КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
33а-25693/2020
(2а-3388/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 31 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Аняновой О.П.
судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.
при ведении протокола помощником судьи Петровой М.Ю.
с участием прокурора Майборода О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краськовой К. Д. к Территориальной избирательной комиссии Армавирская об оспаривании решения
по апелляционным жалобам Краськовой К.Д., Резинкова А.А. и апелляционному представлению прокурора г. Армавира
на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 14 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения представителя Слюсарева И.А. – Косяченко А.В., возражавшего против удовлетворения жалоб и представления, представителя Территориальной избирательной комиссии Армавирская – Вирясова К.С., полагавшегося на усмотрение суда, прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
решением Армавирской городской Думы от 23 июня 2020 года № 659, опубликованным 26 июня 2020 года в газете «Муниципальный Вестник Армавира» № 25 (33), на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Армавирской городской Думы седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края №849-П от 03 марта 2003 года, полномочия избирательной комиссии муниципального образования по подготовке и проведению выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) возложены на территориальную избирательную комиссию Армавирская (далее по тексту - ТИК Армавирская).
ТИК Армавирская вынесено решение <№..> от 02 августа 2020 года, которым Слюсарев Иван Андреевич, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7 (далее по тексту - кандидат в депутаты Слюсарев И.А.) (л.д. 18-21).
Краськова Ксения Дмитриевна, выдвинутая в порядке самовыдвижения и зарегистрированная кандидатом по тому же избирательному округу (л.д. 3-4), обратилась в суд с административным иском об оспаривании вышеназванного решения избирательной комиссии. В обоснование своих требований административный истец ссылалась на то, что оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, поскольку кандидатом в депутаты Слюсаревым И.А. представленные подписи избирателей являются недействительными, поскольку все подписные листы содержат не полную информацию в отношении лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (не указан адрес места жительства).
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 14 августа 2020 года в удовлетворении требований отказано (л.д. 82-89).
В апелляционных жалобах административный истец Краськова К.Д., лицо, не привлеченное к участию в деле, Резинков А.К. (зарегистрированный кандидат в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7), а также в апелляционном представлении прокурор города Армавира просят решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 14 августа 2020 года отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое об удовлетворении административного иска.
Административный истец - Краськова К.Д., лицо, не привлеченное к участию в деле, Резинков А.К., в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания посредством телефонограммы, направления СМС-сообщения (л.д. 119, 120), телеграммой (л.д. 121), также посредством размещения информации о дате, времени и месте проведения судебного заседания на сайте суда (л.д. 118).
Слюсарев И.А., также не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, направил в суд своего представителя.
Руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Подпунктом «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Краснодарского края урегулирован Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее по тексту - Закон Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
Из системного анализа положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
К числу таких положений отнесены требования по соблюдению порядка представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его выдвижения и регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ кандидат представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
В силу частей 1, 2 статьи 72 Закона Краснодарского края 26 декабря 2005 года № 966-КЗ и решения ТИК Армавирская от 27 июня 2020 года № 174/1097 для регистрации кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №1 в избирательную комиссию должно быть представлено не менее 22 и не более 26 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, при этом при проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, в частности, в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ.
Из материалов административного дела следует и судом установлено, что в ТИК Армавирская Слюсаревым И.А. были представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7, в их числе 22 подписи избирателей, сброшюрованных в 1 папку.
По результатам проверки представленных Слюсаревым И.А. подписей избирателей, проведенной рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что все подписи избирателей являются недействительными, так как сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (не указан адрес места жительства), в связи с чем предложено ТИК Армавирская отказать в регистрации кандидату в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7.
В процессе обсуждения вопроса о регистрации указанного кандидата, ТИК Армавирская 02 августа 2020 года приняла решение № 189/1180 о регистрации Слюсарева И.А. кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7.
Отказывая в удовлетворении требований Краськовой К.Д., суд первой инстанции исходил из того, что согласно представленным шести подписным листам кандидата в депутаты Слюсарева И.А. от 22 июля 2020 года в них зафиксировано место жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, с указанием даты рождения и паспортных данных, однако отсутствуют сведения об улице, номере дома, а также квартиры по месту регистрации Слюсарева И.А.
При этом, согласно паспортным данным Слюсарев И.А. значится зарегистрированным по адресу: <Адрес...>.
На основании изложенного, суд сделал вывод о том, что указание в подписных листах в поддержку Слюсарева И.А. субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, и соответствующего населенного пункта - муниципального образования города Армавира, где он, зарегистрирован и постоянно проживает, при отсутствии в подписных листах сведений об улице, номере дома и квартиры кандидата в депутаты Слюсарева И.А. само по себе не свидетельствует о несоблюдении заинтересованным лицом, установленной законом формы подписного листа.
С такими выводами суда первой инстанции, основанными на ошибочном толковании избирательного законодательства и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия согласиться не может.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает, среди прочего, адрес своего места жительства, под которым в силу подпункта 5 статьи 2 данного Федерального закона понимается адрес, включающий наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Указанные формы подписного листа также предусматривают необходимость указать в разделе сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в том числе адрес его места жительства.
С целью проверки доводов административного истца суд апелляционной инстанции исследовал подлинные подписные листы в количестве шести штук.
Во всех шести листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме – не указан среди прочих сведений адрес его места жительства.
Вопреки выводам суда первой инстанции сведения о наименовании субъекта РФ и населенного пункта, в котором проживает лицо, осуществившее сбор подписей в подписных листах отсутствуют.
Эти сведения содержатся в части подписного листа, содержащей сведения о лице, выдвижение которого поддерживают избиратели.
Однако, из системного анализа вышеприведенных норм следует, что законодателем предусмотрены строго формальные требования к оформлению подписных листов, в том числе, применительно к сведениям о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей.
Отклонение от этих требований является основанием для признания всех подписей избирателей в этом подписном листе недействительными, что ошибочно не было принято судом во внимание.
То обстоятельство, что кандидат в депутаты Слюсарев И.А. самостоятельно осуществлял сбор подписей избирателей, не освобождало его от соблюдения требований избирательного законодательства, поскольку каких-либо исключений применительно к порядку оформления подписных листов при совпадении в одном лице кандидата в депутаты и сборщика подписей избирателей закон не содержит.
Также закон не предусматривает обязанность сопоставлять сведения из различных частей подписных листов с целью установления необходимых сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в том числе адресе его места жительства.
Такие требования закона направлены на надлежащее закрепление воли избирателей в поддержку кандидата, учитывая социальную значимость процедур регистрации кандидатов как стадии избирательного процесса.
Таким образом, доводы Слюсарева И.А., со ссылкой на приведенные в возражениях на апелляционную жалобу нормы права, позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года, о том, что им указан адрес: Краснодарский край, г. Армавир, а отсутствие сведений об улице и доме, не препятствует однозначному восприятию его места жительства - г. Армавир, основаны на ошибочном толковании приведенных правовых норм и во всяком случае, не могут свидетельствовать о соблюдении им требований избирательного законодательства.
Более того, исходя из разъяснений, указанных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства.
Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
В настоящем деле, такие условия отсутствуют. Слюсарев И.А. зарегистрирован по адресу: <Адрес...>.
Отсутствие указания в подписных листах информации, требуемой в силу действующего законодательства, делает невозможным полную идентификацию лица, осуществлявшего сбор подписей и вопреки позиции заинтересованного лица, препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей его места жительства.
Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного в пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции не обоснованно не учтено наличие оснований для признания недействительными всех подписей избирателей в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и соответственно для отказа в регистрации Слюсарева И.А. в силу положений подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ, что привело к принятию не правильного судебного акта.
Регистрация Слюсарева И.А. кандидатом в депутаты при наличии основания для отказа в такой регистрации существенным образом нарушает провозглашенный статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67 принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, в том числе, административного истца Краськовой К.Д., а также подателя апелляционной жалобы Резинкова А.А. - зарегистрированных кандидатов в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №7, и вопреки ошибочному мнению представителя заинтересованного лица дает в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 2 июня 2002 года № 67-ФЗ право требовать ее отмены.
Учитывая изложенное апелляционные жалобы Краськовой К.Д., Резинкова А.А., апелляционное представление прокурора города Армавира подлежат удовлетворению, а решение суда - отмене, с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 14 августа 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования Краськовой К. Д. к Территориальной избирательной комиссии Армавирская об оспаривании решения о регистрации Слюсарева И. А. в кандидаты в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 7 от 02 августа 2020 года №189/1180 удовлетворить.
Решение Территориальной избирательной комиссии Армавирская от 02 августа 2020 года №189/1180 «О регистрации Слюсарева Ивана Андреевича кандидатом в депутаты Армавирской городской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 7» признать незаконным и отменить полностью.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: О.П. Анянова
Судья: Н.А. Морозова
Судья: К.К. Суслов