Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-25693/2020 от 26.08.2020

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

33а-25693/2020

(2а-3388/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 31 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Аняновой О.П.

судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.

при ведении протокола помощником судьи Петровой М.Ю.

с участием прокурора Майборода О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краськовой К. Д. к Территориальной избирательной комиссии Армавирская об оспаривании решения

по апелляционным жалобам Краськовой К.Д., Резинкова А.А. и апелляционному представлению прокурора г. Армавира

на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 14 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения представителя Слюсарева И.А. – Косяченко А.В., возражавшего против удовлетворения жалоб и представления, представителя Территориальной избирательной комиссии Армавирская – Вирясова К.С., полагавшегося на усмотрение суда, прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

решением Армавирской городской Думы от 23 июня 2020 года № 659, опубликованным 26 июня 2020 года в газете «Муниципальный Вестник Армавира» № 25 (33), на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Армавирской городской Думы седьмого созыва.

Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края №849-П от 03 марта 2003 года, полномочия избирательной комиссии муниципального образования по подготовке и проведению выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) возложены на территориальную избирательную комиссию Армавирская (далее по тексту - ТИК Армавирская).

ТИК Армавирская вынесено решение <№..> от 02 августа 2020 года, которым Слюсарев Иван Андреевич, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7 (далее по тексту - кандидат в депутаты Слюсарев И.А.) (л.д. 18-21).

Краськова Ксения Дмитриевна, выдвинутая в порядке самовыдвижения и зарегистрированная кандидатом по тому же избирательному округу (л.д. 3-4), обратилась в суд с административным иском об оспаривании вышеназванного решения избирательной комиссии. В обоснование своих требований административный истец ссылалась на то, что оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, поскольку кандидатом в депутаты Слюсаревым И.А. представленные подписи избирателей являются недействительными, поскольку все подписные листы содержат не полную информацию в отношении лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (не указан адрес места жительства).

Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 14 августа 2020 года в удовлетворении требований отказано (л.д. 82-89).

В апелляционных жалобах административный истец Краськова К.Д., лицо, не привлеченное к участию в деле, Резинков А.К. (зарегистрированный кандидат в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7), а также в апелляционном представлении прокурор города Армавира просят решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 14 августа 2020 года отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое об удовлетворении административного иска.

Административный истец - Краськова К.Д., лицо, не привлеченное к участию в деле, Резинков А.К., в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания посредством телефонограммы, направления СМС-сообщения (л.д. 119, 120), телеграммой (л.д. 121), также посредством размещения информации о дате, времени и месте проведения судебного заседания на сайте суда (л.д. 118).

Слюсарев И.А., также не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, направил в суд своего представителя.

Руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Подпунктом «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Краснодарского края урегулирован Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее по тексту - Закон Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ).

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.

Из системного анализа положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.

К числу таких положений отнесены требования по соблюдению порядка представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его выдвижения и регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Согласно части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ кандидат представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.

В силу частей 1, 2 статьи 72 Закона Краснодарского края 26 декабря 2005 года № 966-КЗ и решения ТИК Армавирская от 27 июня 2020 года № 174/1097 для регистрации кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №1 в избирательную комиссию должно быть представлено не менее 22 и не более 26 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, при этом при проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, в частности, в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ.

Из материалов административного дела следует и судом установлено, что в ТИК Армавирская Слюсаревым И.А. были представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7, в их числе 22 подписи избирателей, сброшюрованных в 1 папку.

По результатам проверки представленных Слюсаревым И.А. подписей избирателей, проведенной рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что все подписи избирателей являются недействительными, так как сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (не указан адрес места жительства), в связи с чем предложено ТИК Армавирская отказать в регистрации кандидату в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7.

В процессе обсуждения вопроса о регистрации указанного кандидата, ТИК Армавирская 02 августа 2020 года приняла решение № 189/1180 о регистрации Слюсарева И.А. кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7.

Отказывая в удовлетворении требований Краськовой К.Д., суд первой инстанции исходил из того, что согласно представленным шести подписным листам кандидата в депутаты Слюсарева И.А. от 22 июля 2020 года в них зафиксировано место жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, с указанием даты рождения и паспортных данных, однако отсутствуют сведения об улице, номере дома, а также квартиры по месту регистрации Слюсарева И.А.

При этом, согласно паспортным данным Слюсарев И.А. значится зарегистрированным по адресу: <Адрес...>.

На основании изложенного, суд сделал вывод о том, что указание в подписных листах в поддержку Слюсарева И.А. субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, и соответствующего населенного пункта - муниципального образования города Армавира, где он, зарегистрирован и постоянно проживает, при отсутствии в подписных листах сведений об улице, номере дома и квартиры кандидата в депутаты Слюсарева И.А. само по себе не свидетельствует о несоблюдении заинтересованным лицом, установленной законом формы подписного листа.

С такими выводами суда первой инстанции, основанными на ошибочном толковании избирательного законодательства и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия согласиться не может.

Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает, среди прочего, адрес своего места жительства, под которым в силу подпункта 5 статьи 2 данного Федерального закона понимается адрес, включающий наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Указанные формы подписного листа также предусматривают необходимость указать в разделе сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в том числе адрес его места жительства.

С целью проверки доводов административного истца суд апелляционной инстанции исследовал подлинные подписные листы в количестве шести штук.

Во всех шести листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме – не указан среди прочих сведений адрес его места жительства.

Вопреки выводам суда первой инстанции сведения о наименовании субъекта РФ и населенного пункта, в котором проживает лицо, осуществившее сбор подписей в подписных листах отсутствуют.

Эти сведения содержатся в части подписного листа, содержащей сведения о лице, выдвижение которого поддерживают избиратели.

Однако, из системного анализа вышеприведенных норм следует, что законодателем предусмотрены строго формальные требования к оформлению подписных листов, в том числе, применительно к сведениям о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей.

Отклонение от этих требований является основанием для признания всех подписей избирателей в этом подписном листе недействительными, что ошибочно не было принято судом во внимание.

То обстоятельство, что кандидат в депутаты Слюсарев И.А. самостоятельно осуществлял сбор подписей избирателей, не освобождало его от соблюдения требований избирательного законодательства, поскольку каких-либо исключений применительно к порядку оформления подписных листов при совпадении в одном лице кандидата в депутаты и сборщика подписей избирателей закон не содержит.

Также закон не предусматривает обязанность сопоставлять сведения из различных частей подписных листов с целью установления необходимых сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в том числе адресе его места жительства.

Такие требования закона направлены на надлежащее закрепление воли избирателей в поддержку кандидата, учитывая социальную значимость процедур регистрации кандидатов как стадии избирательного процесса.

Таким образом, доводы Слюсарева И.А., со ссылкой на приведенные в возражениях на апелляционную жалобу нормы права, позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года, о том, что им указан адрес: Краснодарский край, г. Армавир, а отсутствие сведений об улице и доме, не препятствует однозначному восприятию его места жительства - г. Армавир, основаны на ошибочном толковании приведенных правовых норм и во всяком случае, не могут свидетельствовать о соблюдении им требований избирательного законодательства.

Более того, исходя из разъяснений, указанных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства.

Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

В настоящем деле, такие условия отсутствуют. Слюсарев И.А. зарегистрирован по адресу: <Адрес...>.

Отсутствие указания в подписных листах информации, требуемой в силу действующего законодательства, делает невозможным полную идентификацию лица, осуществлявшего сбор подписей и вопреки позиции заинтересованного лица, препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей его места жительства.

Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного в пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции не обоснованно не учтено наличие оснований для признания недействительными всех подписей избирателей в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и соответственно для отказа в регистрации Слюсарева И.А. в силу положений подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ, что привело к принятию не правильного судебного акта.

Регистрация Слюсарева И.А. кандидатом в депутаты при наличии основания для отказа в такой регистрации существенным образом нарушает провозглашенный статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67 принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, в том числе, административного истца Краськовой К.Д., а также подателя апелляционной жалобы Резинкова А.А. - зарегистрированных кандидатов в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7, и вопреки ошибочному мнению представителя заинтересованного лица дает в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 2 июня 2002 года № 67-ФЗ право требовать ее отмены.

Учитывая изложенное апелляционные жалобы Краськовой К.Д., Резинкова А.А., апелляционное представление прокурора города Армавира подлежат удовлетворению, а решение суда - отмене, с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь ст. ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 14 августа 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым требования Краськовой К. Д. к Территориальной избирательной комиссии Армавирская об оспаривании решения о регистрации Слюсарева И. А. в кандидаты в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 7 от 02 августа 2020 года №189/1180 удовлетворить.

Решение Территориальной избирательной комиссии Армавирская от 02 августа 2020 года №189/1180 «О регистрации Слюсарева Ивана Андреевича кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 7» признать незаконным и отменить полностью.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: О.П. Анянова

Судья: Н.А. Морозова

Судья: К.К. Суслов

33а-25693/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Краськова К.Д.
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Армавирская
Другие
Резинков А.А.
Прокуратура г. Армавира
Слюсарев И.А.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Анянова Ольга Петровна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
26.08.2020Передача дела судье
31.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее