Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-20/2016 (12-1258/2015;) от 09.11.2015

Дело № 12-20/2016

РЕШЕНИЕ

11 января 2016 года Великий Новгород    

Судья Новгородского районного суда Новгородской области, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15, Ящихина В.В.,

с участием Васильевой С.В., ведущего специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Скворцовой А.Л., помощника прокурора Великого Новгорода Пономарева А.Б.,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Васильевой С.В. на постановление №....., вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области ФИО в отношении должностного лица – директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»

Васильевой С.В., .....

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей,

установил:

..... первым заместителем прокурора Великого Новгорода в отношении должностного лица – директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» Васильевой С.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, за нарушение требований п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).

Должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области по делу вынесено вышеуказанное постановление.

В поданной в порядке пересмотра жалобе Васильева С.В. просит об отмене постановления и прекращении производства по делу. В обоснование своей позиции ссылается на то, у школы имеется обязанность принять всех детей по территориальному принципу; образовательная деятельность планируется исходя из определенного количества учеников в классах, к примеру, при численности обучающихся равной или меньше 24 человек отсутствует возможность деления на группы при изучении иностранных языков, информатики, предмета «Технология»; от количества учеников в классах зависит размер финансирования образовательной деятельности. Отмечает, что единовременно по тем или причинам не все дети посещают занятия, в связи с чем фактическая наполняемость классов соответствует требованиям п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, все дети имеют свое учебное место, которое расположено в соответствии с нормативами. Несмотря на то, что формально признаки состава административного правонарушения наличествуют, допущенное нарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло ущерба и наступления вредных последствий, в связи с чем имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Истребованные по жалобе подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 23 ноября 2015 года.

Срок обжалования постановления Васильевой С.В. не пропущен.

В судебном заседании Васильева С.В. жалобу поддержала по изложенным в ней мотивам, в дополнение сославшись на то, что в связи с внесенными в СанПиН 2.4.2.2821-10 изменениями, правовая норма, устанавливающая требования к наполняемости классов, в настоящее время не действует.

Ведущий специалист-эксперт Уравления Роспотребнадзора по Новгородской области Скворцова А.Л. доводы жалобы считала несостоятельными по основаниям, приведенным в письменных возражениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, заслушав заключение помощника прокурора Великого Новгорода Пономарева А.Б., полагавшего обжалуемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу ч.4 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение санитарно-гигиенических, мероприятий, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Пунктом п.10.1 СанПин 2.4.2.2821-10, в редакции, утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 и действовавшей на момент совершения правонарушения, было установлено, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Руководитель общеобразовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил (п. 13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Из материалов дела установлено, что в период с ..... прокуратурой г.Великий Новгород проведена проверка соблюдения МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №23», расположенным по адресу: ..... требований законодательства об образовании при организации образовательного процесса.

В ходе проверки при изучении полученной по запросу прокурора информации о наполняемости учебных классов в деятельности вышеуказанной общеобразовательной организации по реализации образовательных программ выявлено нарушение требований пункта 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, выразившееся в том, что наполняемость классов превышена и по состоянию на 03 сентября 2015 года составляет: 1 «а» класса - 28 учащихся, 1 «б» класса - 29 учащихся, 1 «в» класса - 29 учащихся, 2 «а» класса – 27 учащихся, 2 «в» класса – 28 учащихся, 3 «а» класса - 27 учащихся, 3 «в» класса - 28 учащихся, 4 «б» класса – 28 учащихся, 5 «а» класса - 30 учащихся, 5 «в» класса – 30 учащихся, 5 «м» класса - 30 учащихся, 6 «а» класса – 27 учащихся, 6 «в» класса - 26 учащихся, 6 «м» класса – 27 учащихся, 7 «а» класса - 28 учащихся, 7 «в» класса - 27 учащихся, 7 «м» класса – 30 учащихся, 8 «а» класса – 27 учащихся.

Выявленные проверкой нарушения названных выше требований СанПиН 2.4.2.2821-10 послужили основанием для вывода о наличии в действиях должностного лица – директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» Васильевой С.В. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.

Постановлением №168пр заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области от ..... Васильева С.В. привлечена к административной ответственности по вышеуказанной норме КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Между тем, на момент рассмотрения жалобы в районном суде Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 года № 81 (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40154) в СанПиН 2.4.2.2821-10 внесены изменения № 3, в соответствии с которыми пункт 10.1 изложен в новой редакции: "Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы."

Указанные изменения вступили в силу со 2 января 2016 года.

Таким образом, действующие в настоящее время гигиенические требования к режиму образовательного процесса не содержат положений о предельной наполняемости учебных классов, а предписывают при определении количества обучающихся в классе исходить из иных критериев.

В силу ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Под формулировкой «иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение» следует понимать любые указания закона, которые облегчают ответственность таких лиц, включая изменения законодательства, регулирующие правоотношения, в рамках которых возникло событие административного правонарушения.

Учитывая изложенное, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящей жалобы гигиенические требования, устанавливавшие предельную наполняемость учебных классов, отменены, а также принимая во внимание, что соблюдение общеобразовательной организацией иных требований законодательства к условиям и организации обучения предметом проверки не являлось, других сведений, кроме как о наполняемости классов, не истребовалось, судья приходит к выводу, что таким образом устраняются основания для привлечения директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» Васильевой С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, а именно за осуществление деятельности по реализации образовательных программ в учебных классах МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» с превышением их наполняемости. Иные нарушения в действиях должностного лица по данному делу не устанавливались.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, обжалуемое постановление подлежит отмене.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отмене закона, установившего административную ответственность.

Применение положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в данном деле об административном правонарушении приводит к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Васильевой С.В. подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление №....., вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области ФИО в отношении должностного лица – директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» Васильевой С.В. о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Васильевой С.В. прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, а прокурором принесен протест в Новгородский областной суд с подачей жалобы (протеста) через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.В. Ящихина

12-20/2016 (12-1258/2015;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Прокурор Великого Новгорода
Ответчики
Васильева Светлана Васильевна
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Ящихина Виктория Владимировна
Статьи

ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
10.11.2015Материалы переданы в производство судье
12.11.2015Истребованы материалы
23.11.2015Поступили истребованные материалы
14.12.2015Судебное заседание
11.01.2016Судебное заседание
19.01.2016Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2016Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
03.02.2016Вступило в законную силу
18.02.2016Дело оформлено
03.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее