№3а-1406/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Палагиной А.А.,
при ведении протокола секретарем Романовым Я.А.,
с участием прокурора Ищенко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1406/2020 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов городского округа Черноголовка Московской области о признании недействующим в части отдельных положений решения Совета депутатов городского округа Черноголовка Московской области от 15.10.2019 года № 6-23/82 «Об утверждении изменений в генеральный план муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области»,
установил:
решением Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Черноголовка» от 15 октября 2019 года № 6-23/82 утверждены изменения в генеральный план муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области, утвержденный решением Совета депутатов от 22.03.2016 года № 5-49/215 «Об утверждении генерального плана на часть территории городского округа Черноголовка Московской области».
Административный истец - Федеральное агентство лесного хозяйства обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Черноголовка Московской области, в котором просит суд признать недействующим со дня принятия решение Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Черноголовка Московской области от 15.10.2019 года № 6-23/82 «Об утверждении изменений в генеральный план муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области земель лесного фонда площадью 40 063 кв.м., местоположением: Ямкинское участковое лесничество, Ногинское лесничество, квартал 6 выделы 12, 13 (город Черноголовка); Ямкинское участковое лесничество, Ногинское лесничество, квартал 6 выдел 26 (город Черноголовка); Ямкинское участковое лесничество, Ногинское лесничество, квартал 16 выдел 9 (город Черноголовка); Ногинское сельское участковое лесничество, Ногинское лесничество, квартал 7 выдел 17 (город Черноголовка); Ногинское сельское участковое лесничество, Ногинское лесничество, квартал 6 выдел 27 (село Макарово).
Требования мотивированы тем, что решением Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области от 15.10.2019 года № 6-23/82 «Об утверждении изменений в генеральный план муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области утвержден Генеральный план муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области. По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» совмещения рабочих материалов лесоустройства со схемами генерального плана муниципального образования «городской округ Черноголовка» Московской области установлено, что в границы населенных пунктов муниципального образования «Городской округ «Черноголовка» Московской области частично включены земли лесного фонда, общей площадью 40 063 кв.м. Между тем, проект генерального плана данного муниципального образования на согласование в Рослесхоз поступал, но согласован не был, так как проектом генплана предусмотрено увеличение площади населенных пунктов за счет участков земель лесного фонда, что подтверждается письмами Рослесхоза от 23.06.2017 года № ЕК-03-31/8656; от 18.01.2017 года № АВ-03-31-/414. Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое решение Совета депутатов не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановления Правительства РФ от 24.03.2007 года №178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», Приказа Минэкономразвития от 21.07.2016 года № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования».
В судебное заседание представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного слушания, не явился.
Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа Черноголовка Московской области по доверенности Головастиков С.Л. в судебном заседании просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск. В обоснование своей правовой позиции указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители заинтересованных лиц Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области по доверенности Чернова М.Н., Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности Махарадзе М.А., Администрации городского округа Черноголовка Московской области по доверенности Христюк Т.А. в судебном заседании также возражали против удовлетворения административного иска.
Иные участники процесса о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей необходимым административное исковое заявление оставить без удовлетворения, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Исходя из положений статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Московской области от 24.07.2014 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» органы местного самоуправления городских округов наделены государственными полномочиями по принятию решения об утверждении генерального плана округа.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
В полномочия органов местного самоуправления городского округа входит организация и проведение публичных слушаний (общественных обсуждений) по разработанным проектам генеральных планов и последующее принятие представительным органом муниципального образования (с учетом результатов публичных слушаний, решений Главархитектуры Московской области и Градостроительного Совета Московской области) соответствующего решения по утверждению данных нормативных правовых актов.
Генеральный план на часть территории городского округа Черноголовка Московской области утвержден решением Совета депутатов от 22.03.2016 года № 5-49/215.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Черноголовка» от 15 октября 2019 года № 6-23/82 утверждены изменения в генеральный план муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области.
Оспариваемое решение Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Черноголовка» было опубликовано в печатном издании «Черноголовская газета» №43 (1475) от 24 октября 2019 года, а также размещено в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования «Городской округ Черноголовка» - www.chgcity.ru. Настоящее решение вступило в законную силу со дня его официального опубликования.
При таких обстоятельствах, решение в оспариваемой редакции принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
При этом, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района, отображающих границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (статья 84 ЗК РФ).
Порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана городского округа, поселения определен статьями 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случаях, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
После истечения указанного срока подготовка заключений на проект генерального плана не осуществляется, он считается согласованным с уполномоченными органами.
Уполномоченным органом на согласование проектов генеральных планов является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утверждены приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 года №460, в соответствии с которым Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования (далее – Сводное заключение) на основании заключений отраслевых федеральных органов о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Главархитектурой Московской области 28.04.2017 года в Минэкономразвития России было направлено уведомление об обеспечении доступа во ФГИС ТП к проекту генерального плана муниципального образования «городской округ Черноголовка» Московской области. Уведомление было зарегистрировано в Минэкономразвития России 02.05.2017 года №49485.
Между тем, в срок, установленный статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заключение Минэкономразвития России к Главархитектуру Московской области не поступило, о чем 03.08.2017 года составлен Акт о не поступлении в установленный срок заключения на проект документа территориального планирования городского округа Черноголовка Московской области.
Данные обстоятельства послужили основанием полагать проект генерального плана согласованным с Минэкономразвития России.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Федеральное агентство лесного хозяйства ссылается на нарушение при принятии оспариваемого нормативного правового акта федерального законодательства, в части включения генеральным планом в границы населенного пункта земель лесного фонда общей площадью 40 063 кв.м.
Вместе с тем, генеральным планом в границы населенных пунктов земли лесного фонда не включены. В границы населенных пунктов включались земельные участки с категорией, отличной от категории земель лесного фонда.
При разрешении административного дела судом установлено и не оспаривалось участниками процесса, что в соответствии с представленной выкопировкой из Генерального плана муниципального образования «городской округ Черноголовка Московской области» земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> вошли в границы населенного пункта.
В соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» пересечение границ земель государственного лесного фонда имеет место с границами вышеуказанных земельных участков.
Однако, как усматривается из материалов дела, согласно представленных документов в отношении указанных земельных участков проведена процедура уточнения категории земельного участка с учетом положений, введенных Федеральным законом от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». В настоящее время по данным Государственного лесного реестра (далее – ГЛР), представленным полномочным на его ведение органом - Комитетом лесного хозяйства Московской области, указанные земельные участки в ГЛР, как имеющие пересечение с землями лесного фонда, не значатся.
При данных обстоятельствах, у суда отсутствуют законные основания для признания недействующим решения Совета депутатов городского округа Черноголовка Московской области от 15.10.2019 года № 6-23/82 «Об утверждении изменений в генеральный план муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области», в части включения в границы населенного пункта земель лесного фонда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов городского округа Черноголовка Московской области о признании недействующим в части отдельных положений решения Совета депутатов городского округа Черноголовка Московской области от 15.10.2019 года № 6-23/82 «Об утверждении изменений в генеральный план муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Палагина
Мотивированное решение изготовлено 13.01.2021 года.