РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2012 года. п. Дубна
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Таранец С.В.,
при секретаре Кострюковой С.Г.,
с участием помощника прокурора Тульской природоохранной прокуратуры Шайдовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тульской природоохранной прокуратуры, поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая компания» о признании незаконной деятельности по использованию водных объектов без решения о предоставлении водного объекта в пользование,
установил:
прокурор Тульской природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая компания» о признании незаконной деятельности по использованию водных объектов без решения о предоставлении водного объекта в пользование, понуждении обратиться с заявлением в министерство природных ресурсов и экологии <данные изъяты> о предоставлении водных объектов <данные изъяты> в пользование для сброса сочных вод с приложением документов и сведений в соответствии со ст. 23 Водного кодекса РФ и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844. В обоснование исковых требований ссылается на то обстоятельство, что ООО «Тепловая компания» осуществляет деятельность по оказанию коммунальных услуг, в частности по водоотведению хозяйственно - бытовых и производственных сточных вод на территории муниципальных образований <данные изъяты>. При этом в отсутствие решения на право пользования водными объектами, в целях сброса сточных вод бесконтрольно использует реки: <данные изъяты>, что причиняет вред окружающей среде, и нарушает интересы Российской Федерации, как собственника водных объектов.
В судебном заседании помощник Тульского природоохранного прокурора Шайдова Э.Н. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Тепловая компания» по доверенности Чубукова Е.О. исковые требования признала. Пояснила суду, что предприятие осуществляет деятельность по оказанию коммунальных услуг, водоотведению хозяйственно-бытовых сточных вод на территории муниципальных образований <данные изъяты>. На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между комитетом земельных и имущественных отношений МО <данные изъяты> и ООО «Тепловая компания», обществу переданы в аренду объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе очистные сооружения, канализационные сети, находящиеся на территории <данные изъяты>. Однако правоустанавливающие документы на арендованное имущество отсутствуют. Объекты водоотведения ООО «Тепловая компания» эксплуатирует не имея решения министерства природных ресурсов и экологии <данные изъяты> о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сочных вод. В связи с тем, что в настоящее время отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено арендование имущество, ООО «Тепловая компания» не может обратиться с заявлением в министерство природных ресурсов и экологии <данные изъяты> о предоставлении водных объектов <данные изъяты> в пользование для сброса сочных вод с приложением документов и сведений в соответствии со ст. 23 Водного кодекса РФ и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844. Кроме того, срок действия договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры истекает ДД.ММ.ГГГГ, после продления или перезаключения договора аренды намерены обратиться в компетентный орган для получения решения о предоставлении водных объектов <данные изъяты> в пользование для сброса сочных вод.
Выслушав объяснения помощника Тульского природоохранного прокурора Шайдовой Э.Н., представителя ООО «Тепловая компания» Чубуковой Е.О., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды согласно ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» является презумпция экологической оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природу. Среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственности на нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.4 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч.1 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в который имеет характерные формы и признаки водного режима.
Частью 2 ст.5 Водного кодекса РФ установлено, что реки являются водотоками и относятся к поверхностным водным объектам.
Такие водные объекты в соответствии с ч.1 ст. 8 Водного кодекса РФ находятся в федеральной собственности.
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование ( ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ).
Пунктом 1 ч.1 ст. 26 Водного кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 ст. 21 Водного кодекса РФ.
Согласно подпункту п.п. 35 п.4 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии <данные изъяты> утвержденного постановлением правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство осуществляет в пределах своей компетенции предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <данные изъяты>, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления водных объектов в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории <данные изъяты> и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ.
Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование установлен ст. 23 Водного кодекса РФ и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844.
Согласно п.7 указанных Правил юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении ему водного объекта в пользование, обращается в уполномоченный орган с заявлением, форма которого установлена приказом МПР России от 23.04.2008 года № 102, с указанием сведений и приложением документов, предусмотренных п.п. 9,10 и 11 соответственно.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и дренажных вод, наряду с другими сведениями должно содержать объем допустимых сбросов сточных вод, а также требование к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных води или дренажных вод.
В соответствии с Уставом ООО «Тепловая компания», утвержденным решением единственного участника ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, одним из видов деятельности общества является сбор, обработка, распределение воды, сточных вод и прочих отходов.
ООО «Тепловая компания» осуществляет деятельность по оказанию коммунальных услуг, в частности по водоотведению хозяйственно- бытовых и производственных сточных вод на территории муниципальных образований <данные изъяты> на основании постановлений администраций соответствующих муниципальных образований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «Тепловая компания» использует водные объекты (реки <данные изъяты>) в целях сброса сточных вод без решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно статистическим данным «Сведения об использовании воды за ДД.ММ.ГГГГ год» по форме 2-ТП (водхоз) ООО «Теплоком» сброшено хозяйственно-бытовых сточных вод в водные объекты: в <данные изъяты> тыс. куб.м, в <данные изъяты> тыс. куб.м, в <данные изъяты> тыс. куб.м.
За использование водных объектов без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, министерством природных ресурсов и экологии <данные изъяты> ООО «Теплоком» привлечено к административной ответственности по ст. 7. 6 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель ответчика Чубукова Е.О. не представила суду доказательства о том, что ООО «Теплоком» обратилось с заявлением в министерством природных ресурсов и экологии <данные изъяты> о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод после биологической очистки на очистных сооружениях в <данные изъяты>, с приложением документов указанных в Правилах подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844.
Следовательно, ООО «Теплоком» самовольно осуществляло деятельность по сбросу сточных вод, не имея решения на право пользования водным объектом, что является незаконным, а также является нарушением интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды как собственника водных объектов.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Осуществление ООО «Теплоком» деятельности по сбросу сточных вод в отсутствие решения на право пользования водным объектом, ведет к бесконтрольному использованию водозаборных сооружений, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению указанных прав граждан.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Тульской природоохранной прокуратуры, поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая компания» о признании незаконной деятельности по использованию водных объектов без решения о предоставлении водного объекта в пользование, удовлетворить.
Признать незаконной деятельность Общество с ограниченной ответственностью «Тепловая компания» по использованию водных объектов <данные изъяты> без решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тепловая компания» обратиться с заявлением в министерство природных ресурсов и экологии <данные изъяты> о предоставлении водных объектов <данные изъяты> в пользование для сброса сочных вод с приложением документов и сведений в соответствии со ст. 23 Водного кодекса РФ и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца.
Судья