Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-20/2019 от 30.05.2019

Дело № 12-20/2019

(УИД-26RS0021-01-2019-000235-07)

РЕШЕНИЕ

30 июля 2019 г. г. Лермонтов

Судья Лермонтовского городского суда Ставропольского края Самарина Т.В.

при секретаре Кюльбякове А.Н.

с участием:

представителя юридического лица ОАО «Гидрометаллургический завод» г.Лермонтова, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - адвоката Адвокатской конторы <данные изъяты> Кузнецова В.М. по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя юридического лица ОАО «Гидрометаллургический завод» г.Лермонтова, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Суриной Л.Н. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Гидрометаллургический завод» г.Лермонтова на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2. КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее Департамент Росприроднадзора) Магомедова К.Р. -/Э/АР/043/7 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Гидрометаллургический завод» г.Лермонтова (далее ОАО «ГМЗ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

ОАО «ГМЗ» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление старшего государственного инспектора Магомедова К.Р. от ДД.ММ.ГГГГ отменить, считая его незаконным, в связи с отсутствием в действиях ОАО «ГМЗ» состава административного правонарушения, сославшись на то, что при привлечении к административной ответственности по ст.8.2. КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа Департамент Росприроднадзора не обладал объективными и достаточными доказательствами, подтверждающими виновность ОАО «ГМЗ» в совершении указанного административного правонарушения. Считает не подтвержденным факт нарушения требований ч.1 ст.24 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 5.7 ст. 12, ч.1.2 ст.18, ч.1.3 ст.14, ч.1.2 ст.19 Федерального закона №89-ФЗ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ. Департамент Росприроднадзора указывает, что в отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2018 г. ОАО «ГМЗ» не учтен и не указан вид отхода, а именно: отходы разложения природных фосфатов серной кислоты (фосфогипс) нейтрализованный при производстве серной кислоты. Однако, в рамках проведенного административного расследования не выяснялась причина, по которой в отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2018 год ОАО «ГМЗ» не указаны данные по отходу разложения природных фосфатов серной кислотой (фосфогипс) нейтрализованный при производстве серной кислоты. Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом. В соответствии с положениями ст.19 Федерального закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета по форме 2-ТП в области обращения с отходами устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Порядок представления статистической отчетности по форме 2-ТП, предусмотренной ч.2 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлен Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления». Как следует из постановления, ОАО «ГМЗ» привлечено к административной ответственности за непредставление в уполномоченный орган сведений об отчетности по форме 2-ТП за 2018 г. по фосфогипсу, вместе с тем, согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, основным отходом производства ОАО «ГМЗ» является фосфогипс, а в представленном отчете сведения об образовании указанного вида отхода в 2018 г. отсутствуют. Однако, образуемый на предприятии нейтрализованный фосфогипс, не относится к отходам производства, а является побочным продуктом, образовавшимся при производстве экстракционной фосфорной кислоты. Таким образом, фосфогипс отходом не является, что также подтверждается разработанным на предприятии в соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», стандартом организации СТО . Фосфогипс нейтрализованный, согласно технологического регламента по производству экстракционной фосфорной кислоты, и в соответствии со СТО, не является отходом, а является побочным продуктом при производстве удобрений. В связи с этим, фосфогипс учитывается на балансе предприятия и отражается в бухгалтерском учете именно как побочный продукт, и поэтому в отчете об образовании отходов он не указывается и указываться не должен. В информационно-техническом справочнике И (НДТ) «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот», являющимся документом по стандартизации, фосфогипс также не определяется как отход производства. В разделе 4.2.3. И содержится информация о фосфогипсе как о побочном продукте, а не как об отходе производства. Пунктом 3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» дано понятие побочного продукта, а именно, побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. При этом, примечание к п.3.16 ГОСТ 30772-2001 указывает, что побочный продукт не является отходом. Таким образом, в ОАО «ГМЗ» не вырабатывается отхода в виде фосфогипса. При таких обстоятельствах, фосфогипс не должен указываться как отход в отчетности по форме 2-ТП за 2018 г. Законодательство Российской Федерации не содержит требования о разработке паспорта отхода на побочный продукт, каковым является фосфогипс. Решениями Лермонтовского городского суда от 31.07.2017 г. от 06.07.2018 г. отменившими ранее вынесенные постановления Департамента по аналогичным случаям, установлено отсутствие у ОАО «ГМЗ» отхода разложения природных фосфатов серной кислотой (фосфогипс) нейтрализованный при производстве серной кислоты, в отчетных документах за 2016 - 2017 г.г. Попытка доказать виновность ОАО «ГМЗ» по ст.8.2. КоАП РФ на основании установления класса опасности отобранных проб несостоятельна, поскольку результаты установления класса опасности не свидетельствуют об отнесении анализируемого материала к категории отходов. Более того, фосфогипс - это побочный продукт производства экстракционной фосфорной кислоты, что регламентируется государственным стандартом ИТС 2-2015 «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот» и нормативными документами предприятия, и не является отходом производства. Определением Верховного суда РФ №308-ЭС18-13423 от 18.09.2018 г. установлено, что Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СКФО не доказано несанкционированного размещения предприятием отходов (фосфогипса). Более того, указанным определением было отмечено, что деятельность предприятия имеет природоохранное значение и направлена на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды. Также было установлено, что заполнение карт хвостохранилища нерадиоактивным фосфогипсом от переработки апатита ведется с 1991 г., с учетом результатов исследовательских работ, показавших, что слой нейтрализованного фосфогипса практически исключает эксхаляцию радона и не выделяет вредных веществ, в связи с этим нет никакого негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому отчетность за 2018 г. представлена правильно и ее корректировка невозможна по изложенным причинам. В п.14 Приказа №50 от 25.02.2010 г. «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (с изменениями, внесенными Приказом Минприроды России от 25.07.2014 г. №338) не предусмотрена возможность переоформления документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в случае исключения отхода из перечня образующихся на предприятии отходов. На земельном участке с кадастровым номером 26:32:010101:63 размещено хвостохранилище радиоактивных отходов (РАО) в картах которого с 1954 г. размещались отходы переработки урановых руд ОАО «ГМЗ» бывшего ЛПО «Алмаз», что отражено в акте первичной регистрации радиоактивных отходов от ДД.ММ.ГГГГ При этом, размещение хвостохранилища, на указанном земельном участке с 1954 г. не противоречило действующему на то время законодательству. Назначение земельного участка с кадастровым номером 26:32:010101:63 - земли населенных пунктов - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации, захоронения отходов и рекультивации хвостохранилищ). Хвостохранилище РАО - объект хранения радиоактивных отходов, находящийся в стадии рекультивации, которая регламентируется «Санитарными правилами ликвидации, консервации и перепрофилирования предприятий по добыче и переработке радиоактивных руд» СП ЛКП-91, руководством по безопасности «Обеспечение безопасности при рекультивации территорий предприятий по добыче и переработке урановых и ториевых руд» РБ-113-16, которые предусматривают использование в качестве противорадиационного экрана инертные слабопроницаемые материалы. В качестве противорадиационного экрана на поверхность хвостохранилища укладывается нейтрализованный фосфогипс. Нанесение на карты хвостохранилища нейтрализованного фосфогипса в процессе рекультивации предусмотрено проектом «Рекультивация хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников и бывшего госпредприятия «Алмаз», разработанным в рамках ФЦП, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы (Приказ Росприроднадзора по СК -Э от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время земельный участок и радиоактивные отходы, размещенные на нем, находятся в федеральной собственности (п. 1.3 ст.9 №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами»). Собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивньк отходов (п.5 ст.9 №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами»). В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Госкорпорация «Росатом» является уполномоченным органом, который признал ОАО «ГМЗ» организацией осуществляющей эксплуатацию радиационно-опасного объекта и делегировал всю полноту ответственности за его безопасное состояние, в том числе устранение радиационного воздействия радиоактивных отходов на окружающую среду и население (ст.ст.34,35 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»). Вмешательство в деятельность эксплуатирующей организации в части эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, не допускается (ст. 34 Федерального закона №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»). Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно ст.1 указанного выше Федерального закона, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статьей 51 Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается. Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ под экологическими (природоохранными) требованиями понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Как следует из обжалуемого постановления, в результате деятельности ОАО «ГМЗ» образуется отход фосфогипс, который размещается в качестве рекультивационного материала на хвостохранилище. Однако, фосфогипс - это побочный продукт производства экстракционной фосфорной кислоты, что регламентируется государственным стандартом ИТС 2-2015 «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот», нормативными документами ОАО «ГМЗ», и не является отходом производства. Размещение же фосфогипса в качестве рекультивационного материала является не захоронением (размещением) отходов, а формированием верхнего защитного барьера при захоронении радиоактивных отходов в хвостохранилище. Более того, фосфогипс, в качестве противорадиационного экрана на поверхности хвостохранилища применяется еще со времен деятельности Государственного предприятия «Алмаз» (Письмо государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от ДД.ММ.ГГГГ ). Таким образом, ОАО «ГМЗ» не формирует отход производства в виде фосфогипса, не осуществляет размещение отходов в виде фосфогипса, а поэтому в его действиях отсутствуют факты несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В судебном заседании представители ОАО «ГМЗ» по доверенности адвокат Кузнецов В.М. и Сурина Л.Н. просили удовлетворить жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель Департамент Росприроднадзора по доверенности Слюсарева С.В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть жалобу в ее отсутствие, а также возражения, сославшись на то, что определением от Департаментом Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «ГМЗ» по факту ненадлежащего обращения с отходами производства и потребления, в ходе которого установлено, что основным отходом производства ОАО «ГМЗ» является отход, образованный при разложении серной кислотой апатитового концентрата в производстве экстракционной фосфорной кислоты и нейтрализованный известковым молоком. Согласно утвержденному в 2015 г. и действующему в настоящее время проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР). В результате деятельности ОАО «ГМЗ» образуется вид отхода 5 класса опасности (Отходы разложения природных фосфатов серной кислоты, код по ФККО 3 12 241 11 39 5) (далее - фосфогипс), годовой норматив образования которого составляет 224 202,298 тонн. Однако, в отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2018 г. ОАО «ГМЗ» данный вид отхода не учтен, в приложении к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , данный вид отхода тоже не учтен. Информация об изменении технологического процесса основного производства ОАО «ГМЗ» в Департамент не поступала. В рамках административного расследования экспертами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Кавказским Минеральным Водам», в присутствии представителя ОАО «ГМЗ» по доверенности заместителя генерального директора Суриной Л.Н. произведен отбор проб фосфогипса на территории хвостохранища (карта ) и на участке производства фосфорной кислоты (емкость, позиция , здание ). В соответствии с проведенными анализами проб отходов фосфогипс, отобранный на хвостохранилище (карта ) относится к 5 классу опасности, пульпа фосфогипса (жидкая фаза) относится к 4 классу опасности (акты отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ о и от ДД.ММ.ГГГГ о протокола испытаний проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ о и от ДД.ММ.ГГГГ о). Соответственно норматив образования данного отхода (пульпа фосфогипса - жидкая фаза) производства кислот неорганических прочих, подающегося по пульпопроводу на карты хвостохранилища ООО «ГМЗ» не рассчитан и не учтен в ПНООЛР, а также не разработан паспорт данного отхода. ОАО «ГМЗ» без правоустанавливающих документов осуществляет деятельность по размещению отходов производства - фосфогипса на хвостохранилище, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 26:32:010101:63. В отношении указанного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации . Иных правообладателей данного земельного участка, общей площадью 1389 802 кв.м., на котором расположено хвостохранилище в настоящее время нет. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А63-10877/2013 признано отсутствие права собственности ОАО «ГМЗ» на земельный участок с кадастровым номером 26:32:010101:63. Таким образом, ОАО «ГМЗ» с 2014 г. без правоустанавливающих документов осуществляет деятельность по размещению отходов производства - фосфогипса на хвостохранилище, расположенном на указанном земельном участке. При таких обстоятельствах, действия ОАО «ГМЗ» образуют объективную сторону административного правонарушения, связанного с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. В жалобе заявитель указывает о том, что образуемый на предприятии нейтрализованный фосфогипс не относится к отходам производства, а является побочным продуктом. Обязательные требования к продукции и связанные с ними требования к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также и порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии со ст.2 Федерального закона № 184-ФЗ продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Вещества и материалы, образующиеся в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной или иной деятельности, могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении следующих условий: наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара; наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ и материалов, к продукции; наличие документов, подтверждающих соответствие образованных в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции; отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией. В соответствии с п. 3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. Для подтверждения того, что в результате применения технологии из отходов получается побочная продукция необходимо иметь технические условия. Доводы жалобы об отнесении отхода - фосфогипс к побочному продукту не могут быть учтены ввиду отсутствия у ОАО «ГМЗ» соответствующих документов, подтверждающих отнесение фосфогипса к продукту, либо к побочному продукту. Использование фосфогипса в качестве сырья в другом производстве или потребление в качестве готовой продукции документами ОАО «ГМЗ» также не подтверждается. Данный факт подтверждается ПНООЛР ОАО «ГМЗ», утвержденным в 2015 г. Кроме того, ОАО «ГМЗ» считает, что информационно-техническом справочнике ИТС 2-2015 (НДТ) «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот», являющимся документом по стандартизации, фосфогипс также не определяется как отход производства. В разделе 4.2.3. ИТС 2-2015 содержится информация о фосфогипсе как о побочном продукте, а не как об отходе производства. При этом, согласно п.4.1.1. ИТС НДТ 2-2015 «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот» одним из признаков НДТ является обработка или нейтрализация фосфогипса или ФПГ кальцийсодержащим агентом (мел, известь, известковое молоко и др.) или другими агентами с аналогичным действием либо иные способы, обеспечивающие повышение pH до значений 5?8, перевод всех примесей в малорастворимые соли и отсутствие негативного воздействия на окружающую среду как при размещении на площадке сухого складирования, так и на гидротехнических сооружениях. В п.4.2.3.2 ИТС НДТ 2-2015 «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот» указано, что основными направлениями использования фосфогипса являются: 1) Производство гипсовых вяжущих и изделий из них; 2) Цементная промышленность; 3) Сельское хозяйство; 4) Производство серной кислоты с попутным получением ряда продуктов (цемент, известь, силикатные материалы); 5) Производство строительных изделий с использованием не переработанного фосфогипса; 6) Производство удобрений и солей; 7) Применение в качестве наполнителя в различных отраслях промышленности: в производстве бумаги, в лакокрасочной промышленности, в производстве пластмасс и др. 8) Строительство автомобильных дорог. Однако, ОАО «ГМЗ» не применяет образующийся фосфогипс ни в одном из вышеперечисленных направлений. Исходя из п.1.5.1 ИТС НДТ 2-2015 «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот», на который ссылается Общество, к факторам негативного воздействия на окружающую среду при производстве аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот относятся: выбросы в атмосферу; сточные воды; крупнотоннажные побочные продукты; прочие факторы негативного воздействия. Что также свидетельствует о том, что ОАО «ГМЗ» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с п.3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. Доводы ОАО «ГМЗ» об отнесении отхода – фосфогипс к побочному продукту не могут быть учтены ввиду отсутствия у ОАО «ГМЗ» соответствующих документов, подтверждающих отнесение фосфогипса к продукту, либо к побочному продукту. Использование фосфогипса в качестве сырья в другом производстве или потреблении в качестве готовой продукции документами Общества также не подтверждается. Кроме того, согласно утвержденному в 2015 г. генеральным директором ОАО «ГМЗ» действующему в настоящее время проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в результате деятельности Общества образуется вид отхода 5 класса опасности «отходы разложения природных фосфатов производства серной кислоты» (фосфогипс), код по ФККО 31224111395, годовой норматив образования которого составляет 224 202,298тонн. Кроме того, заявитель ссылается на решения Лермонтовского городского суда, которыми установлено отсутствие у ОАО «ГМЗ» отхода разложения природных фосфатов серной кислотой (фосфогипс) нейтрализованный при производстве серной кислоты. При этом, решением Лермонтовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ОАО «ГМЗ» при осуществлении своей деятельности не выполнены обязательные требования по представлению достоверной информации в отчете по форме -ТП (отходы) по исчислению и внесению платы за НВОС за размещение отхода фосфогипс за 2016-2017 г.<адрес> этом, судами не были приняты во внимание доводы ОАО «ГМЗ» о том, что фосфогипс нейтрализованный не является отходом, а является побочным продуктом. ОАО «ГМЗ» считает, что деятельность предприятия имеет природоохранное значение и направлена на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды. Вместе с тем, хвостохранилище расположено в центральной части особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказские Минеральные Воды, в 3-й зоне горно-санитарной охраны лечебных минеральных вод федеральных курортов КМВ, на земельном участке с кадастровым номером 26:32:010101:63. При этом, в соответствии с межгосударственными стандартами ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-83 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» для рекультивации нарушенных земель могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных. Исходя из содержания указанных норм государственного стандарта, обязательных к применению в силу положений ч.1 ст.46 Федерального закона №184-ФЗ, рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе возможна только с использованием вскрышных почв и пород. Использование отходов для целей рекультивации законом не предусмотрена. Рекультивация нарушенных земель с использованием отходов производства и потребления 4 и 5 класса опасности, в том числе отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия (фосфогипс и строительная известь), фактически является захоронением (размещением) отходов. Кроме того, согласно проектной документации, представленной ОАО «ГМЗ», предприятие осуществляет рекультивацию хвостохранилища. Для рекультивации используются отходы производства и потребления 4-го и 5-го классов опасности, в том числе, фосфогипс и строительная известь. Действие Закона №89-ФЗ не распространяется на обращение с радиоактивными отходами. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Отход фосфогипс включен в Федеральный классификационный каталог отходов, следовательно, не является радиоактивным отходом. Таким образом, ОАО «ГМЗ» при осуществлении своей деятельности не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Кроме того, ОАО «ГМЗ» считает, что в его действиях отсутствуют факты несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами. Вместе с тем, объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. ОАО «ГМЗ» в 2015 г. самостоятельно указало на размещение отходов фосфогипса в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), утвержденном его директором. Таким образом, ОАО «ГМЗ» подтвердило факт размещения (хранения) отхода на хвостохранилище, так как данный вид отхода в дальнейшем не передается сторонним организациям. Кроме того, факт образования отходов фосфогипса в результате деятельности ОАО «ГМЗ» подтверждается тем, что в 2018 г. при проведении плановой выездной проверки Департаментом установлено, что отход фосфогипс в результате деятельности ОАО «ГМЗ» образуется при разложении серной кислотой апатитового концентрата в производстве экстракционной фосфорной кислоты и нейтрализованный известковым молоком. Системой гидротранспорта нейтрализованный фосфогипс от цеха производства минеральных удобрений транспортируется по пульпопроводу на карты хвостохранилища для размещения. Процесс нейтрализации фосфогипса начинается на участке производства экстракционной фосфорной кислоты, где в реакторах фосфогипсовая пульпа смешивается с известковым молоком и продолжается в процессе транспортирования и нахождения в специально подготовленных картах. Работы по подготовке и размещению фосфогипса на картах хвостохранилища выполняются поэтапно. Главный этап – подготовка обезвоженного, уплотненного фосфогипса. Подготовка фосфгипса происходит в несколько стадий:намыв фосфогипса в специально подготовленные для этих целей карт; обезвоживание и уплотнение фосфогипса; возврат жидкой фазы в систему оборотного водоснабжения предприятия; размещение фосфогипса на территории хвостохранилища для дальнейшего размещения. Кроме того, п.4.33, утвержденного генеральным директором ОАО «ГМЗ» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на участке производства экстракционной фосфорной кислоты образуется отход разложения природных фосфатов серной кислотой (фосфогипс) нейтрализованные при производстве фосфорной кислоты (стр. 34ПНООЛР). При этом, согласно разделу V. Сведения о предлагаемом образовании отходов, ежегодное образование отходов включает в себя в том числе, отход разложения природных фосфатов серной кислотой (фосфогипс) нейтрализованный при производстве фосфорной кислоты (стр.35 ПНООЛР), код по ФККО 31224111395, годовой норматив образования которого составляет 224202,298 тонн. ПНООЛР разрабатывается юридическими лицами сроком на 5 лет, в связи с чем, данный документ подтверждает факт размещения ОАО «ГМЗ» отхода фосфогипса. Кроме того, ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что разработка декларации промышленной безопасности предполагает в том числе, всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности. Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения, и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса (ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение (02)0029-00-ГОР на эксплуатацию гидротехнического сооружения хвостохранилища РАО ОАО «ГМЗ». Пункт 9.3 декларации безопасности комплекса ГТС хвостохранилища РАО ОАО «ГМЗ» содержит в себе сведения в том числе, о накопителе жидких отходов промышленности. Карта – накопитель оборотной воды, в которую поступает жидкая фаза фосфогипсовой пульпы, обезвоженной в картах ,1а и 4, а также дренажные воды. В связи с чем, Декларацией безопасности подтверждается, что на обезвоженные и уплотненные РАО укладывается слой инертного материала (верхний экран) расчетной толщины, в качестве которого используется нейтрализованный фрсфогипс – отход производства азотно-фосфорных удобрений. Согласно п.10.9 Декларации безопасности сведения о наличии необходимой проектной, эксплуатационной и нормативно-методической документации, согласованных правил эксплуатации ГТС включают в себя в том числе, Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов ПБ 03-438-02. Как устанавливалось Департаментом при проведении проверок в отношении ОАО «ГМЗ», так и подтверждается Декларацией безопасности, что пульпа фосфогипса после нейтрализации известковым молоком перекачивается из цеха производства минеральных удобрений ОАО «ГМЗ» на карты хвостохранилища по пульпопроводам. На картах происходит осаждение фосфогипса (п.10.16 Декларации безопасности). Согласно п.10.21 Декларации безопасности характеристика подразделения технического контроля эксплуатационной надежности и безопасности ГТС содержит отбор и химический анализ проб оборотной воды грунтовых вод из наблюдательных скважин. Пунктом 11.5 Декларации безопасности установлено, что при аварии по сценарию гидродинамической аварии по результатам расчета в соответствии с «Методикой расчета зон затопления при гидродинамических авариях на хранилищах производственных отходов химических предприятий утв. пост. Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ » приведены показатели волны прорыва. Вместе с тем, итоговая оценка уровня безопасности отдельных ГТС и комплекса ГТС объекта показала, что уровень безопасности комплекса гидротехнических сооружений

хвостохранилища РАО на основании выявленных в ходе преддекларационного обследования нарушений требований «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» ПБ 03-438-02 оценивается как пониженный. В соответствии с актом преддекларационного обследования комплекса ГТС хвостохранилища РАО ОАО «ГМЗ» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного генеральным директором ОАО «ГМЗ» Пашиным А.С. ДД.ММ.ГГГГ утвержден рабочий проект рекультивации хвостохранилища и начались работы по закрытию карт нейтрализованным фосфогипсом, являющимся отходом производства азотно-фосфарных удобрений на ОАО «ГМЗ». При этом комплекс ГТС хвостохранилища РАО принадлежит ОАО «ГМЗ». Право собственности на комплекс ГТС хвостохранилища РАО принадлежит ОАО «ГМЗ» на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.11 акта преддекларационного обследования комплекса ГТС, описание карты включает факт заполнения проектных отметок обезвоженными отходами переработки урановых руд (РАО), использование для обезвоживания фосфогипса – отхода производства азотно-фосфорных удобрений, который применяется в качестве изолирующего слоя, в описание карты указан класс опасности складируемых отходов – отходы, используемые с 1991 г. для рекультивации карт (нейтрализованный фосфогипс) – 5 класса (код по ФККО 31224111395). В соответствии с п.12.6 акта преддекларационного обследования комплекса ГТС установлено, что карта наливная, заполняется нейтрализованным фосфогипсом. Расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на комплексе ГТС хвостохранилища РАО, утвержденного генеральным директором П.А.С.. ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения по объему, составу и состоянию жидких отходов, размещенных в накопителе, согласно которым обезвоженные отходы уранового производства размещены на 6 картах, все карты ограждает дамба . На картах ,1а намывается и обезвоживается нейтрализованный фосфогипс, который используется в качестве инертного материала имеющего низкий коэффициент фильтрации, что исключает эманацию радона с поверхностных карт, в которых размещены РАО. Нейтрализованный фосфогипс – отход 5 класса опасности, код по ФККО 31224111395. Кроме того, согласно стандарта организации «Смесь рекультивационная на основе фосфогипса» СТО , введенный в действие ДД.ММ.ГГГГ устанавливает технические требований к смеси рекультивационной на основе фосфогипса, которая предназначена в качестве стабилизатора pH почвы. Данный стандарт не содержит технические требования именно к фосфогипсу. Постоянный технологический регламент. Производство фосфогипса нейтрализованного, уплотненного для рекультивации хвостохранилища РАО, утвержденный и.о. генерального директора ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о том, что побочным продуктом апатита является фосфогипс. Данный технологический регламент свидетельствует об изменении технологических процессов в результате деятельности ОАО «ГМЗ». При этом, Декларация безопасности ОАО «ГМЗ» утвержденная ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения об образовании нейтрализованного фосфогипса – отхода производства фосфорной кислоты. Разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения выдано на основании Декларации безопасности, сроком до ДД.ММ.ГГГГ Иной Декларации безопасности, предусматривающей образование фосфогипса как побочного продукта, Общество не имеет. Таким образом, данный технологический регламент не может рассматриваться, как доказательство образования в процессе деятельности ОАО «ГМЗ» побочного продукта – фосфогипса. Технические условия. Фосфогипс нейтрализованный ТУ 23.99.2019, утверждены ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами сроков предъявления требования об оплате платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, условия, установленные в договорах (контрактах) и экспертное заключение на Технические условия. Фосфогипс нейтрализованный ТУ 23.99.2019, ОАО «ГМЗ» не представлено. В этой связи, данные технические условия не могут применяться в качестве доказательств образования побочного продукта. Обязательные требования к продукции и связанные с ними требования к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также и порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Таким образом, доказательств об отнесении образуемого в результате деятельности ОАО «ГМЗ» фосфогипса к побочному продукту, ОАО «ГМЗ» не представлено.

Старший государственный инспектор Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-<адрес> Магомедов К.Р., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

В соответствие с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно ст.11 названного Закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

В соответствии со ст.14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. №712 «О проведении паспортизации отходов I - V классов опасности» паспорт отходов I-IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности Определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В силу ст. 18 Закона №89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемому Обществом, присвоена 1 категория (номер в реестре 07-0126-001863-П).

Для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно ч.2 ст.19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее Порядок ). Согласно пункту 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Порядок и сроки представления формы федерального статистического наблюдения по форме -ТП (отходы) утвержден приказом Росстата от 10.08.2017г. (далее Порядок (для отчетности, представляемой за 2015, 2016 годы Приказ Росстата от ДД.ММ.ГГГГ )).

Согласно пунктам 5,6 раздела 1 Указаний по заполнению отчета по форме -ТП (отходы) отчет составляется на основании данных учета в области обращения с отходами, проводимого в соответствии с Порядком , паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. При заполнении формы -ТП (отходы) все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, формируемому и утвержденному Росприроднадзором в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , в последовательности, начиная с I по V класс опасности, включительно.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Департамента Росприроднадзора Магомедовым К.Р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО «ГМЗ», поскольку усматриваются признаки правонарушения, связанные с несоблюдением экологических и санитарно эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, то есть ОАО «ГМЗ» своими действиями (бездействием) нарушило требования ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 5,7 ст.12, ч. 1,2 ст.18, ч.1,3 ст.14, ч.1,2 ст.19 Федерального закона №89-ФЗ, Постановления Правительства от 16.08 2013 г. «О проведении паспортизации отходов I - IV классов опасности», Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», Приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

Нарушение выразилось в том, что ОАО «ГМЗ» с 2014 г. осуществляет деятельность по размещению отходов производства - фосфогипса на хвостохранилище, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 26:32:010101:63. Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденному в 2015 г. генеральным директором ОАО «ГМЗ», в результате деятельности ОАО «ГМЗ» образуется вид отхода 5 класса опасности (Отходы разложения природных фосфатов серной кислоты, код по ФККО 3 12241 11 39 5) (далее – фосфогипс), годовой норматив образования которого составляет 224202,298 тонн.

Кроме того, при составлении отчетности ОАО «ГМЗ» по форме 2-ТП (отходы) за 2018 г., данный вид отхода не учтен, а также данный вид отхода не учтен в приложении к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ .

В рамках административного расследования экспертами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Кавказским Минеральным Водам», в присутствии представителя ОАО «ГМЗ» по доверенности заместителя генерального директора ОАО «ГМЗ» Суриной Л.Н., произведен отбор проб фосфогипса на территории хвостохранища (карта ) и на участке производства фосфорной кислоты (емкость, позиция , здание 6).

В соответствии с проведенными анализами проб отходов – фосфогипс, отобранный на хвостохранилище (карта ) и представленный эксперту, согласно результатов биотестирования относится к 5 классу опасности, а пульпа фосфогипса (жидкая фаза) относится к 4 классу опасности (акты отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ о, от ДД.ММ.ГГГГ о, протоколы испытаний проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ о и от ДД.ММ.ГГГГ о).

При этом, из экспертных заключений ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Кавказским Минеральным Водам» -О от ДД.ММ.ГГГГ и -О от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что представленные на исследование объекты (проба 15о) и (проба 16о) фосфогипс нейтрализованный относится к 5 классу опасности.

Согласно п.4.33 проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), утвержденного генеральным директором ОАО «ГМЗ» П.А.С. ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на участке производства экстракционной фосфорной кислоты образуется отход разложения природных фосфатов серной кислотой (фосфогипс) нейтрализованные при производстве фосфорной кислоты (стр.34 ПНООЛР). При этом, согласно разделу V. Сведения о предлагаемом образовании отходов, ежегодное образование отходов включает в себя в том числе, отход разложения природных фосфатов серной кислотой (фосфогипс) нейтрализованный при производстве фосфорной кислоты (стр.35 ПНООЛР).

Пункт 9.3 декларации безопасности комплекса ГТС хвостохранилища РАО ОАО «ГМЗ» содержит сведения о накопителе жидких отходов промышленности. Карта №6 – накопитель оборотной воды, в которую поступает жидкая фаза фосфогипсовой пульпы, обезвоженной в картах №1,1а и 4, а также дренажные воды.

В связи с чем, Декларацией безопасности подтверждается, что на обезвоженные и уплотненные РАО укладывается слой инертного материала (верхний экран) расчетной толщины, в качестве которого используется нейтрализованный фосфогипс – отход производства азотно-фосфорных удобрений.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела об административном правонарушении письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

В силу положений ст.30.6. КоАП РФ проверка законности и обоснованности вынесенного постановления производится на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1. КоАП РФ).

Согласно положениям ст.8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.

Согласно положениям ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С учетом изложенных обстоятельств в действиях (бездействии) юридического лица ОАО «ГМЗ» имеются признаки правонарушения, связанного с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Вина ОАО «ГМЗ» в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст.26.11 КоАП РФ, должностным лицом Департамента Росприроднадзора дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин невозможности соблюдения ОАО «ГМЗ» требований законодательства РФ в материалах дела отсутствуют.

Порядок привлечения ОАО «ГМЗ» к административной ответственности не нарушен.

Постановление о назначении ОАО «ГМЗ» административного наказания вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5. КоАП РФ для данной категории дел.

Доводы жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и установленных должностным лицом Департамента Росприроднадзора обстоятельств, и не опровергают выводов о наличии в действиях ОАО «ГМЗ» состава и события вмененного ему административного правонарушения.

При этом, доводы ОАО «ГМЗ» о том, что фосфогипс является побочным продуктом производства фосфорной кислоты и не относится к отходам производства не могут быть приняты во внимание, как не основанные на материалах дела, так как согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ биотестирования отобранных на хвостохранилище ОАО «ГМЗ» (карта ) проб фосфогипса специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Кавказским Минеральным Водам» - фосфогипс относится к 5 классу опасности – практически неопасные отходы, согласно ст.4.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, технические условия на фосфогипс в качестве побочного продукта при производстве фосфорной кислоты разработаны ОАО «ГМЗ» только ДД.ММ.ГГГГ, и зарегистрированы ФБУ «Ставропольский ЦСМ» только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после совершения ОАО «ГМЗ» административного правонарушения, так как срок предоставления отчетности ОАО «ГМЗ» за 2018 г. по форме -ТП (отходы) предусмотрен Приказом Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, доказательств бухгалтерского и налогового учета на предприятии ОАО «ГМЗ» фосфогипса в качестве побочного продукта до апреля 2019 г. заявителем ОАО «ГМЗ» не представлено и в судебном заседании не установлено.

В связи с чем, вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью материалов административного дела, в действиях ОАО «ГМЗ» г.Лермонтова содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ.

Материалы административного дела оформлены уполномоченным должностным лицом, нарушений, влекущих признание документов недопустимыми доказательствами, не установлено. Действия юридического лица, совершившего административное правонарушение, квалифицированы, верно.

В соответствие с п.3 ст.4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Таким образом, юридическое лицо ОАО «ГМЗ» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2. КоАП РФ.

Выводы о виновности юридического лица ОАО «ГМЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ, основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании, данные доказательства образуют совокупность, достаточную для вывода о виновности ОАО «ГМЗ».

Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают вывод о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2. КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора Магомедова К.Р. от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, оснований для переоценки установленных должностным лицом обстоятельств дела не имеется, как и не имеется оснований для его отмены, а потому жалоба ОАО «ГМЗ» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6.-30.8. КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу Магомедова К.Р. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2. КоАП РФ, в отношении ОАО «Гидрометаллургический завод» г.Лермонтова оставить без изменения, жалобу ОАО «Гидрометаллургический завод» г.Лермонтова – без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней, через Лермонтовский городской суд.

Судья Т.В. Самарина

12-20/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ОАО "Гидрометаллургический завод"
Другие
Кузнецов Владимир Михайлович
Суд
Лермонтовский городской суд Ставропольского края
Судья
Самарина Т.В.
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на сайте суда
lermontovsky--stv.sudrf.ru
30.05.2019Материалы переданы в производство судье
17.06.2019Судебное заседание
02.07.2019Судебное заседание
17.07.2019Судебное заседание
26.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
09.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее