известно об отмене администрацией городского округа город Воронеж ранее выданного разрешения на строительство № от 30.06.2017 г. К моменту получения уведомления об отмене разрешения на строительство, согласно заключению эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 года степень готовности объекта, расположенного по адресу: <адрес> составляет 8,5 %, при этом, степень готовности фундамента исследуемого объекта составляет 100%.
Административный истец указывает, что отказывая ей в предоставлении в аренду земельного участка по <адрес>, департамент сослался на то, что в представленном пакете документов отсутствуют документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства, что не соответствует действительности, как указывает Рождественская Н.В.
В качестве документов, подтверждающих права Рождественской Н.В. на возведенный объект незавершенного строительства в департамент истцом были предоставлены договора подряда, акты выполненных работ за период с 20.07.2017 г. по 21.09.2017 г., акты освидетельствования скрытых работ за период с 20.07.2017 г. по 21.09.2017 г., а также общий журнал работ, журналы бетонных и сварочных работ от 10.08.2017 г.
В ответ на запрос Рождественской Н.В. от 25.07.2018 г. с просьбой указать, какой именно документ необходимо предоставить в дополнение к ранее предоставленным документам, административный ответчик в письме №52-17-12085з от 31.07.2018 г. разъяснил, что единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости. В этой связи документом, подтверждающим право собственности заявителя на объект незавершенного строительства является выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Административный истец указывает, что п.21 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» прямо предусмотрено право заявителя, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства объекта при условии, что земельный участок был предоставлен в аренду до 01.03.2015 года. При этом, Верховный суд РФ в определении №305-ЭС17-7338 от 19.09.2017 г. по делу №А41-27734/16 прямо указал на то, что отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора аренды земельного участка на основании вышеприведенной нормы права. Правильность такого подхода, как указывает административный истец, подтверждается также п.33 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России №1 от 12.01.2015 г.
Как указывает административный истец, в оспариваемом решении №52-17-9187з от 09.06.2018 года отказ обоснован административным ответчиком также тем, что по гражданскому делу №2-1075/2018 назначена дополнительная судебная строительно-техническая экспертиза и в производстве Ленинского районного суда г.Воронеж имеется гражданское дело №2-3259/2018 по иску прокуратуры Воронежской области к Рождественской Н.В., департаменту и ФИО7 о признании недействительным дополнительного соглашения от 15.04.2013 года к договору аренды земельного участка от 18.12.2012 №2383-12/гз. Данные обстоятельства не являются в силу положений ст.39.16 Земельного кодекса РФ основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренды без проведения торгов.
Рождественская Н.В. указывает, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в заключении с ней договора аренды указанного земельного участка сроком на 3 года без проведения торгов для завершения начатого строительства, решение департамента №52-17-9187з от 09.06.2018 г. является незаконным, не соответствует положениям ст.39.16 Земельного кодекса РФ, а также п.21 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
В связи с этим, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-9187з от 09.06.2018 г. об отказе в предоставлении Рождественской Нине Васильевне в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Рождественской Н.В., а именно обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение о заключении с Рождественской Ниной Васильевной договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, находящегося на данном земельном участке.
Определением суда от 18 сентября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура г.Воронежа.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца по доверенности Ерохина Е.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представители административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенностям Русанова Е.Д. и Зражевский А.Д. требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве, просили суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованного лица прокуратуры г.Воронежа по доверенностям Вяльцев И.И. и Руденко И.И. возражали против удовлетворения требований, просили суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 16.08.2018 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого решения №52-17-9187з от 09.06.2018 г.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 18.12.2012 года на основании протокола о результатах аукциона от 13.12.2012 №395 между ДИЗО Воронежской области и ФИО6 заключен договор аренды земельного участка №2388-12/гз, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 215 кв.м для размещения объекта бытового обслуживания-здания ателье пошива одежды и ремонта обуви, сроком на пять лет с момента подписания договора (т.1 л.д.18).
20 февраля 2013 года представитель ДИЗО Воронежской области обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования с «объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонта обуви» на «офисное здание со встроенным кафе». 01 марта 2013 года решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области произведен кадастровый учет изменений объекта недвижимости в части вида разрешенного использования.
15 апреля 2013 года дополнительным соглашением в договор аренды внесены изменения в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «объект земельного участка №2388-12/гз от 18 декабря 2012 года бытового обслуживания - здание ателье пошива одежды и ремонта обуви» на «офисное здание со строенным кафе» (т.1 л.д.23).
18 декабря 2015 года дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка №2388-12/гз от 18 декабря 2012 года на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию был изменен арендатор с ФИО6 на ФИО7 (т.1 л.д.24-25).
14 июля 2016 года между ФИО7 и Рождественской Н.В. был заключен договор перенайма, в соответствии с которым ФИО7 передал принадлежащие ему на основании договора аренды земельного участка № 2388-12/гз от 18 декабря 2012 года права и обязанности арендатора (т.1 л.д.26-28).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 34 кв.м, кадастровый №, принадлежит Рождественской Н.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи и передаточного акта от 14 июля 2016 года.
Согласно выписке из ЕГРП от 10.09.2018 года (т.2 л.д.152-170) правообладатель земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 215 кв.м, кадастровый №, не установлен.
30 июня 2017 года администрацией городского округа город Воронеж Рождественской Н.В. было выдано разрешение на строительство офисного здания по <адрес> №36-№, в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «ПроектГенСтрой», на строительство офисного здания по <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, общей площадью 319, 84 кв.м., объемом 1 513 куб.м., количество этажей 3, 4, площадь застройки 148 кв.м. (т.1 л.д.29-32).
Согласно уведомлению Инспекции государственного надзора Воронежской области №79 от 18 июля 2017 года проведена регистрация представленного Рождественской Н.В. извещения о начале работ, а также объекта капитального строительства: офисного здания по <адрес> (т.1 л.д.35).
08 сентября 2017 года распоряжением администрации городского округа город Воронеж №706-р отменено разрешение на строительство офисного здания по <адрес> от 30 июня 2017 года № со ссылкой на положения ч.8 ст.448, ст.168 Гражданского кодекса РФ, ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, ч.3 и ч.4 ст.85 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 15.06.2018 года в удовлетворении административных исковых требований Рождественской Нины Васильевны к Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным распоряжения главы городского округа город Воронеж №706-р от 08.09.2017 года «Об отмене разрешения на строительство от 30.06.2017 года №», обязании устранить допущенные оспариваемым распоряжением главы городского округа город Воронеж №706-р от 08.09.2017 года «Об отмене разрешения на строительство от 30.06.2017 года №» нарушения прав и законных интересов Рождественской Н.В. отказано. Апелляционным определением Воронежского областного суда от 08.10.2018 года решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 15.06.2018 года оставлено без изменения.
14.05.2018 года Рождественской Н.В. подано заявление на имя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (т.2 л.д.148-150), в котором она просила в соответствии с п.21 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции ФЗ от 23.06.2014 г. №171-ФЗ) заключить договор аренды земельного участка общей площадью 215 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 3 года, без проведения торгов. В заявлении Рождественская Н.В. указывает, что на данном земельном участке расположен принадлежащий ей на праве собственности объект незавершенного строительства, степенью готовности 8,5%, площадью застройки 119,6 кв.м, что подтверждается заключением эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 года по гражданскому делу №2-1075/2018.
Письмом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-9187з от 09.06.2018 г. (т.2 л.д.146-147) Рождественской Н.В. отказано в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на основании п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ. В письме указано, что документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства в представленном пакете документов отсутствует. Заключение судебного эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 не является правоустанавливающим документом на объект незавершенного строительства. Согласно предоставленному заключению судебного эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 по гражданскому делу №2-1075/2018, объект, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и №, при этом, часть утеплителя по левой стороне на 0,8 м располагается в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ГОУ ВПО Воронежский государственный университет.
25.07.2018 года Рождественская Н.В. обратилась в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области с просьбой сообщить, какой именно необходимо предоставить документ, удостоверяющий (устанавливающий) право заявителя (т.2 л.д.120).
Письмом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-12085з от 31.07.2018 г. (т.2 л.д.121-122) Рождественской Н.В. сообщено, что документом, подтверждающим право собственности заявителя на объект незавершенного строительства, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
В силу пункта 61 суд оценивает законность и обоснованность оснований (обстоятельств), положенных в основу оспариваемого решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка от 09.06.2018 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
Правоотношения, возникающие между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и заявителем в связи с заключением договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов регулируются приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2017 №102 «Об утверждении Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Заключение договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов».
На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Кодекса.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом. Указанная правовая норма введена в действие Федеральным законом N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N1.
Пунктом 33 указанного Перечня предусмотрено, что право для подачи заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принадлежит собственнику объекта незавершенного строительства.
Положениями пп. 1 ст.39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 305-ЭС17-7338, на которое ссылается административный истец, указано, что нормой п.21 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право лица, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, при наличии предоставления такого земельного участка в аренду до 01.03.2015, и отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора.
Пунктом 33 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" предусмотрено, что право для подачи заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принадлежит собственнику объекта незавершенного строительства. Вместе с тем при отсутствии зарегистрированного права собственности на данный объект заявитель представляет документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на здание, сооружение.
Таким образом, заявитель, имеющий объект незавершенного строительства, на который отсутствует регистрация права собственности, в целях продления договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства в соответствии с действующим законодательством должен представить документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на объект незавершенного строительства.
В качестве одного из таких правоустанавливающих документов в отношении объекта незавершенного строительства является в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство, являющееся документом, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 15.06.2018 года подтверждается законность распоряжения главы городского округа город Воронеж №706-р от 08.09.2017 года «Об отмене разрешения на строительство от 30.06.2017 года №», таким образом, на момент обращения административного истца Рождественской Н.В. 14.05.2018 года в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, у нее отсутствовали правоустанавливающие (удостоверяющие) документы на объект незавершенного строительства.
Кроме того, в оспариваемом отказе обоснованно указано, что заключение судебного эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 не является правоустанавливающим документом на объект незавершенного строительства, а согласно предоставленному заключению судебного эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 по гражданскому делу №2-1075/2018, объект, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и №, при этом, часть утеплителя по левой стороне на 0,8 м располагается в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ГОУ ВПО Воронежский государственный университет.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что при принятии решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> административным ответчиком как органом, наделенным соответствующими полномочиями, были соблюдены требования нормативных актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения об отказе административному истцу Рождественской Н.В. в предоставлении в аренду земельного участка, а, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Рождественской Нины Васильевны о признании незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-9187з от 09.06.2018 г. об отказе в предоставлении Рождественской Нине Васильевне в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, об обязании департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение о заключении с Рождественской Ниной Васильевной договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, находящегося на данном земельном участке отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.10.2018 года
Дело №2а-4715/18 Строка 3.060
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.10.2018 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного истца по доверенности от 29.11.2017 года Ерохиной Е.А., представителей административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности от 12.12.2017 года Русановой Е.Д. и по доверенности от 20.12.2017 года Зражевского А.Д., представителей заинтересованного лица прокуратуры г.Воронежа по доверенности от 10.10.2018 г. Вяльцева И.И. и по доверенности от 18.10.2018 г. Руденко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Рождественской Нины Васильевны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решение №52-17-9187з от 09.06.2018 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Рождественская Нина Васильевна обратилась в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решение №52-17-9187з от 09.06.2018 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав.
В заявлении административный истец указывает, что 14.05.2018 года Рождественская Н.В. на основании п.21 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» обратилась в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о заключении с ней договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 215 кв.м., с кадастровым номером №, сроком на 3 года без проведения торгов для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, находящегося на данном земельном участке.
Решением департамента №52-17-9187з от 09.06.2018 г. на основании п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ Рождественской Н.В. в предоставлении ей в аренду вышеуказанного земельного участка отказано. Истец указывает, что данное решение нарушает ее права и является незаконным.
Пунктом 21 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено право заявителя, являющегося собственником объекта незавершенного строительства, на заключение договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства объекта при условии, что земельный участок был предоставлен в аренду до 01.03.2015 года и ранее никому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с названной нормой права такой земельный участок не предоставлялся.
Административный истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> был предоставлен в аренду до 01.03.2015 года.
18.12.2012 года на основании протокола о результатах аукциона от 13.12.2012 г. №395 между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодатель) и ФИО6 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №2388-12/гз, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 215 кв.м, сроком на 5 лет, под объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонт обуви. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 28.12.2012 г.
ДД.ММ.ГГГГ представитель департамента обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений в отношении вышеуказанного земельного участка в части изменения вида его разрешенного использования с «объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонта обуви» на «офисное здание со встроенным кафе».
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области от 01.03.2013 г. был произведен кадастровый учет данных изменений, после чего 15.04.2013 г. между департаментом и ФИО6 было подписано дополнительное соглашение к договору аренды №2388-12/гз от 18.12.2012 г., которым внесены изменения в п.1.1договора в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонта обуви» на «офисное здание со встроенным кафе».
18.12.2015 года дополнительным соглашением к договору аренды №2388-12/гз от 18.12.2012 г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию был изменен арендатор земельного участка с ФИО6 на ФИО7
14.07.2016 года был заключен договор перенайма, в соответствии с которым ФИО7 передал Рождественской Н.В. принадлежащие ему на основании договора аренды №2388-12/гз от 18.12.2012 г. права и обязанности арендатора земельного участка, площадью 215 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Договор перенайма от 14.07.2016 года в установленном законом порядке зарегистрирован в управлении Росреестра по Воронежской области.
Административный истец также указывает, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 34 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый №, разрешенное использование: офисное здание со встроенным кафе.
30.06.2017 года администрацией городского округа г.Воронеж Рождественской Н.В. выдано разрешение № на строительство офисного здания по <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами № и №.
12.07.2017 г. в Инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области Рождественской Н.В. было направлено извещение о начале строительства объекта капитального строительства.
18.07.2017 года Инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области проведена регистрация объекта капитального строительства: «офисное здание по <адрес>» в реестре регистрации объектов, строящихся на территории Воронежской области, объект поставлен на государственный строительный надзор, что подтверждается уведомлением №79 от 18.07.2017 г.
С 20.07.2017 г. на основании полученного разрешения на строительство Рождественской Н.В. за счет собственных средств были выполнены строительно-монтажные работы по возведению здания.
22.09.2017 года из направленного в адрес Рождественской Н.В. уведомления №8508508 от 20.09.2017 года истцу стало известно об отмене администрацией городского округа город Воронеж ранее выданного разрешения на строительство № от 30.06.2017 г. К моменту получения уведомления об отмене разрешения на строительство, согласно заключению эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 года степень готовности объекта, расположенного по адресу: <адрес> составляет 8,5 %, при этом, степень готовности фундамента исследуемого объекта составляет 100%.
Административный истец указывает, что отказывая ей в предоставлении в аренду земельного участка по <адрес>, департамент сослался на то, что в представленном пакете документов отсутствуют документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства, что не соответствует действительности, как указывает Рождественская Н.В.
В качестве документов, подтверждающих права Рождественской Н.В. на возведенный объект незавершенного строительства в департамент истцом были предоставлены договора подряда, акты выполненных работ за период с 20.07.2017 г. по 21.09.2017 г., акты освидетельствования скрытых работ за период с 20.07.2017 г. по 21.09.2017 г., а также общий журнал работ, журналы бетонных и сварочных работ от 10.08.2017 г.
В ответ на запрос Рождественской Н.В. от 25.07.2018 г. с просьбой указать, какой именно документ необходимо предоставить в дополнение к ранее предоставленным документам, административный ответчик в письме №52-17-12085з от 31.07.2018 г. разъяснил, что единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости. В этой связи документом, подтверждающим право собственности заявителя на объект незавершенного строительства является выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Административный истец указывает, что п.21 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» прямо предусмотрено право заявителя, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства объекта при условии, что земельный участок был предоставлен в аренду до 01.03.2015 года. При этом, Верховный суд РФ в определении №305-ЭС17-7338 от 19.09.2017 г. по делу №А41-27734/16 прямо указал на то, что отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора аренды земельного участка на основании вышеприведенной нормы права. Правильность такого подхода, как указывает административный истец, подтверждается также п.33 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России №1 от 12.01.2015 г.
Как указывает административный истец, в оспариваемом решении №52-17-9187з от 09.06.2018 года отказ обоснован административным ответчиком также тем, что по гражданскому делу №2-1075/2018 назначена дополнительная судебная строительно-техническая экспертиза и в производстве Ленинского районного суда г.Воронеж имеется гражданское дело №2-3259/2018 по иску прокуратуры Воронежской области к Рождественской Н.В., департаменту и ФИО7 о признании недействительным дополнительного соглашения от 15.04.2013 года к договору аренды земельного участка от 18.12.2012 №2383-12/гз. Данные обстоятельства не являются в силу положений ст.39.16 Земельного кодекса РФ основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренды без проведения торгов.
Рождественская Н.В. указывает, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в заключении с ней договора аренды указанного земельного участка сроком на 3 года без проведения торгов для завершения начатого строительства, решение департамента №52-17-9187з от 09.06.2018 г. является незаконным, не соответствует положениям ст.39.16 Земельного кодекса РФ, а также п.21 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
В связи с этим, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-9187з от 09.06.2018 г. об отказе в предоставлении Рождественской Нине Васильевне в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Рождественской Н.В., а именно обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение о заключении с Рождественской Ниной Васильевной договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, находящегося на данном земельном участке.
Определением суда от 18 сентября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура г.Воронежа.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца по доверенности Ерохина Е.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представители административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенностям Русанова Е.Д. и Зражевский А.Д. требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве, просили суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованного лица прокуратуры г.Воронежа по доверенностям Вяльцев И.И. и Руденко И.И. возражали против удовлетворения требований, просили суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 16.08.2018 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого решения №52-17-9187з от 09.06.2018 г.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 18.12.2012 года на основании протокола о результатах аукциона от 13.12.2012 №395 между ДИЗО Воронежской области и ФИО6 заключен договор аренды земельного участка №2388-12/гз, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 215 кв.м для размещения объекта бытового обслуживания-здания ателье пошива одежды и ремонта обуви, сроком на пять лет с момента подписания договора (т.1 л.д.18).
20 февраля 2013 года представитель ДИЗО Воронежской области обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования с «объект бытового обслуживания – здание ателье пошива одежды и ремонта обуви» на «офисное здание со встроенным кафе». 01 марта 2013 года решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области произведен кадастровый учет изменений объекта недвижимости в части вида разрешенного использования.
15 апреля 2013 года дополнительным соглашением в договор аренды внесены изменения в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «объект земельного участка №2388-12/гз от 18 декабря 2012 года бытового обслуживания - здание ателье пошива одежды и ремонта обуви» на «офисное здание со строенным кафе» (т.1 л.д.23).
18 декабря 2015 года дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка №2388-12/гз от 18 декабря 2012 года на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию был изменен арендатор с ФИО6 на ФИО7 (т.1 л.д.24-25).
14 июля 2016 года между ФИО7 и Рождественской Н.В. был заключен договор перенайма, в соответствии с которым ФИО7 передал принадлежащие ему на основании договора аренды земельного участка № 2388-12/гз от 18 декабря 2012 года права и обязанности арендатора (т.1 л.д.26-28).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 34 кв.м, кадастровый №, принадлежит Рождественской Н.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи и передаточного акта от 14 июля 2016 года.
Согласно выписке из ЕГРП от 10.09.2018 года (т.2 л.д.152-170) правообладатель земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 215 кв.м, кадастровый №, не установлен.
30 июня 2017 года администрацией городского округа город Воронеж Рождественской Н.В. было выдано разрешение на строительство офисного здания по <адрес> №36-№, в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «ПроектГенСтрой», на строительство офисного здания по <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, общей площадью 319, 84 кв.м., объемом 1 513 куб.м., количество этажей 3, 4, площадь застройки 148 кв.м. (т.1 л.д.29-32).
Согласно уведомлению Инспекции государственного надзора Воронежской области №79 от 18 июля 2017 года проведена регистрация представленного Рождественской Н.В. извещения о начале работ, а также объекта капитального строительства: офисного здания по <адрес> (т.1 л.д.35).
08 сентября 2017 года распоряжением администрации городского округа город Воронеж №706-р отменено разрешение на строительство офисного здания по <адрес> от 30 июня 2017 года № со ссылкой на положения ч.8 ст.448, ст.168 Гражданского кодекса РФ, ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, ч.3 и ч.4 ст.85 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 15.06.2018 года в удовлетворении административных исковых требований Рождественской Нины Васильевны к Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным распоряжения главы городского округа город Воронеж №706-р от 08.09.2017 года «Об отмене разрешения на строительство от 30.06.2017 года №», обязании устранить допущенные оспариваемым распоряжением главы городского округа город Воронеж №706-р от 08.09.2017 года «Об отмене разрешения на строительство от 30.06.2017 года №» нарушения прав и законных интересов Рождественской Н.В. отказано. Апелляционным определением Воронежского областного суда от 08.10.2018 года решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 15.06.2018 года оставлено без изменения.
14.05.2018 года Рождественской Н.В. подано заявление на имя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (т.2 л.д.148-150), в котором она просила в соответствии с п.21 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции ФЗ от 23.06.2014 г. №171-ФЗ) заключить договор аренды земельного участка общей площадью 215 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 3 года, без проведения торгов. В заявлении Рождественская Н.В. указывает, что на данном земельном участке расположен принадлежащий ей на праве собственности объект незавершенного строительства, степенью готовности 8,5%, площадью застройки 119,6 кв.м, что подтверждается заключением эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 года по гражданскому делу №2-1075/2018.
Письмом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-9187з от 09.06.2018 г. (т.2 л.д.146-147) Рождественской Н.В. отказано в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на основании п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ. В письме указано, что документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства в представленном пакете документов отсутствует. Заключение судебного эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 не является правоустанавливающим документом на объект незавершенного строительства. Согласно предоставленному заключению судебного эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 по гражданскому делу №2-1075/2018, объект, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и №, при этом, часть утеплителя по левой стороне на 0,8 м располагается в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ГОУ ВПО Воронежский государственный университет.
25.07.2018 года Рождественская Н.В. обратилась в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области с просьбой сообщить, какой именно необходимо предоставить документ, удостоверяющий (устанавливающий) право заявителя (т.2 л.д.120).
Письмом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-12085з от 31.07.2018 г. (т.2 л.д.121-122) Рождественской Н.В. сообщено, что документом, подтверждающим право собственности заявителя на объект незавершенного строительства, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
В силу пункта 61 суд оценивает законность и обоснованность оснований (обстоятельств), положенных в основу оспариваемого решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка от 09.06.2018 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
Правоотношения, возникающие между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и заявителем в связи с заключением договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов регулируются приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2017 №102 «Об утверждении Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Заключение договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов».
На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Кодекса.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом. Указанная правовая норма введена в действие Федеральным законом N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N1.
Пунктом 33 указанного Перечня предусмотрено, что право для подачи заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принадлежит собственнику объекта незавершенного строительства.
Положениями пп. 1 ст.39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 305-ЭС17-7338, на которое ссылается административный истец, указано, что нормой п.21 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право лица, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, при наличии предоставления такого земельного участка в аренду до 01.03.2015, и отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора.
Пунктом 33 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" предусмотрено, что право для подачи заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принадлежит собственнику объекта незавершенного строительства. Вместе с тем при отсутствии зарегистрированного права собственности на данный объект заявитель представляет документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на здание, сооружение.
Таким образом, заявитель, имеющий объект незавершенного строительства, на который отсутствует регистрация права собственности, в целях продления договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства в соответствии с действующим законодательством должен представить документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на объект незавершенного строительства.
В качестве одного из таких правоустанавливающих документов в отношении объекта незавершенного строительства является в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство, являющееся документом, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 15.06.2018 года подтверждается законность распоряжения главы городского округа город Воронеж №706-р от 08.09.2017 года «Об отмене разрешения на строительство от 30.06.2017 года №», таким образом, на момент обращения административного истца Рождественской Н.В. 14.05.2018 года в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, у нее отсутствовали правоустанавливающие (удостоверяющие) документы на объект незавершенного строительства.
Кроме того, в оспариваемом отказе обоснованно указано, что заключение судебного эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 не является правоустанавливающим документом на объект незавершенного строительства, а согласно предоставленному заключению судебного эксперта №3065/6-2 от 28.04.2018 по гражданскому делу №2-1075/2018, объект, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и №, при этом, часть утеплителя по левой стороне на 0,8 м располагается в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ГОУ ВПО Воронежский государственный университет.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что при принятии решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> административным ответчиком как органом, наделенным соответствующими полномочиями, были соблюдены требования нормативных актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения об отказе административному истцу Рождественской Н.В. в предоставлении в аренду земельного участка, а, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Рождественской Нины Васильевны о признании незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-9187з от 09.06.2018 г. об отказе в предоставлении Рождественской Нине Васильевне в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, об обязании департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение о заключении с Рождественской Ниной Васильевной договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 215 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 3 года без проведения торгов для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, находящегося на данном земельном участке отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.10.2018 года