КОПИЯ
Дело № 2а-778/2021
70RS0004-01-2020-007147-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Порубовой О.Н.
при секретаре Силантьевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России по г. Томску к Куприянову Сергею Анатольевичу о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Томску обратилась в суд с административным иском к Куприянову С.А. о взыскании задолженности по налогу на имуществу физических лиц за 2018 в сумме 7876 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 92,74 руб., транспортного налога за 2018 в сумме 7618 руб., пени по транспортному налогу 89,70 руб.
В обоснование указано, что в адрес Куприянова С.А. было направлено налоговое уведомление об уплате налогов, в установленный срок налоги не оплачены. Ответчику направлено требование о погашении задолженности по налогам, однако задолженность не оплачена.
Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ИФНС России по г. Томску.
Административный ответчик Куприянов С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца ИФНС России по г. Томску подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно части 1 статьи286КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправеобратитьсявсудс административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке илипропущенуказанный в таком требованиисрокуплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи286КАС РФ).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций,судпроверяет полномочия органа, обратившегосяс требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден лисрокобращениявсуд, если такойсрокпредусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи286КАС РФ).
Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные требования закреплены в ч.1 ст.3 и п.1 ч.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Статьей 19 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч.4 ст.57 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из содержания статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что единое сводное налоговое уведомление и требования об уплате налога направляются по почте заказным письмом только при условии отсутствия подключения к личному кабинету. Всем физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, единое сводное налоговое уведомление и требования об уплате налога, направляются в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Частью 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно ч.2 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со 400 НК РФ Куприянов С.А. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
На основании ст.ст.403, 404, 408 НК РФ ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено начисление налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2018 год со сроком уплаты не позднее 02.12.2019, в размере 7876 руб. из расчета:
- квартиры по адресу: г<адрес>, кадастровый номер №, площадь 80,40, дата регистрации права 08.10.2004:
1640888 руб. (кадастровая стоимость) x 1 (доля в праве на объект) x 0,48% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = 7876 руб.
На основании п. 2 ст.409 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 31510143 от 04.07.2019 с извещением на уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7876 руб. в срок не позднее 02.12.2019, что подтверждается списком № 642 заказных писем.
В установленный срок налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 7876 руб. уплачен не был.
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ за неуплату налога в установленный законом срок, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога по день, предшествующий дню фактической уплаты задолженности по налогу, налогоплательщику начисляются пени за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени за периоды:
с 03.12.2019 по 15.12.2019: 13 (количество дней просрочки) х 7876 (недоимка для пени) х 6,50 (ставка рефинансирования ЦБ РФ / 300 /100) = 22,18 руб. (начислено пени за период);
с 16.12.2019 по 27.01.2020: 43 (количество дней просрочки) х 7876 (недоимка для пени) х 6,25 (ставка рефинансирования ЦБ РФ / 300 /100) = 70,56 руб. (начислено пени за период).
Таким образом, размер пени по налогу на имущество физических лиц составил 92,74 руб.
В соответствии с порядком, установленным ст. 69 Налогового кодекса РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование, извещающее налогоплательщика о наличии задолженности по налогу и пени, и обязанности указанную задолженность погасить в установленный срок, а именно: требование № 6013 от 28.01.2020 об уплате налога в сумме 7876 руб. и пени в сумме 92,74 руб. в срок до 13.03.2020. В установленный срок требование не исполнено.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и вводится на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
На территории Томской области транспортный налог введен в действие законом Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге» (далее по тексту - Закон).
В соответствии с положениями ст. 357 НК РФ и ст.2 Закона лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, являются налогоплательщиками транспортного налога.
Согласно положениям Закона: объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки (с мощностью мотора свыше 5 л.с), гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные «транспортные» средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, (п. 1 ст. 358 НК РФ, ст. 3); налоговым периодом признается календарный год (ст. 5); транспортный налог в отношении физических лиц исчисляется налоговым органом на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (п. 1 ст. 7); уплата налога производится в срок до 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 8); сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 7); в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (автомобили), налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 4).
Ставки транспортного налога установлены законодательством Томской области.
Согласно сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств (ГИБДД ТО), представленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ, п.1 ст.7 Закона ТО от 04.10.2002 №77-ОЗ «О транспортном налоге», на Куприянова С.А. в налоговый период 2018 года был зарегистрировано транспортное средство марки Тойота Камри, №, 2008 года выпуска, дата регистрации права 25.05.2016.
На основании ст.ст. 361, 362 НК РФ, ст.6, п.1 ст.7 Закона ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено исчисление транспортного налога, подлежащего уплате за 2018 год со сроком уплаты не позднее 02.12.2019 в сумме 7618 руб. из расчета: 277 руб. (налоговая база) x 110 руб. (налоговая ставка) x 3/12 (количество месяцев владения/12) = 7618 руб.
На основании п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 31510143 от 04.07.2019 с извещением на уплату транспортного налога в сумме 7618 руб. не позднее 02.1.22019.
В установленный ст.363 НК РФ и ст.8 Закона срок транспортный налог за 2018 год в сумме 7618 руб. уплачен не был.
В соответствии со ст.75 НК РФ за каждый день просрочки уплаты транспортного налога начислены пени по транспортному налогу в сумме 89,70 руб.
В соответствии с порядком, установленным ст. 69 Налогового кодекса РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование, извещающее налогоплательщика о наличии задолженности по налогу и пени, и обязанности указанную задолженность погасить в установленный срок, а именно: требование № 6013 от 28.01.2020 об уплате налога и пени в срок до 13.03.2020.
В установленный срок требования не исполнены, транспортный налог за 2018 год в сумме 7618 руб. и пени в сумме 89,70 руб. уплачены не были.
Процедура и сроки взимания задолженности по уплате налогов и пени в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по г. Томску в пределах шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения вышеуказанных требований об уплате обязательных платежей и санкций с учетом положений ч.2 ст.48 НК РФ в мировой суд направлялось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Куприянова С.А. задолженности по налогам и пени в общей сумме 15676,44 РУБ, в том числе: налог на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, транспортный налог, пени по транспортному налогу. Судебный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № 1 Советского судебного района г. Томска 18.05.2020.
04.06.2020 мировому судье от должника Куприянова С.А. поступило заявление об отмене судебного приказа. На основании указанного заявления налогоплательщика определением мирового судьи судебного участка № 1 Советского судебного района г. Томска от 10.06.2020 судебный приказ от 18.05.2020 отменен.
Административное исковое заявление направлено в суд по почте 20.11.2020, то есть в пределах установленного законом срока.
В связи с тем, что административный истец в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика Куприянова С.А. подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Томск» государственная пошлина в размере 627,05 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Томску к Куприянову Сергею Анатольевичу о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Куприянова Сергея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 15676,44 руб., из которых налог на имущество физических лиц за 2018 в сумме 7876 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 92,74 руб., транспортный налог за 2018 в сумме 7618 руб., пени по транспортному налогу 89,70 руб.
Взыскание налога, пени осуществить по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску) ИНН 7021022569. КПП 701701001. Банк получателя: Отделение Томск г. Томск. Расчетный счет 40101810900000010007. БИК 046902001. Код ОКТМО 69701000, КБК 18210601020041000110 – уплата налога на имущество, КБК 18210601020042100110-уплата пени по налогу на имущество, КБК 18210604012021000110-уплата транспортного налога, КБК 18210604012022100110-уплате пени по транспортному налогу.
Взыскать с Куприянова Сергея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 627,05 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна
Судья О.Н. Порубова
Секретарь К.С. Силантьева
Оригинал документа находится в деле №2а-778/2021 Советского районного суда г.Томска.