Мотивированное решение от 20.02.2024 по делу № 02-4292/2023 от 16.03.2023

УИД 77RS0018-02-2022-019259-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

05 декабря 2023 года Никулинский районный суд адрес в составе судьи Казаковой О.А., при секретаре Бурак А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4292/2023 по иску Ангеловой ... к ПАО «МОЭК» о признании договора на поставку тепловой энергии в целях отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения заключенным, обязании производить начисления оплаты за потребленный ресурс помещений в многоквартирном доме, обязании предоставлять платежный документ на оплату за потребленный ресурс помещений в многоквартирном доме  в форме, порядке и сроки, установленные жилищным законодательством,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании заключенным договора на поставку тепловой энергии в целях отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения между Ангеловой Н.А., являющейся собственником помещений № 205, 207 и 447 многоквартирного дома по адресу: адрес и ПАО «МОЭК» с 20.02.2020, обязании                  с 20.02.2020 производить начисления оплаты за потребленный ресурс указанных помещений, обязании с 20.02.2020 предоставлять платежный документ на оплату за потребленный ресурс указанных помещений в форме, порядке и сроки, установленные жилищным законодательством.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником помещений № 205, 207 и 447, расположенных по адресу: адрес. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу № 1 от 20.02.2020 собственниками принято решение о заключении договоров теплоснабжения         на поставку тепловой энергии в целях отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией ПАО «МОЭК» с даты подписания протокола. ООО «МАТОРИН – РУК» 12.02.2021 уведомило ПАО «МОЭК» о проведении общего собрания собственников помещений МКД и принятом решении о заключении прямых договоров на оказание услуг по поставке тепловой энергии в целях отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения и направило копию Протокола № 1 от 20.02.2020. Рассмотрев представленные документы, письмом от 19.03.2021 № 02-Ф11/08-15634/21 ответчик уведомил ООО «МАТОРИН – РУК» о необходимости предоставления дополнительных документов. По мнению истца, указанным письмом ответчик проинформировал ООО «МАТОРИН – РУК» об отказе в переходе на прямые договоры. Данный отказ истец полагает незаконным.

Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица ООО «МАТОРИН-УЖН» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, каких-либо возражений по делу не представил.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит                   к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец Ангелова Н.А. является собственником помещений № 205, 207 и 447, расположенных по адресу: адрес (далее – Помещения), что подтверждается выписками из ЕГРН.

Теплоснабжение многоквартирного дома по адресу: адрес, Береговой
проезд, д. 5, корп. 3 (далее – МКД) осуществляется от центрального теплового пункта № 08-05-171 (далее – ЦТП).

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений                               в МКД № 1 от 20.02.2020 собственниками принято решение о заключении договоров теплоснабжения на поставку тепловой энергии в целях отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией ПАО «МОЭК» с даты подписания протокола.

ООО «МАТОРИН – РУК» письмом от 12.02.2021 ... уведомило ПАО «МОЭК» о проведении общего собрания собственников помещений МКД и принятом решении о заключении прямых договоров на оказание услуг по поставке тепловой энергии в целях отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения и направило копию Протокола № 1 от 20.02.2020.

Рассмотрев представленные документы, письмом от 19.03.2021  № 02-Ф11/08-15634/21 ответчик уведомил ООО «МАТОРИН-РУК»  о необходимости предоставления дополнительных документов.

По мнению истца, указанным письмом ответчик проинформировал                     ООО «МАТОРИН – РУК» об отказе в переходе на прямые договоры.

Данный отказ истец полагает незаконным, что послужило причиной ее обращения в суд.

Как следует из материалов дела,  на общем собрании собственников помещений в МКД, принято решение о заключении собственниками помещений МКД договоров теплоснабжения на поставку тепловой энергии в целях отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией ПАО «МОЭК» с даты подписания протокола общего собрания собственников, что подтверждается Протоколом № 2 от 20.02.2020 (пункт 6).

Инициатором данного собрания выступала предыдущая управляющая организация МКД, а именно ООО «МАТОРИН-РУК».

Решением общего собрания собственников помещений в МКД в качестве управляющей организации выбрана ООО «МАТОРИН-УЖН» (пункт 5 Протокола № 1 от 20.05.2021).

Распоряжением Мосжилинспекции от 08.09.2021 № 10495РЛ с 01.10.2021  в реестр лицензий адрес включены сведения о том, что ООО «МАТОРИН-УЖН» осуществляет деятельность по управлению МКД.

Пунктом 7 Протокола № 1 от 20.05.2021 общим собранием собственников помещений в МКД утвержден договор управления МКД.

Согласно п. 2.1.4 Договора управления ООО «МАТОРИН-УЖН» обязуется заключить от своего имени договоры с ресурсоснабжающими организациями, предоставляющими коммунальные ресурсы (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление), договоры с организациями, осуществляющими ремонтно-строительные и иные работы.

Во исполнение принятой на себя обязанности, ООО «МАТОРИН-УЖН» обратилось в ПАО «МОЭК» с заявкой на заключение договора теплоснабжения.

На основании Протокола № 1 от 20.05.2021, Распоряжения Мосжилинспекции от 08.09.2021 № 10495РЛ между ПАО «МОЭК»  и ООО «МАТОРИН-УЖН» заключен договор теплоснабжения от 01.10.2021  № 08.189032-ТЭ.

Согласно п. 1.1 Договора теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставлять ответчику тепловую энергию и теплоноситель, а ответчик обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.

В случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом с тепловым пунктом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, тепловая энергия и теплоноситель в такой многоквартирный дом поставляются исполнителю для целей самостоятельного производства им коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

В силу ст. 309 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Как следует из положений ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых                      по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции, либо об отклонении протокола разногласий.

По смыслу п. 1 и 3 ст. 426, а также п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В соответствии ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 421, абз. 1 п. 1 ст. 445 ГК РФ).

Согласно подп. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового марка автомобиля в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового марка автомобиля в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Как следует из ч. 5 ст. 157.2 ЖК РФ по истечении тридцати дней с даты направления лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным в указанном случае со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно.

В соответствии с ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Согласно ч. 7 данной статьи договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном дом одновременно:

1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 указанной статьи, с даты,
определенной в решении общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Кодекса.
По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть
перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении
ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было
созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий
решения и протокола общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме.

Согласно п. 6 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам  и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и марка автомобиля в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Управляющая организация, а также товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив) предоставляют ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:

фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;

адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;

сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений;

сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома;

сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения;

сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 117 настоящих Правил, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления;

сведения о случаях, периодах и об основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;

реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).

Как следует из подп. «д» п. 17 Постановления Правительства РФ № 354 (введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498) ресурсоснабжающая организация при сохранении прямых договорных отношений предоставляет коммунальные услуги гражданам-потребителям.

Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в
многоквартирном доме в случае, если при принятии собственниками помещений в
многоквартирном доме решения об изменении способа управления
многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим
собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме принято
решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за
коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных
услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления
многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, - с даты принятия такого решения.

Согласно положениям ст. 161, 162 ЖК РФ, п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками способа управления товарищества собственников жилья, управление управляющей организацией, последние несут ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должны заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

В силу пункта 18 Федерального закона от 29.06.2015 № 176 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме должно быть принято решение о сохранности порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Согласно подп. 3 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ ресурсоснабжающей организацией предоставляются коммунальные услуги при условии управления МКД управляющей организацией и наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов при изменении способа управления или о выборе управляющей организации.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что при управлении МКД управляющей организацией или ТСЖ (ЖСК) коммунальные услуги собственникам в доме могут предоставляться не только управляющей компанией или ТСЖ (ЖСК), а непосредственно ресурсоснабжающей организацией.

Прямые договоры о предоставлении коммунальных услуг заключаются ресурсоснабжающей организацией с каждым собственником или пользователем помещения в МКД по желанию собственников, при этом решение о переходе на прямые договоры принимается на общем собрании собственников.

Следовательно, при рассмотрении споров о понуждении ресурсоснабжающей организации к переходу на прямые договоры юридическими значимыми обстоятельствами являются установление воли собственников помещений в МКД на заключение прямых договоров и факта закрепления данного решения на общем собрании собственников помещений в МКД в установленном законом порядке.

Вместе с тем Протокол №1 от 20.05.2021, предусматривающий выбор новой управляющей организации ООО «МАТОРИН-УЖН», не содержит решение собственников МКД о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.

Более того, пунктом 7 Протокола № 1 от 20.05.2021 решением общего собрания собственников помещений в МКД утверждены договоры управления МКД, согласно пункту 2.1.4 которого ООО «МАТОРИН-УЖН» в целях исполнения указанных договоров обязуется заключить от своего имени договоры с ресурсоснабжающими организациями, предоставляющие коммунальные ресурсы (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление), договоры с организациями, осуществляющими ремонтностроительные и иные работы.

В Протоколе № 1 от 20.05.2021 собственники помещений в МКД выразили свое решение наделить ООО «МАТОРИН-УЖН», как исполнителя коммунальных услуг, полномочиями на заключение договоров с РСО на поставку коммунальных ресурсов в целях предоставления ООО «МАТОРИН-УЖН» жителям коммунальных услуг.

В адрес собственников помещений в сентябре 2022 года управляющей компанией направлялись уведомления о проведении внеочередного общего собрания собственников, в повестке которого значился вопрос о переходе на прямые договоры с ПАО «МОЭК» с даты оформления протокола, что свидетельствует об исполнении в спорный период ООО «МАТОРИН-УЖН» своих обязанностей по оказанию коммунальных услуг жителям МКД.

Таким образом, ссылка истца на Протокол № 2 от 20.02.2020 как на основание для перехода в спорный период на прямые договоры с ПАО «МОЭК» несостоятельна, как противоречащая подп. 3 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ и подп. «д» п. 17 Постановления Правительства РФ № 354.

Доказательств, подтверждающих волеизъявление собственников помещений в МКД на заключения прямых договоров теплоснабжения и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения с ПАО «МОЭК», суду не представлено.

Материалами дела не подтверждается воля собственников помещений в МКД на переход на «прямые договоры».

Из Протокола № 2 от 20.02.2020 следует, что жители приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку тепловой энергии в целях отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения.

В связи с изменениями, внесенными в ЖК РФ Федеральным законом                     от 03.04.2018 года № 59-Ф3, с даты вступления в силу указанных изменений (03.04.2018) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме наделено полномочием принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, соответственно, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления ресурсоснабжающими организациями (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение служит основанием для заключения ресурсоснабжающей организацией прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме.

Соответствующее решение оформляется протоколом, который должен соответствовать Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденным Приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (далее - Требования).

Согласно п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового марка автомобиля в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о заключении собственниками прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.

Договор поставки тепловой энергии в целях приготовления горячей воды в силу закона может быть заключен исключительно с законным владельцем оборудования теплового пункта, посредством которого осуществляется приготовление горячей воды, что прямо следует из ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении (далее - Закон о водоснабжении) о водоснабжении.

В соответствии с указанной нормой, организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.

На основании ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-Ф3 «О теплоснабжении» и ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 Nº 416-Ф3 «О водоснабжении и водоотведении» ЦТП отнесен к сетевым объектам централизованных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения.

ЦТП представляет собой комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки (пункт 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства РФ                 от 18.11.2013 № 1034).

Поскольку оборудование ЦТП, посредством которого осуществляется горячее водоснабжение спорного МКД, обслуживает более одного многоквартирного дома, то в силу положений ст. 290 ГК РФ и 36 ЖК РФ, а также положений ст. 2 Правил содержания общего имущества № 491, указанное оборудование не может быть отнесено к общему имуществу собственников помещений в МКД.

Кроме того, оборудование ЦТП № 08-05-171 не принадлежит ПАО «МОЭК», доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Учитывая требования закона, в указанном случае заключение прямых договоров по услуге «горячего водоснабжения» между ПАО «МОЭК» и жителями МКД невозможно, поскольку ПАО «МОЭК» не является владельцем оборудования ЦТП и не может оказывать жителям услуги горячего водоснабжения.

Заключение договора поставки объема тепловой энергии для целей приготовления горячей воды возможно исключительно с владельцем теплового пункта, что также подтверждается Письмом Минстроя № 7674-МГ/04 от 05.03.2019.

ПАО «МОЭК» неоднократно запрашивало правоустанавливающие документы на ЦТП № 08-05-171, посредством которого осуществляется поставка энергоресурсов в спорный МКД. По настоящее время правоустанавливающие документы на ЦТП не предоставлены в ПАО «МОЭК».

Кроме того, являясь теплоснабжающей организацией, ПАО «МОЭК»  не осуществляет поставку холодной воды для нужд горячего водоснабжения.

Таким образом, учитывая действующее нормативное регулирование, отсутствуют правовые основания для перехода на прямые договоры холодной воды для нужд горячего водоснабжения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также исходит из того, что ЦТП №08-05-171 обслуживает не только МКД, в котором проживает истец,         но и иные МКД, в связи с чем, указанный ЦТП общим имуществом собственников помещений в МКД не является. Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что ООО «МАТОРИН-УЖН» является исполнителем по оказанию коммунальных услуг по холодному водоснабжению в доме истца.

Параграфом 6 главы 30 ГК РФ урегулированы правоотношения по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.

Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.

Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг подробно урегулирован в ст. 155 ЖК РФ.

Из положений п. п. 8, 9 и 10 Правил № 354, следует, что исполнителем коммунальных услуг могут являться управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), а также и ресурсоснабжающая организация.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-Ф3 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» информация, размещенная на данном сайте, обладает признаками полноты, достоверности, актуальности информации.

Наличие у ООО «МАТОРИН-УЖН» статуса исполнителя коммунальных услуг подтверждается сведениями с официального сайта ГИС ЖКХ, согласно которым исполнителем коммунальных услуг, в том числе в части отопления и горячего водоснабжениям, является именно ООО «МАТОРИН-УЖН»,  а не ПАО «МОЭК», а также едиными платежными документами, выставленными в адрес жильцов домов, в которых управляющая компания в настоящее время выставляет жителям МКД счета по отоплению и подогреву ХВ для ГВС.

Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что копия протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 20.02.2020 № 1 предоставлена в ПАО «МОЭК» с нарушением установленного ЖК РФ десятидневного срока.

Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД являются официальными документами, как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в МКД обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.

Однако такие последствия в отношении ресурсоснабжающей организации возникают только в случае реализации соответствующего решения в порядке, установленном этой же нормой права, а именно, в силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу, указанному в п. 4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части (не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в МКД), в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

Положения ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ, определяющие момент возникновения договорных отношений по оказанию коммунальных услуг между собственниками (пользователями) помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией (региональным оператором), не могут быть реализованы в отсутствие доказательств надлежащей реализации полномочий на отказ от договора, поскольку отсутствие данных обстоятельств препятствует вступлению ресурсоснабжающей организации (региональному оператору) в договорные отношения с собственниками помещений.

С учетом изложенного, следует сделать вывод о том, что соответствующие договорные отношения, как и прекращение у управляющей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги, возникают лишь при условии надлежащего извещения ресурсоснабжающей организации (регионального оператора) о принятом решении (Постановление АС адрес                       от 25.10.2022 по делу N А57- 14662/2021).

12.03.2021 письмом № МРУК-2020-320 (вх. ...) в адрес ответчика направлена копия протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 20.02.2020 № 2, собственниками помещений в МКД принято предусмотренное п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ решение о заключении от своего имени договоров на поставку тепловой энергии в целях отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией                ПАО «МОЭК» с 20.02.2020.

Таким образом, копия протокола № 2 от 20.02.2020 предоставлена                             в ПАО «МОЭК» спустя несколько месяцев после проведения общего собрания собственников МКД, что является нарушением положений действующего законодательства и исключает возможность перехода на прямые договоры за год, предшествующий получению ПАО «МОЭК» копии протокола № 2 от 20.02.2020.

Принимая решение об отказе в иске, суд также обращает внимание на то обстоятельство, что истцом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлены доказательства, позволяющие квалифицировать действий ПАО «МОЭК» как отказ или уклонение от заключения прямых договоров с собственниками помещений в МКД.

Несмотря на то, что на общем собрании собственников помещений в МКД принято решение о заключении собственниками помещений МКД договоров теплоснабжения на поставку тепловой энергии в целях отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией ПАО «МОЭК» с даты подписания протокола общего собрания собственников, что подтверждается Протоколом № 2 от 20.02.2020 (пункт 6), суд приходит к выводу о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие возможность признания договора на поставку тепловой энергии на нужды отопления и подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения заключенным и возложении на ПАО «МОЭК» обязании производить начисления оплаты за потребленный ресурс, обязании предоставлять платежный документ в порядке и сроки установленным жилищным законодательством.

Как установлено ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать                   те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном               и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по вышеуказанным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░ ... ░ ░░░ «░░░░»  ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░-  ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░  ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░                                                                                                           ░.░. ░░░░░░░░

 

 

 

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░  20.02.2024 ░.

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-4292/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении, 05.12.2023
Истцы
Ангелова Н.А.
Ответчики
ПАО "МОЭК"
Другие
Терехов А.С.
Суд
Никулинский районный суд
Судья
Казакова О.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
20.02.2024
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее