Дело № 2-7507/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Плечкиной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чакиной Т.Е. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
Чакина Т.Е. обратилась в суд с иском к ответчику о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по тем основаниям, что она является получателем досрочной трудовой пенсии по старости. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года она проходила военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцированной в <адрес>, в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете пенсии ей было отказано. С данным отказом истец не согласна, просит обязать ответчика произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой (службой по контракту) в районах Крайнего Севера.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указала, что проходила военную службу по контракту в районе Крайнего Севера, а именно в <адрес>. В связи с данными обстоятельствами просила обязать ответчика произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, до начала судебного заседания представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Чакина Т.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проходила военную службу по контракту в войсковой части №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в войсковой части №, уволена в запас на основании приказа МО СССР от ДД.ММ.ГГГГ года. С ДД.ММ.ГГГГ Чакина Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ Чакина Т.Е. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № № в перерасчете фиксированной выплаты отказано, так как на дату обращения с заявлением с учетом периодов работы по ДД.ММ.ГГГГ календарный стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет ДД.ММ.ГГГГ лет ДД.ММ.ГГГГ месяцев ДД.ММ.ГГГГ дней, при требуемом стаже ДД.ММ.ГГГГ лет, а страховой стаж, исчисленный в календарном порядке, составляет ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ месяцев ДД.ММ.ГГГГ дней, при требуемом – ДД.ММ.ГГГГ лет. Стаж работы в районах Крайнего Севера отсутствует.
Согласно сведениям, представленным стороной ответчика, спорный период учтен Чакиной Т.Е. в страховой стаж.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (ч.2 ст.39).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 (далее Федеральный закон №400-ФЗ), женщинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) и имеющим страховой стаж не менее 20 лет устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Между тем, федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Не содержит норм, указывающих на возможность учета периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ранее действовавшее законодательство, регулирующее спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба…
По действовавшему до 01.01.2002 пенсионному законодательству время военной службы и другой, приравненной к ней, службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» порядок зачета военной службы в стаж работы не был установлен.
Такой подход не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2005 №14-О, от 04.04.2006 №90-О, от 17.10.2006 №380-О, от 29.09.2011 №1040-О-О и др.).
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера (местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) для последующего перерасчета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения по установленным судом обстоятельствам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение составлено 16.11.2018.