Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-194/2012 ~ М-187/2012 от 27.04.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Нижний Ингаш                                                                                                20 06 2012 г.

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кучерова А.П., при секретаре Котенок М.М.,

с участием: помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Мирюк Н.В.,

представителя Управления социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района Кольвинковской Е.Л.,

представителя ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс» Белоусовой И.П.,

Протасевич Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края, в интересах Протасевич Т.А., к Управлению социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района, ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс» о взыскании убытков, понесенных в виде расходов на отопление жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

В своём заявлении прокурор, действуя в интересах Протасевич Т.А, просит суд взыскать в ее пользу:

с ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс» компенсацию понесенных расходов по оплате отопления в период с "дата" в размере <данные изъяты> руб.;

с Управления социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района компенсацию понесенных расходов по оплате отопления в период с "дата" в размере <данные изъяты> руб.

Мотивировано тем, что Протасевич Т.А. является педагогом-пенсионером, проживающим в сельской местности и проработавшим в муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности более 10 лет. Согласно информации Управления социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района (далее УСЗН), до 01 01 2012 г. меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, не предоставлялись в связи с отсутствием краевого законодательства, регулирующего порядок предоставления данных выплат. Обратившимся педагогам-пенсионерам отказывалось в предоставлении компенсаций по вышеуказанным основаниям. С 01 01 2012 г. действие закона Красноярского края от 10 06 2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» распространяется на педагогических работников, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет. Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения содержится и в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Таким образом, исключение возможности педагогических работников, вышедших на пенсию, на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилых помещений не согласуется со смыслом ст.55 Закона РФ «Об образовании» и вопреки требованиям ст.19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит пенсионеров педагогов в неравное положение с работающими педагогами, а также приводит к неоправданному ограничению их прав.

Законом края от 10 06 2010 года № 10-4691, действующим с 01 07.2010 г. установлены порядок и условия предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края. Согласно данному закону указанные меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам органом местного самоуправления по месту постоянного жительства в размере 100 % оплаты отопления и освещения жилой площади. Статьей 7 данного закона определено, что предоставление денежных выплат, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета. До 01 07 2010 г., обязанность предоставлять педагогическим работникам в сельской местности указанные льготы в натуральной форме (без взимания платы) с последующим возмещением расходов из бюджета, была возложена на юридических лиц, оказывающих услуги отопления и освещения, в соответствии с Законом Красноярского края от 07 02 2008 № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Следовательно, возмещение расходов, понесенных за отопление жилого помещения до 01 07 2010 г. необходимо взыскать с ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс».

В период с "дата" г., включительно, Протасевич Т.А. произведены расходы по оплате коммунальных услуг по отоплению жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.

УСЗН Протасевич Т.А. возмещены расходы на отопление жилого помещения в размере <данные изъяты> руб. Таким образом, Протасевич Т.А. не произведена компенсация затрат на отопление жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст.1 Закона Красноярского края от 03 12 2004 г. № 12-2637 (ред. от 23 04 2009) «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Нижнеингашский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» поселок Нижний Ингаш наделен статусом городского населенного пункта — рабочего поселка Нижний Ингаш.

Трудовой педагогический стаж Протасевич Т.А. по основному месту работы в муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности составляет более 10 лет.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 05 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалифицированных групп должностей работников образования» должности воспитателя, преподавателя и учителя отнесены к группе должностей педагогических работников.

Протасевич Т.А. является пенсионером по возрасту и обратилась в прокуратуру Нижнеингашского района с заявлением о защите ее нарушенных прав, данные обстоятельства дают прокурору основания для обращения в суд в ее интересах в порядке ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании Мирюк Н.В. заявление поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.

Протасевич Т.А. требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, суду пояснила, что не по своей вине была лишена возможности осознанного выбора законных мер социальной поддержки со стороны государства. Если бы ей разъяснили в УСЗН, что она имеет право на предоставление мер социальной поддержки как педагог-пенсионер, а не как ветеран труда, то она бы сделала осознанный выбор. Но такого выбора ей не было предложено, и ей пришлось согласиться с тем, что было предложено – получать льготы как ветерану труда.

Представитель УСЗН Кольвинковская Е.Л. (по доверенности) заявление прокурора считает необоснованным и неподлежащим удовлетворению в полном объеме, суду представила возражения, согласно которых Протасевич Т.А. в соответствии с законодательством РФ и края, имеет два льготных статуса: «Ветеран труда» и «педагог-пенсионер». Протасевич Т.А. как «Ветерану труда», в соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 17 12 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» за период с "дата" были предоставлены меры социальной поддержки в размере 50 % оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> руб., в том числе на оплату: отопления – <данные изъяты> руб.; электроснабжение – <данные изъяты> руб.; холодного водоснабжения, водоотведения – <данные изъяты> руб.. Также семье Протасевич Т.А. за "дата" была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом доходов в сумме <данные изъяты> руб. В соответствии с требованиями ст.12 Закона края от 17 12 2004 г. № 13-2804, если гражданин имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по нескольким основаниям, мера социальной защиты предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина. В связи с тем, что у истца по двум вышеназванным нормативным актам одновременно возникает право на получение одной и той же меры социальной поддержки, он самостоятельно выбирает одну из них по своему усмотрению. Краевой законодатель не предусматривает случаев и права одновременного получения одной и той же меры социальной поддержки по двум основаниям, как того хочет истец, получив меру социальной поддержки как «Ветеран труда», добрать недостающую, по его мнению, часть меры социальной поддержки за счет иного статуса, как «педагог-пенсионер». ФЗ от 29 12 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» внесены существенные изменения, в соответствии с которыми меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам в натуральной форме за счет средств федерального бюджета, заменены на денежную форму предоставления меры социальной поддержки за счет средств субъектов РФ. На протяжении ряда лет данные меры социальной поддержки федеральными органами государственной власти финансово не обеспечивались. Реализуя данное инициативное полномочие, а не ст. 55 Закона РФ «Об образовании», Красноярский край в качестве меры социальной поддержки предусмотрел предоставление государственной поддержки педагогическим работникам не в натуральной форме, а в виде денежных выплат, что свидетельствует о разном характере и форме представления меры социальной поддержки педагогическим работникам, установленных на федеральном и краевом уровнях власти соответственно.

Представитель ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс» Белоусова И.П. (по доверенности) с предъявленными исковыми требованиями не согласна. Из возражений следует, что требования прокурора о компенсации убытков в денежной форме не правомерно, так как на поставщиках коммунальных услуг, в силу требований ст. 55 Закона РФ «Об образовании» лежала обязанность по льготному предоставлению педагогическим работникам не в денежной форме, а в натуральном виде, поэтому, истцом необоснованно произведена замена обязательств, вытекающих из федерального закона. Ответчик же является самостоятельным хозяйствующим субъектом, целью создания которого является извлечение прибыли, в том числе и путем предоставления услуг отопления. Услуга по отоплению жилого помещения, в котором проживает педагог — пенсионер, была оказана в полном объеме в установленные сроки и в свою очередь была оплачена также в установленные сроки, после оплаты которых, прошло от 3 до 1,5 лет. К тому же ответчик не является органом, наделенным государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, и не может предоставлять каких либо компенсаций расходов за оказанные им услуги, как и возместить расходы за счет средств краевого бюджета поступающих для этих целей из федерального бюджета, поскольку ранее действующий Закон края, предусматривающих финансирование расходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам утратил силу с 1 июля 2010 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 02 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04 05 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 08 02 2007 № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании" и п.5 ст.83 Бюджетного кодекса РФ», вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности и имеющие стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением наравне с работающими педагогами.

Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), содержалось в абзаце 3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 07 1992 г. «Об образовании», в редакции действовавшей до 11 01 2011 г.. Названной нормой Закона также было предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Во исполнение указанного положения, был принят Закон Красноярского края от 07 02 2008 № 4-1256, вступивший в силу 09 03 2008 г., а также Постановление Правительства Красноярского края от 19 06 2009 г. № 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07 02 2008 г. № 4-1256 (в том числе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения)) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств.

До 01 07 2010 г. установленные в абзаце 3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 07 1992 года «Об образовании» льготы предоставлялись проживающим в сельской местности педагогам, в том числе вышедшим на пенсию, в натуральной форме - в виде бесплатной услуги.

С 01 07 2010 г. вступил в силу Закон Красноярского края от 10 06 2010 г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым был отменен Закон Красноярского края от 07 02 2008 № 4-1256 и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от 29 12 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в ст.52.2 и ст.55 Закона РФ «Об образовании», абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции. Указанной нормой предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств субъектов РФ. Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с 11 01 2011 г.

При этом ст.3 ФЗ от 29 12 2010 г. № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 07 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из вышеприведенных нормативных положений следует, что имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено. На указанных лиц распространяется порядок предоставления мер социальной поддержки, установленный для работающих педагогов.

В судебном заседании установлено, что согласно трудовой книжке Протасевич Т.А., "дата" г. рождения, с "дата" работала, в том числе и, в муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности в должности <данные изъяты>, более 10 лет. С "дата" уволена с работы в связи с уходом на пенсию по выслуге лет.

"дата" между Протасевич Т.А. и ресурсоснабжающей организацией - ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс», заключен договор на предоставление коммунальных услуг на отопление и холодное водоснабжение.

Согласно расчету суммы иска (л.д.41-42), представленного прокурором и не оспоренного сторонами в судебном заседании, следует, что:

Период Оплачено согласно квитанциям (руб.) Возмещено по данным УСЗН (руб.) Подлежит взысканию (руб.)

"дата"

"дата" <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

"дата"

"дата" <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

"дата"

"дата" <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

Общая сумма не возмещенных расходов за период с "дата", включительно, составляет <данные изъяты> руб., в том числе, за период с "дата", включительно, <данные изъяты> руб. и за период с "дата"., включительно, <данные изъяты> руб. Вышеприведенный расчет подтверждается не только объяснениями сторон, но и представленными справками (л.д.31-35,40).

С учетом изложенного суд находит заявление прокурора законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Доводы УСЗН в той части, что Протасевич Т.А. выбрала для себя те меры социальной поддержки, которые сочла нужными, не могут служить основанием к отказу прокурору в заявленных требованиях к УСЗН. Действительно Протасевич Т.А.обращалась "дата" в УСЗН с заявлением о перерегистрации мер социальной поддержки как ветерану труда в соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 17 12 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». На основании чего, с "дата" ей были предоставлены меры социальной поддержки в размере <данные изъяты> руб. Кроме того, за "дата" семье Протасевич Т.А. была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом доходов в сумме <данные изъяты> руб.

Право выбора наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки действительно принадлежит гражданину и носит заявительный характер. Но в судебном заседании установлено, что Протасевич Т.А. вынужденно избрала для себя основанием мер социальной поддержки статус ветерана труда, а не статус педагога вышедшего на пенсию. Такое основание ей было предложено в УСЗН, иного ей не предлагалось и право выбора ей не разъяснялось. Об этом в судебном заседании пояснила Протасевич Т.А. и не оспорила Кольвинковская Е.Л. Более того, согласно сообщению в прокуратуру района (л.д.36) начальник УСЗН Ф.И.О. сообщает, что до "дата" меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, вышедшим на пенсию не предоставлялись в связи с отсутствием краевого законодательства, регулирующего порядок предоставления данных выплат.

Суд также не соглашается с доводами представителя ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс» Белоусовой И.П. о том, что льгота по бесплатному отоплению, гарантированная ст. 55 Закона «Об образовании», на которую Протасевич Т.А. имела право в "дата", носит заявительный характер. Действительно, заявительный характер для назначения мер социальной поддержки педагогам установлен Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной, поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (ст. 4), однако закон действует с 1 июля 2010 г. и не распространяется на правоотношения, возникшие между сторонами, так как, в период предоставления льготы по отоплению (теплоснабжению) педагогам, в натуральной форме, в виде бесплатной услуги, заявительный порядок нормативными правовыми актами установлен не был.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать в пользу Протасевич Т.А.

с ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс» компенсацию понесенных расходов по оплате отопления в период с "дата" в размере <данные изъяты> руб.;

с Управления социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района Красноярского края компенсацию понесенных расходов по оплате отопления в период с "дата" в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижнеингашский районный суд.

Председательствующий:

2-194/2012 ~ М-187/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
ООО "Нижнеингашский коммунальный комплекс"
МУ Управление социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района
Другие
Протасевич Тамара Алексеевна
Суд
Нижнеингашский районный суд Красноярского края
Судья
Кучеров Александр Петрович
Дело на странице суда
ingash--krk.sudrf.ru
27.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2012Передача материалов судье
28.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2012Подготовка дела (собеседование)
04.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2012Судебное заседание
02.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2012Дело оформлено
28.09.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее