2а-211/2015
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2015 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Жаркова А.Л., с участием административного истца, представителя административных ответчиков - <данные изъяты> ФИО8 при секретаре Фурман И.Г рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> Кудряшова <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты> и командира войсковой части <данные изъяты>, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением его из списков части, соответственно, без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части <данные изъяты> № <данные изъяты> Кудряшов <данные изъяты> уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе) с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Кудряшов исключен из списков личного состава названной части с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с увольнением с военной службы.
Посчитав свои права нарушенными, Кудряшов ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать изданные командирами войсковых частей <данные изъяты> и <данные изъяты> приказы, связанные с его увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, незаконными и обязать названных должностных лиц эти приказы отменить и восстановить его на военной службе в ранее занимаемой должности, обеспечив его всеми положенными видами довольствия с момента незаконного увольнения и до обеспечения жилым помещением в избранном им месте жительства.
При этом в обоснование своих требований, Кудряшов в заявлении указал, что приказы о его увольнении и исключении из списков личного состава воинской части, являются незаконными, поскольку изданы в нарушение п.1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором прямо указано на невозможность увольнения военнослужащих, к категории которых он относится, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, без их согласия, до предоставления им жилых помещений по установленным нормам.
Кроме того, Кудряшов в своем заявлении указал, что неправомерными действиями воинских должностных лиц ему причинен моральный вред, который он оценивает в 200000 рублей.
В судебном заседании Кудряшов отказался от требований иска в части взыскания в его пользу денежной компенсации морального вреда, в связи с чем, производство по административному делу, в этой части было прекращено определением суда, в соответствии с положениями ст. 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Далее КАС РФ).
Остальные требования своего административного искового заявления, Кудряшов поддержал в полном объеме, просил суд об их удовлетворении, обосновывая эту необходимость тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и в настоящее время состоит на учете в Федеральном государственном казенном учреждении «Центррегионжилье» (далее ФГКУ «Центррегионжилье»), составом семьи 4 человека. Далее истец пояснил, что поскольку в качестве формы обеспечения жильем он выбрал получение жилого помещения по избранному месту жительства (Московская область, г. Балашиха), и такое жилое помещение ему до настоящего времени не предоставили, решение о его увольнении является незаконным.
<данные изъяты> ФИО8 - представляющий в настоящем судебном заседании, на основании выданных ему доверенностей, интересы административных ответчиков - командиров войсковых частей <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также привлеченных к участию в деле в качестве вторых административных ответчиков - войсковых частей <данные изъяты> и <данные изъяты>, в суде требования административного иска не признал и пояснил, что увольнения заявителя произведено с соблюдением требований действующего законодательства, в связи с чем оснований для отмены оспариваемых приказов не имеется.
Так, пояснил далее представитель ответчиков, Кудряшову уполномоченным жилищным органом в июле 2015 года было направлено уведомление о готовности предоставить ему субсидию для приобретения либо строительства жилого помещения, однако заявитель от ее получения отказался, в связи с чем, командованием на основании положений ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 20 апреля 2015 года) было принято решение о его увольнении. Кроме того, Кудряшов в настоящее время проживает со своей семьей в двухкомнатной квартире, являющейся служебным жилым помещением, и его доверители не имеют каких-либо намерений по выселению его оттуда до обеспечения жильем для постоянного проживания.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы административного дела, письменные возражения, направленные административными ответчиками, суд полагает, что административное исковое Кудряшова удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Так, согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 3 настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Аналогичную правовую норму запрещающую увольнять военнослужащего, признанного в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, с военной службы, содержит п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237. При этом в данной норме определено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и" обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты> Кудряшов <данные изъяты> уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе) с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. При этом из текста названного приказа видно, что выслуга лет Кудряшова на момент его издания составляла более 21 года в календарном исчислении.
Как видно из исследованных судом личной карточки очередника и ответа на запрос суда, исполненного начальником 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г), Кудряшов <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года состоит в Едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, с формой обеспечения - квартира по избранному месту жительства (Московская область, г. Балашиха), составом семьи 4 человека: супруга и два пасынка ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения.
В судебном заседании исследовался договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому <данные изъяты> Кудряшову <данные изъяты> в связи с прохождением службы в войсковой части <данные изъяты> предоставлено служебное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 45,7 кв. метра.
Административный истец в суде подтвердил названые выше обстоятельства и пояснил, что в указанной квартире помимо жены и пасынков, также проживает его отец, который находится у него на иждивении и вписан в его личное дело.
Как видно из справки, выданной в войсковой части <данные изъяты> в личное дело <данные изъяты> Кудряшова <данные изъяты> кроме его жены и пасынков записан также его отец - ФИО10 ДД.ММ.ГГГГр.
Далее административный истец пояснил, что его отец до настоящего времени не признан нуждающимся в получении жилых помещений, в связи с тем обстоятельством, что в ДД.ММ.ГГГГ распорядился по своему усмотрению имевшимся у него жильем в Саратовской области.
Согласно частям 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 3 Постановления Самарской Городской Думы от 27 октября 2005 года № 171 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара» установлена учетная норма площади жилого помещения в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 11,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, для проживающих в отдельных квартирах.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Кудряшов на момент его увольнения с военной службы был обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам, учитывая, что на каждого из членов его семьи, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий приходилось более 11 кв. метров общей площади жилого помещения.
При этом, вопреки доводам заявителя, судом при производстве данного расчета не может быть принято во внимание, то обстоятельство, что на указанной площади проживает также и отец заявителя, поскольку последний установленным порядком не признан нуждающимся в получении жилого помещения, в связи с чем, норма предоставления жилья, как и учетная норма должны быть рассчитаны на состав семьи 4 человека.
То, что на жилой площади заявителя могут проживать и другие лица, не из числа признанных, нуждающимися в получении жилья, не может повлиять на решение вопроса о его обеспеченности жилым помещением.
В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5 Положения «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 N 487 и подпунктом первым пункта 9 Приложения к нему жилищный договор между военнослужащим и Министерством обороны Российской Федерации расторгается в случаях досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Содержание абзаца второго пункта 5 Положения и подпункта первого пункта 9 Приложения к нему во взаимосвязи с положениями пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает на то, что названная в Положении категория военнослужащих не может быть выселена из специализированных жилых помещений до предоставления им жилья для постоянного проживания при увольнении в запас.
Административный истец Кудряшов <данные изъяты> в судебном заседании показал, что после его увольнения с военной службы и исключения из списков части, со стороны должностных лиц жилищных органов военного управления не предпринималось каких-либо мер для его выселения из занимаемого им служебного жилого помещения.
Представитель административных ответчиков ФИО8, также подтвердил данные обстоятельства и пояснил, что подобные меры со стороны командования предпринимать не планируется до момента обеспечения заявителя жильем для постоянного проживания.
Исходя из изложенного, следует прийти к выводу, что наличие у Кудряшова служебного жилого помещения по месту военной службы, соответствующего установленным нормам, и отсутствие препятствий для пользования им после прекращения военно-служебных отношений, свидетельствуют о возможности его увольнения с военной службы с оставлением в списках, нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту службы.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконными приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении <данные изъяты> Кудряшова <данные изъяты> с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, как и приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении его из списков личного состава названной части с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд учитывает, что приказ командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении Кудряшова из списков личного состава названной части, был издан на основании приказа вышестоящего командования, а заявитель указывал на его несоответствие действующему законодательству, только по причине незаконности приказа о его увольнении без обеспечения жильем и о каких-либо других нарушениях порядка исключения его из списков части суду не заявлял.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 -180 КАС, гарнизонный военный суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> Кудряшова <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты> и командира войсковой части <данные изъяты>, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением его из списков части, соответственно, без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, отказать.