Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3315/2017 ~ М-3277/2017 от 17.11.2017

Дело №2-3315/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2017 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего – судьи Чернышовой Т.В.,

при секретаре – Меликян М.С.,

при участии истца Горбань Г.А., третьего лица Куриловой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по исковому заявлению Горбань Г.А. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Горбань Г.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края об установлении юридического факта его постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильными дождевыми осадками и резким подъемом уровня рек на территории чрезвычайной ситуации в городе Минеральные Воды в период с 24.05.2017.

Третьими лицами по делу истцом указаны ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Правительство Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, Курилова Т.А..

Определением суда от 21.11.2017 Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края исключено из числа третьих лиц по делу и привлечено к участию в деле в качестве соответчика, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

В обоснование исковых требований истец сослался на то, что Курилова Т.А. на основании договора купли-продажи недвижимости от 25.09.2005, свидетельства о праве на наследство по закону от 19.12.2008, свидетельства о праве на наследство по закону от 23.06.2017 является собственником жилого помещения – четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. С 2012 года он проживает в указанном жилом помещении с Куриловой Т.А. одной семьей, их совместной <иные данные> дочерью Г.П.Г., <дата> года рождения, и сыном Куриловой Т.А. – К.Г.Г., что подтверждается актом о проживании, составленным соседями и справкой ТСЖ «Союз» о его не проживании по месту регистрации: <адрес>. Согласно акту обследования имущества, пострадавшего (разрушенного) в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017 года, от 28.05.2017 собственник жилого дома по адресу: <адрес>, Курилова Т.А. и совместно проживающие с ней члены ее семьи, сын К.Г.Г., дочь Г.П.Г. и он Горбань Г.А. признаны пострадавшими в результате указанной чрезвычайной ситуации, и нуждающимися в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, установлено, что полностью утрачено имущество первой необходимости, в том числе: предметы домашнего обихода, предметы первой необходимости, вода в доме 30 см, трещины в стенах дома, осыпался фундамент. Курилова Т.А., К. Г.Г., Г. П.Г. и он Горбань Г.А. обратились в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края с заявлениями о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском городском округе Ставропольского края в мае 2017 года, поскольку жилой дом, в котором они проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, однако ему в этом было отказано, ввиду отсутствия у него регистрации по месту жительства по указанному адресу, одновременно ему предложено обратиться в суд для защиты своих прав.

В судебном заседании Горбань Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что с собственником пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения Куриловой Т.А. он в зарегистрированном браке не состоит, но с 2012 года фактически проживает с ней в жилом помещении по адресу: <адрес>. Зарегистрирован он по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем его родной сестре Г.А.А.. В пострадавшем жилом помещении он не был прописан, поскольку в 2012 году его сособственником являлся отец Куриловой Т.А., который был против его регистрации в нем по месту жительства. Их с Куриловой Т.А. дочь Г.П.Г. также не была зарегистрирована в пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации жилом помещении и факт ее постоянного проживания устанавливался в судебном порядке, о чем имеется решение суда по ранее рассмотренному делу. О своих требованиях в ранее рассмотренном деле он не заявлял, поскольку его проконсультировали об отсутствии перспектив принятия положительного решения в отношении него ввиду отсутствия у него зарегистрированного брака с Куриловой Т.А., а впоследствии он обратился за оказанием квалифицированной юридической помощи, где ему составили настоящее исковое заявление.

От ответчика - администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края письменного отзыва на исковое заявление не поступило. Ее представитель Черненький Ю.В. просил рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Ответчик - Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края письменного отзыва на исковое заявление не представило.

Третье лицо Курилова Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю в письменном отзыве сослалось на положения действующего законодательства, регламентирующие порядок выплат лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, и одновременно указывает, что решение вопросов, указанных в исковом заявлении, не входит в компетенцию министерства, поскольку относится к полномочиям органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ответчик Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, третьи лица Правительство Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебном заседание не обеспечили, об отложении слушания дела не просили, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 12, 38, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 статьи 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее – Закон № 19-кз), целью которого согласно ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае,
а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (пункт 3 Порядка).

Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2017 № 287-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 № 84-П «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной Войны», которое вступило в силу на следующий день после дня его официального опубликования (опубликовано 27.07.2017 на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru), то есть с 28.07.2017, и распространяется на правоотношения, возникшие с 20.05.2017, в Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат, утвержденный Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2017 № 287-п внесены изменения, согласно которым право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено (далее соответственно - пострадавшие граждане, жилые помещения). Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости (п. 3).

В настоящее время действуют Методические рекомендации МЧС России от 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации (далее - Методические рекомендации). Согласно главе 2 Методических рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.

Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утвержден Приказом МЧС России от 29.08.2014 № 470 (далее - Порядок № 470), согласно пункту 7 которого на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями № 10 и № 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).

Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.

Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и утратившим имуществом первой необходимости является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества. Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.

В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.

Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 № 1216 с 10 час. 00 мин.
24.05.2017 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края.

Законом Ставропольского края от 28.05.2015 № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края», утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа, в число которых входит и поселок Первомайский.

Постановлением Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.07.2017 № 1910 утвержден перечень домовладений на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации – выпадение значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24.05.2017, в новой редакции, в который вошло домовладение, расположенное в <адрес>.

Согласно акту обследования имущества, пострадавшего (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 на территории Минераловодского городского округа (далее – акт обследования пострадавшего имущества), от 28.05.2017, жилое помещение по адресу: <адрес>, указан как пострадавший в результате чрезвычайной ситуации, собственником жилого помещения указана Курилова Т.А., членами семьи пострадавшего (совместно проживающими) указаны сын К.Г.Г., дочь Г.П.Г., Горбань Г.А., в перечне пострадавшего имущества указаны: диван, спальный гарнитур, шкаф, компьютерный стол, указано, что вожжа в доме 30 см, трещина в стене дома (в углу), осыпался фундамент (частично), стоимость пострадавшего имущества 100 000 руб., степень повреждения имущества – полная, собственник утраченного имущества Курилова Т.А.

Горбань Г.А. обратился в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края за включением его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 24.05.2017 в Минераловодском городском округе Ставропольского края.

Письмом администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 25.07.2017 № 10а-10/2151 ему отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате указанной чрезвычайной ситуации с указанием на то, что граждане, у которых отсутствуют необходимые документы, подтверждающие право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства, отсутствие правоустанавливающих документов на жилое помещение), включаются в списки на основании принятых судебных решений.

Данные основания послужили основанием для обращения Горбань Г.А. в суд с настоящим исковым заявлением.

Как установлено судом, жилое помещение – четырехкомнатная квартира, общей площадью 97, 40 кв.м, кадастровый <номер> расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Куриловой Т.А., что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 24.12.2008 <номер>, от 30.01.2009 <номер>, свидетельством о праве на наследство <номер>, выданным нотариусом Минераловодского нотариального округа Ставропольского края О.Л.В. 23.06.2017 (зарегистрировано в реестре <номер>), свидетельством о праве на наследство по закону <номер>, выданным нотариусом Минераловодского нотариального округа Ставропольского края Б.Л.С., сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, делом правоустанавливающих документов, представленными по запросу суда Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

По данным домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в нем зарегистрированы: Курилова Т.А. с <дата> по настоящее время, К.Г.Г. с <дата> по настоящее время, Г.П.Г. с <дата> по настоящее время.

Вступившим в законную силу решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28.07.2017 по гражданскому делу № 2-1819/2017 исковые требования Куриловой Т.А., действующей в интересах <иные данные> Г.П.Г. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории чрезвычайной ситуации в поселке Первомайский и включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации удовлетворены. Установлен факт постоянного проживания Г.П.Г., <дата> года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории пос. Первомайский Минераловодского района Ставропольского края. Признана Г.П.Г., <дата> года рождения, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории пос. Первомайский Минераловодского района Ставропольского края. На администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края возложена обязанность включить Г.П.Г., <дата> года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории пос. Первомайский Минераловодского района Ставропольского края.

Согласно представленным Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края сведениям от 11.12.2017 № 16832-05, полученным по запросу суда, согласно представленным в министерство спискам граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, по адресу: <адрес>, на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в них включен Горбань Г.А., зарегистрированный по адресу: <адрес>, как получатель выплат за Курилову Т.А., К.Г.Г., Г.П.Г., зарегистрированных по адресу: <адрес>. Из резервного фонда Правительства Ставропольского края и резервного фонда Правительства Российской Федерации Горбань Г.А. произведены компенсационные выплаты единовременной материальной помощи в сумме 60 000 руб. (за Курилову Т.А, К.Г.Г., Г.П.Г.), финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в сумме 400 000 руб. (за Курилову Т.А, К.Г.Г., Г.П.Г.). Согласно представленным в министерство дополнительным спискам в них включена Курилова Т.А., зарегистрированная по адресу: <адрес>, как получатель выплат за Г.П.Г., зарегистрированную по тому же адресу. Из резервного фонда Правительства Ставропольского края и резервного фонда Правительства Российской Федерации Куриловой Т.А. произведены компенсационные выплаты единовременной материальной помощи в сумме 10 000 руб. (за Г.П.Г.), финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в сумме 100 000 руб. (за Г.П.Г.).

Согласно сведениям ОМВД по Минераловодскому городскому округу Ставропольского края, представленным по запросу суда и данным паспорта, Горбань Г.А. значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес> <дата> по настоящее время.

Курилова Т.А. и Горбань Г.А. в зарегистрированном браке не состоят.

Курилова Т.А. и Горбань Г.А. имеют <иные данные> дочь Г.П.Г., <дата>, что подтверждается <иные данные>.

В обоснование факта проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2017 года на территории поселка Первомайский Минераловодского района, и утраты по указанному адресу имущества первой необходимости истцом Горбань Г.А. в материалы дела представлены следующие документы:

- акт б/н и б/д, составленный Д.Ю.С., проживающей по адресу: <адрес>, и С.В.М., проживающим по адресу: <адрес>, согласно которому Горбань Г.А. проживает по фактическому адресу в <адрес> около пяти лет;

- акт обследования имущества пострадавшего имущества от 28.05.2017, согласно которому жилое помещение по адресу: <адрес>, указан как пострадавший в результате чрезвычайной ситуации, собственником жилого помещения указана Курилова Т.А., членами семьи пострадавшего (совместно проживающими) указаны сын К.Г.Г., дочь Г.П.Г., Горбань Г.А., в перечне пострадавшего имущества указаны: диван, спальный гарнитур, шкаф, компьютерный стол, указано, что вожжа в доме 30 см, трещина в стене дома (в углу), осыпался фундамент (частично), стоимость пострадавшего имущества 100 000 руб., степень повреждения имущества – полная, собственник утраченного имущества Курилова Т.А.;

- справка ТСЖ «Союз» от 10.08.2017 о том, что Горбань Г.А. не проживал и не проживает по адресу: <адрес>;

- справка Первомайского территориального отдела по работе с населением Управления по делам территорий администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 26.06.2017 № 12-9/1209, выданная Куриловой Т.А. о том, что она имеет следующий состав семьи: сын К.Г.Г. и дочь К.П.Г.,

- справка Первомайского территориального отдела по работе с населением Управления по делам территорий администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 18.12.2017 № 12-9/2104, выданная Куриловой Т.А. о том, что она имеет следующий состав семьи: муж – Горбань Г.А., сын К.Г.Г. и дочь К.П.Г.

По смыслу Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, Закона Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз и Постановлением Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 № 84-п, к пострадавшим гражданам, имеющим право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, отнесены как собственники жилых помещений, так и члены их семей (супруга (супруг), дети, родители, лица, находящиеся на иждивении) при условии наличия у них постоянного проживания в жилом помещении расположенном в зоне чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, Горбань Г.А. не является членом семьи Куриловой Т.А., являющейся собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, при том, что в силу вышеприведенных положений претендовать на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации вправе члены семьи пострадавшего, перечень которых является исчерпывающим (супруга (супруг), дети, родители, лица, находящиеся на иждивении).

В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как разъяснено в пп. «б» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).

Таким образом, в силу вышеприведенных разъяснений, признание членом семьи собственника жилого помещения иных родственников, возможно только путем установления юридического факта вселения его собственником в жилое помещение, с выяснением содержания волеизъявления собственника на его вселение.

Вместе с тем, в рамках настоящего дела требований об установлении юридического факта вселения Горбань Г.А. собственником пострадавшего жилого помещения Куриловой Т.А. в пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не заявлено. В силу положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Более того, суд также учитывает, что Горбань Г.А. на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2017 года в <адрес>, и по настоящий момент не является супругом Куриловой Т.А.

Само по себе проживание <иные данные> Г.П.Г., являющееся дочерью Горбань Г.А. и Куриловой Т.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем Куриловой Т.А., и в котором мать <иные данные> зарегистрирована и проживает, не свидетельствует о вселении Горбань Г.А. в указанное жилое помещение и постоянном его проживании в нем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 ГК РФ, пунктом 3 статьи 65 СК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. По смыслу статей 31, 65 СК РФ место жительства несовершеннолетних детей совпадает с местом жительства их родителей. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не содержит ограничений в части регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства родителей или одного из них. Указанное положение согласуется с требованиями ГК РФ и СК РФ. Порядок регистрации несовершеннолетних по месту жительства определен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17.07.1995 № 713 (далее - Правила регистрации). Документы о регистрации несовершеннолетнего по месту жительства подаются в орган регистрационного учета (Многофункциональный центр, Единый портал предоставления государственных услуг). По общему правилу гражданин в соответствии с п. 16 указанных Правил для регистрации по месту жительства предоставляет: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. В связи с тем, что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не имеют паспортов, п. 28 Правил регистрации предусматривает, что в таком случае регистрация осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.

В силу вышеизложенного, проживание <иные данные> Г.П.Г. в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем Куриловой Т.А., и в котором мать <иные данные> зарегистрирована и проживает, не противоречит вышеприведенным нормам права, при том, что брак между Куриловой Т.А. и Горбань Г.А. не зарегистрирован в установленном законом порядке и ввиду отсутствия спора между родителями относительно проживания ребенка с одним из родителей в судебном порядке не разрешался.

Кроме того, представленные Горбань Г.А. документы в обоснование факта его постоянного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, бесспорно и объективно не подтверждают факт его постоянного проживания по указанному адресу.

Акт б/н и б/д, составленный Д.Ю.С., проживающей по адресу: <адрес>, и С.В.М., проживающим по адресу: <адрес>, согласно которому Горбань Г.А. проживает по фактическому адресу в <адрес> около пяти лет, не может быть принят судом в качестве доказательств фактического и постоянного проживания Горбань Г.А. по указанному адресу на момент объявления чрезвычайной ситуации, поскольку данный акт не утверждены Первомайским территориальным отделом по работе с населением Минераловодского района Ставропольского края. О допросе в качестве свидетелей лиц, составивших данные акты, Горбань Г.А. в ходе судебного разбирательства не заявлено, явка данных лиц в судебное заседание не обеспечена. Установить достоверность сведений, указанных в данном акте, в отсутствие документального подтверждения сведений о лицах его составивших, не представляется возможным.

Само по себе указание в акте обследования имущества пострадавшего имущества от 28.05.2017 Горбань Г.А. как члена семьи Куриловой Т.А. как собственника пострадавшего жилого помещения по адресу: <адрес>, не является бесспорным доказательством его фактического постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации в указанном жилом помещении, при том, что само по себе нахождение лица в пострадавшем жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации не свидетельствует о его постоянном проживании в нем. Кроме того, данный акт в нарушение Методических рекомендаций МЧС России не согласован начальником Управления общественной администрации Минераловодского городского округа К.Ш.Н. и не утвержден главой Минераловодского городского округа С.Ю. Перцевым.

Справка ТСЖ «Союз» от 10.08.2017 о том, что Горбань Г.А. не проживал и не проживает по адресу: <адрес>, свидетельствует лишь о не проживании Горбань Г.А. по месту регистрации по месту жительства и не свидетельствует о его фактическом постоянном проживании именно в пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации жилом помещении по адресу: <адрес>.

Справки Первомайского территориального отдела по работе с населением Управления по делам территорий администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 26.06.2017 № 12-9/1209 и от 18.12.2017 № 12-9/2104, выданные Куриловой Т.А. о составе ее семьи, также не являются доказательствами фактического проживания Горбань Г.А. в пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации жилом помещении по адресу: <адрес>, на момент введения чрезвычайной ситуации.

По запросу суда ГБУЗ СК «Минераловодская районная больница» сообщило о том, что Горбань Г.А. за медицинской помощью в указанное медицинское учреждение не обращался, к медицинскому обслуживанию не закреплен.

В силу статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 3 названного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона).

В соответствии с п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно п. 4 названных Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

Из приведенных норм следует, что постоянно зарегистрировавшись по месту жительства, гражданин, тем самым, обозначает свое постоянное место жительства в целях исполнения своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, то есть выполняет вышеуказанные нормы Закона и указанных Правил.

Согласно статьям 12, 38, 55, 56, 67 и ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В процессе состязательности суд не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Судом было распределено бремя доказывания по делу, сторонам были разъяснены последствия непредставления доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

В определении суда от 21.11.2017 истцу предложено представить доказательства, подтверждающие фактическое проживание по заявленному адресу, какими могут быть, в том числе, справки из образовательных учреждений (детсадов, школ) на детей, справки с места работы и учебы, справки из медицинских учреждений, органов социальной защиты населения, налоговой инспекции, договоры, амбулаторные карты, карточки учета с места работы, судебные акты, справки участкового уполномоченного полиции, справки из сельсовета, показания свидетелей (незаинтересованных лиц, зарегистрированных и проживающих в зоне чрезвычайной ситуации) и т.д.; доказательства причинения вреда имуществу, частичной либо полной утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации (акт обследования, составленный комиссией, созданной органом местного самоуправления, и утвержденный в установленном законом порядке).

Таким образом, судом были созданы сторонам все необходимые условия для полного и всестороннего исследования доказательств и установления фактических обстоятельств дела.

Совокупностью представленных в материалы дела доказательств объективно и бесспорно не доказано, что местом жительства истца Горбань Г.А. на день объявления чрезвычайной ситуации 24.05.2017, имевшей место в поселке Первомайский Минераловодского городского округа Ставропольского края, являлось жилое помещение, попавшее в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, и расположенное по адресу: <адрес>.

Кроме того, как следует из материалов дела, <иные данные> Г.П.Г., являющаяся дочерью Горбань Г.И. и Куриловой Т.А. с 01.06.2017 зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, при том, что сам Горбань Г.А. в указанном жилом помещении по настоящее время не зарегистрирован.

Суд также учитывает, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости является установление факта утраты им имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

В акте обследования пострадавшего имущества от 28.05.2017 по адресу: <адрес> собственником утраченного имущества указана Курилова Т.А.

При этом Горбань Г.А. в качестве собственника пострадавшего имущества не указан.

В ходе рассмотрения спора Горбань Г.А. не представлено каких-либо доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности факта того, что имущество первой необходимости, указанное в акте обследования пострадавшего имущества от 28.05.2017 по адресу: <адрес>, принадлежало лично ему и явилось для него имуществом первой необходимости.

То обстоятельство, что в соответствии с законодательством указанное в акте обследования пострадавшего имущества от 28.05.2017 имущество может быть отнесено к имуществу первой необходимости, не свидетельствует о том, что указанное имущество явилось таковым для истца, при том, что согласно указанию в этом акте, собственником утраченного имущества первой необходимости является Курилова Т.А.

Поскольку Горбань Г.А. не является супругом Куриловой Т.А., а юридический факт вселения его Куриловой Т.А. - собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, как члена семьи в установленном порядке в жилое помещение по указанному им адресу не установлен, оснований считать, что утраченное по данному адресу имущество первой необходимости являлось совместно нажитым имуществом его и Куриловой Т.А. не имеется.

Кроме того, согласно представленным Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края сведениям, полученным по запросу суда, согласно спискам граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, по адресу: <адрес> министерством произведены выплаты за счет краевого и федеральных бюджетов единовременной материальной помощи Куриловой Т.А., К.Г.Г., Г.П.Г. в сумме 60 000 руб. и 10 000 руб. и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости Куриловой Т.А., К.Г.Г. и Г.П.Г. в размере 600 000 руб.

Таким образом, общая сумма выплат финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, находящего в жилом помещении по адресу: <адрес>, составила 600 000 руб., при том, что согласно акту обследования пострадавшего имущества от 28.05.2017 общая стоимость утраченного имущества составила 100 000 руб.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Горбань Г.А. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта его постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильными дождевыми осадками и резким подъемом уровня рек на территории чрезвычайной ситуации в городе Минеральные Воды в период с 24.05.2017.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Горбань Г.А. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края:

- об установлении юридического факта постоянного проживания Горбань Г.А., <дата> года рождения, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края;

- признании Горбань Г.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильными дождевыми осадками и резким подъемом уровня рек на территории чрезвычайной ситуации в городе Минеральные Воды в период с 24.05.2017, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 22.12.2017.

Судья Т.В. Чернышова

2-3315/2017 ~ М-3277/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горбань Григорий Александрович
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Другие
Министерство финансов по Ставропольскому краю
Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю
Правительство Ставропольского края
Курилова Татьяна Александровна
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Чернышова Тамара Владимировна
Дело на странице суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
17.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2017Передача материалов судье
21.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2017Подготовка дела (собеседование)
05.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2018Дело оформлено
29.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее