дело № 2-14/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Суксун 17 февраля 2014 года
Суксунский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
с участием представителя истца – зам. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
представителя третьего лица -ГИБДД МО МВД России «Суксунский» Ширяева С.А.,
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц – населения Суксунского городского поселения к муниципальному образованию «Суксунское городское поселение» в лице исполнительного органа – Администрации Суксунского муниципального района о признании незаконным бездействия ответчика по необеспечению соответствия состояния искусственных дорожных сооружений – мостов, устроенных на автомобильных дорогах по улице Энгельса п. Суксун и в д. Кошелево, при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возложении обязанности привести указанные сооружения в соответствие с требованиями п. 4.4.1. ГОСТ Р 50597 – 93, ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНИиП 2.05.03, п. 8.1.1. и п. 8.1.2. ГОСТ Р 52289-2004,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Суксунского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – населения Суксунского городского поселения к муниципальному образованию «Суксунское городское поселение» о признании незаконным бездействия ответчика по необеспечению соответствия состояния искусственных дорожных сооружений – мостов, устроенных на автомобильных дорогах по улицам Энгельса и Чапаева п. Суксун и в д. Кошелево, при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возложении на ответчика обязанности в срок до 01 июля 2014 года:
привести автомобильные мосты через реку Суксунчик, расположенные на улицах Энгельса и Чапаева в п. Суксун и в д. Кошелево в соответствие с требованиями пункта 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, дата введения 01.07.1994 года, согласно которому опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03;
привести в удовлетворительное состояние подъездные пути в соответствие с требованиями пункта 8.1.1 ГОСТ Р 52289, согласно которому на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке, требованиями пункта 8.1.2 ГОСТ Р 52289, согласно которому удерживающие ограждения устанавливают на обочинах автомобильных дорог, с обеих сторон проезжей части мостового сооружения.
В обоснование требований указал следующее. Собственником автомобильных дорог, проходящих по улицам Энгельса и Чапаева п. Суксун, а также по улице Центральная д. Кошелево, согласно реестру муниципального имущества муниципального образования «Суксунское городское поселение» является данное муниципальное образование.
В силу ст.ст. 3, 13, 15, 17, 18, п.1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ), п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность по содержанию и ремонту автомобильных дорог Суксунского городского поселения, в том числе, расположенных на них искусственных дорожных сооружений – мостов, относится к полномочиям Суксунского городского поселения как органа местного самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюджета. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4.4.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
В соответствии с п. 8.1.1 ГОСТ Р 52289-2004 на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.
Пунктом 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что удерживающие ограждения устанавливают: на обочинах автомобильных дорог; с обеих сторон проезжей части мостового сооружения.
Согласно информации отделения ГИБДД МО МВД России «Суксунский» ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией в составе начальника Управления территориального развития, градостроительства и инфраструктуры Администрации Суксунского муниципального района У., начальника ОГИБДД МО МВД России «Суксунский» Ш. директора МУП «Автотранспортник» К., госинспектора Кунгурского отделения УГАДН ФСНСТ С., директора ДЭУ-2 ОАО «Пермавтодор» П. была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации мостов на улицах п. Суксун и д. Кошелево. В ходе проверки установлено, что мосты и мостовые сооружения на улицах Энгельса и Чапаева п. Суксун и д. Кошелево установлены и эксплуатируются с нарушением действующего законодательства. В ходе обследования выявлены нарушения при эксплуатации следующих объектов:
1. Автомобильный мост через р. Суксунчик, д. Кошелево протяженностью 45 метров, шириной 6,5 метра.
2. Автомобильный мост через р. Суксунчик, д. Кошелево, ул. Центральная, протяженностью 16 метров, шириной 7 метров.
3. Автомобильный мост через р. Суксунчик, п. Суксун, ул. Энгельса, протяженностью 34 метра, шириной 8 метров.
Нарушения выразились в отсутствии удерживающих ограждений в нарушение вышеуказанных требований п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93, п. 8.1.1, п. 8.1.2 ГОСТ 52289-2004.
Не обеспечив надлежащую эксплуатацию мостов, обустроенных на дорогах улиц Энгельса и Чапаева в п. Суксун, в д. Кошелево через реку Суксунчик, Суксунское городское поселение, обязанное заниматься дорожной деятельностью в отношении дорог местного значения, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью граждан и имуществу населения п. Суксун.
В ходе рассмотрения дела истец, действуя в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнил исковые требования, а именно просил исключить из искового заявления, в том числе из его просительной части ссылку на мост, расположенный по улице Чапаева. Пункт 2 просительной части иска (о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства) изложил следующим образом:
«Обязать муниципальное образование «Суксунское городское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильные мосты через реку Суксунчик, расположенные на улице Энгельса в п. Суксун и в д. Кошелево в соответствии с пунктом 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. №221, дата введения 1 июля 1994 года, согласно которому опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457-861, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
Обустроить мосты дорожными ограждениями и направляющими устройствами в соответствии с требованиями раздела 5 ГОСТ 23457 и разделом 8 «Правила применения ограждений и направляющих устройств» ГОСТ Р 52289:
п. 8.1.1. На автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.
п. 8.1.2. удерживающие ограждения (далее ограждения)устанавливают:
- на обочинах автомобильных дорог;
- с обеих сторон проезжей части мостового сооружения».
В обоснование иска дополнил, что о нарушениях законодательства, выявленных межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, был уведомлен глава администрации Суксунского городского поселения. Вместе с тем Думой Суксунского городского поселения и администрацией поселения до настоящего времени каких-либо мер по устранению выявленных нарушений предпринято не было, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления муниципального образования «Суксунское городское поселение» по обеспечению надлежащего состояния мостов, устроенных на дорогах по ул. Энгельса в п. Суксун и в д. Кошелево.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено ходатайство истца о замене ответчика на муниципальное образование «Суксунское городское поселение» в лице исполнительного органа – Администрации Суксунского муниципального района.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивает по вышеизложенным доводам, пояснил, что нарушения законодательства ответчиком не устранены.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель третьего лица начальник ГИБДД МО МВД России «Суксунский» Ширяев С.А. полагает, что иск подлежит удовлетворению, пояснил, что нарушения законодательства, выявленные межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, по настоящее время не устранены, что устанавливается из еженедельно проводимого данным органом надзора за безопасностью дорожного движения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в пункте 12 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ мосты относятся к искусственным дорожным сооружениям, то есть сооружениям, предназначенным для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу изложенных выше норм федерального законодательства муниципальное образование «Суксунское городское поселение» обязано заниматься дорожной деятельностью в отношении дорог местного значения.
Согласно пункту 1 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно имеющимся в материалах дела актам от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией в составе начальника Управления территориального развития, градостроительства и инфраструктуры Администрации Суксунского муниципального района У., начальника ОГИБДД МО МВД России «Суксунский» Ш., директора МУП «Автотранспортник» К., госинспектора Кунгурского отделения УГАДН ФСНСТ С., директора ДЭУ-2 ОАО «Пермавтодор» П. ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка участков автомобильных дорог в п. Суксун и д. Кошелево, на которых расположены мосты через реку Суксунчик: два моста в д. Кошелево и один мост на улице Энгельса в п. Суксун. В ходе проверки установлено, что указанные мосты эксплуатируются с нарушением действующего законодательства, а именно:
отсутствуют ограждения согласно требованиям п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93. Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02, СНиП 2.05.03. Неудовлетворительное состояние подъездных путей, а также требования ГОСТ 52289-2004:
8.1.1. На автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.
8.1.2. Удерживающие ограждения устанавливают:
- на обочинах автомобильных дорог;
- с обеих сторон проезжей части мостового сооружения (л.д.16-24).
Собственником автомобильных дорог, на которых расположены вышеуказанные мосты, согласно реестру муниципального имущества муниципального образования «Суксунское городское поселение» является данное муниципальное образование (л.д.26-28).
В соответствии с положениями п. 4.4.1 Государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221, опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
В соответствии с пунктами 8.1.1, 8.1.2 Государственного стандарта ГОСТ Р 52289-2004, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке. Удерживающие ограждения устанавливают, в частности, на обочинах автомобильных дорог, с обеих сторон проезжей части мостового сооружения.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 23457-86 дорожные ограждения подразделяют на две группы:
- первая группа – ограждения барьерного и парапетного типов, предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств с земляного полотна дороги, проезжей части мостов, путепроводов, эстакад, столкновений с встречными транспортными средствами, наездов на массивные предметы и сооружения, расположенные в полосе отвода дороги. Высоту ограждений следует назначать 0,75 – 0,8 м.;
В соответствии с пунктом 5.1.2 ГОСТ 23457-86 направляющие устройства подразделяют на: направляющие столбики, тумбы с искусственным освещением, направляющие островки и островки безопасности.
Направляющие столбики и тумбы предназначены для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях. Высоту направляющих столбиков и сигнальных тумб следует назначать 0,75 – 0,8 м.
Согласно пункту 5.2.1 ГОСТ 23457-86 ограждения первой группы следует устанавливать, в том числе, на мостах, на подходах к искусственным сооружениям в пределах длины участков дороги с высотой насыпи 3 м и более, а при меньшей высоте насыпи – на расстоянии не менее 18 м в каждую сторону от начала и конца переходной плиты сооружения, если длина пролета искусственного сооружения превышает 10 м.
Ответчиком какие-либо доводы в опровержение иска, в частности, в подтверждение факта соответствия вышеуказанных мостов требованиям действующего законодательства, факта устранения нарушений, выявленных в ходе проверки межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, суду не приведены, соответствующие доказательства не представлены. Равно как не оспорен и факт принадлежности данных автомобильных мостов ответчику.
Истцом же в судебное заседание представлено письмо заместителя главы администрации Суксунского городского поселения М. от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованное начальнику ОГИБДД МО МВД России «Суксунский», в котором он сообщает об имеющихся ограждениях на вышеуказанных автомобильных мостах в п. Суксун по ул. Энгельса и в д. Кошелево, а также о разработке на них технических паспортов (л.д.8).
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При изложенных обстоятельствах, суд находит установленным в судебном заседании факт принадлежности вышеуказанных искусственных дорожных сооружений – мостов ответчику, наличие у ответчика обязанности по обеспечению соответствия их состояния установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, а также факт несоответствия их состояния указанным нормативным документам. В связи с чем исковые требования прокурора Суксунского района к Суксунскому городскому поселению в лице исполнительного органа - Администрации Суксунского муниципального района являются законными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ учитывая требования разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения данного решения – до 01 сентября 2014 года,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Суксунского района Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Суксунское городское поселение» в лице исполнительного органа – Администрации Суксунского муниципального района по необеспечению соответствия состояния искусственных дорожных сооружений – мостов, устроенных на автомобильных дорогах по улице Энгельса п. Суксун и в д. Кошелево, при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Обязать муниципальное образование «Суксунское городское поселение» в лице исполнительного органа – Администрации Суксунского муниципального района в срок до 01 сентября 2014 года:
привести автомобильные мосты через реку Суксунчик, расположенные на улице Энгельса п. Суксун и в д. Кошелево в соответствие с требованиями пункта 4.4.1 Государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221, согласно которому опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03;
обустроить автомобильные мосты через реку Суксунчик, расположенные на улице Энгельса п. Суксун и в д. Кошелево, дорожными ограждениями и направляющими устройствами в соответствии с требованиями:
раздела 8 ГОСТ Р 52289:
п. 8.1.1. На автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.
п. 8.1.2. удерживающие ограждения (далее – ограждения) устанавливают:
- на обочинах автомобильных дорог;
- с обеих сторон проезжей части мостового сооружения.
раздела 5 ГОСТ 23457:
п. 5.1.1. Дорожные ограждения подразделяют на две группы:
- первая группа – ограждения барьерного и парапетного типов, предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств с земляного полотна дороги, проезжей части мостов, путепроводов, эстакад, столкновений с встречными транспортными средствами, наездов на массивные предметы и сооружения, расположенные в полосе отвода дороги. Высоту ограждений следует назначать 0,75 – 0,8 м.;
п. 5.1.2. Направляющие устройства подразделяют на: направляющие столбики, тумбы с искусственным освещением, направляющие островки и островки безопасности.
Направляющие столбики и тумбы предназначены для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях. Высоту направляющих столбиков и сигнальных тумб следует назначать 0,75 – 0,8 м.
п. 5.2.1. Ограждения первой группы следует устанавливать, в том числе, на мостах, на подходах к искусственным сооружениям в пределах длины участков дороги с высотой насыпи 3 м и более, а при меньшей высоте насыпи – на расстоянии не менее 18 м в каждую сторону от начала и конца переходной плиты сооружения, если длина пролета искусственного сооружения превышает 10 м.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение составлено 20 февраля 2014 года