Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-958/2013 (2-9102/2012;) ~ М-8974/2012 от 12.12.2012

Дело № 2-958/2/13 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«22» января 2013 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Савиной С.А.

при секретаре Вилканаускайте С.Ю.

с участием истца Кольенен Э.А., представителя ИФНС по г. Петрозаводску Крижановская М.В., действующая по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольенен Э. А. к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании незаконно удержанных сумм, понуждении к действиям,

У С Т А Н О В И Л:

Кольенен Э.А. обратилась в суд с требованиями к Администрации Петрозаводского городского округа о признании действий по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости подоходного налога, о взыскании денежных сумм и обязании к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости без удержания подоходного налога. Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку. На момент оставления муниципальной должности стаж муниципальной службы составлял <данные изъяты> что давало истцу право на получение доплаты к трудовой пенсии в размере <данные изъяты> месячного должностного оклада с учетом коэффициента <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского городского округа начала удерживать 13% налога на доходы физических лиц. Истица считает, что действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости подоходного налога незаконны, ущемляют ее права, так как безосновательно ухудшают материальное положение и противоречат принципу равенства подходов к льготам по налогообложению в отношении муниципальных и государственных служащих. Истица просит признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости подоходного налога (НДФЛ) незаконными, взыскать с ответчика необоснованно удержанный подоходный налог за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> обязать ответчика с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания подоходного налога.

В судебном заседании истица требования изменила, заявила отказ от исковых требований к ИФНС по г. Петрозаводску. Последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны. ИФНС по г. Петрозаводску просит привлечь к участию в деле в качестве третьего лица. Просит признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости подоходного налога (НДФЛ) незаконными, взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа необоснованно удержанный подоходный налог за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> поскольку сумма подоходного налога в размере <данные изъяты> была возращена в соответствии со справкой <данные изъяты> просит обязать ответчика с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания подоходного налога.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду сообщении выразил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что в настоящее время ежемесячная доплата к пенсии производится в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27.0.2011 № 27/02-39, которое вступило в силу с 01.10.2012 г. Указанная доплата осуществляется за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа. ДД.ММ.ГГГГ Администрация обратилась в Инспекцию федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску с просьбой разъяснить, подпадает ли данная доплата под действие п.2 ст. 217 Налогового кодекса РФ или подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Из разъяснений, представленных ИФНС по г. Петрозаводску в письме <данные изъяты> следует, что указанная доплата подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.При этом Инспекция ссылается на положения п.2 ст. 217 Налогового кодекса РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; положения ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой муниципальным служащим гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. Следовательно, пенсия за выслугу лет является составной частью государственного пенсионного обеспечения или трудовых пенсий и отнесена к пенсиям, освобождаемым от налогообложения на основании п. 2 ст. 217 Налогового кодекса РФ. При этом выплаты в виде ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет муниципальным служащим не предусмотрены, соответственно такие выплаты не подпадают под действие ст. 217 Налогового кодекса. В настоящее время со стороны Администрации Петрозаводского городского округа произведен возврат истице суммы удержанного налога в размере <данные изъяты>

Представитель ИФНС по г. Петрозаводску в судебном заседании указала, что ежемесячная доплата к пенсии муниципального служащего предусмотрена только законом субъекта РФ, поэтому ежемесячная доплата к государственной пенсии не является самой пенсией по выслуге лет, назначаемой в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". С учетом буквального толкования норм действующего законодательства ежемесячная доплата к пенсии, выплачиваемая муниципальному служащему за стаж муниципальной службы, не является составляющей пенсии по государственному пенсионному обеспечению, компенсационной и иной выплатой, подпадающими под действие пунктов 1, 2 и 3 статьи 217 НК РФ, и подлежит налогообложению в соответствии с нормами налогового законодательства на общих основаниях. Полагала, что инспекция не может являться ответчиком по данному делу, статус инспекции должен быть изменен на третье лицо.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает требования подлежащими частичному удовлетворению.

В отношении иска, заявленного к ИФНС по г. Петрозаводску, судом вынесено отдельное определение.

В судебном заседании установлено, что Кольенен Э.А., ДД.ММ.ГГГГ уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку. Ей была назначена доплата к трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты> с указанной надбавки происходит удержание налога на доходы физических лиц.

Из представленных в материалы дела документов: справки о доходах физического лица и выписки о начислениях и удержаниях следует, что начисление доплаты в отношении истицы производилось <данные изъяты>

Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

По сведениям представителя ответчика следует, что сумма подоходного налога в размере <данные изъяты> в настоящее время возращена истцу (список за <данные изъяты> платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ).

Данные обстоятельства подтверждаются представленными к материалам дела документами, в том числе платежным поручением.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "н" ч. 1) Конституции РФ находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов РФ, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

С 13.08.2007 г. правовое регулирование осуществлялось Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 N 1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи), и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418 в редакции от 04.03.2008), в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

ФЗ от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ (ч. 1 ст. 24).

Из обзора судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2012 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012 г., следует, что устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).

Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин "пенсия за выслугу лет", а в отношении муниципальных служащих - термин "пенсионное обеспечение за выслугу лет", юридическая природа таких выплат одинакова, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением; при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии; одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа; в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.

Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 г. N 1190-О-О (п. 2).

При этом, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Таким образом, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

При таких обстоятельствах действие ответчика, выраженное в удержании из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости налога на доходы физических лиц, является незаконным и нарушает права истицы в области пенсионного обеспечения, поэтому нарушенное право подлежит восстановлению путем взыскания с Администрации Петрозаводского городского округа необоснованно удержанного налога из доплаты <данные изъяты> в размере <данные изъяты> а также путем обязания ответчика <данные изъяты> производить выплату Кольенен Э.А. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без вычета подоходного налога.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при подаче иска в суд в силу ст. 333.19 НК РФ понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> Иск судом удовлетворен, в связи с чем с ответчика подлежат возмещению в пользу истца понесенные выше расходы в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кольенен Э. А. к Администрации Петрозаводского городского округао взыскании незаконно удержанных сумм, понуждении к действиям удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Кольенен Э. А. сумму удержанного подоходного налога в размере <данные изъяты> расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты>

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату Кольенен Э. А. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без вычета подоходного налога.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Савина

Решение суда в окончательной форме принято: 27.01.2013 г.

2-958/2013 (2-9102/2012;) ~ М-8974/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кольенен Эльза Адамовны
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Савина С.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
12.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2012Передача материалов судье
14.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2013Судебное заседание
22.01.2013Судебное заседание
27.01.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2013Дело оформлено
12.03.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее