КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Судья Бахмутов А.В. дело №33а-18417/2020
№2а-462/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Аняновой О.П.
судей Морозовой Н.А., Ефименко Е.В.
по докладу судьи краевого суда Морозовой Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Кирюшиной М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Штенько Д. М.. законного представителя Штенько А.С. - Штенько Д. М., Штенько С. Н., Штенько С. С. к судебному приставу-исполнителю Апшеронского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Андреевой А.А. об оспаривании действий (бездействия) должностного лица в рамках исполнительного производства,
с апелляционной жалобой представителя администрации МО Апшеронский район на основании доверенности Головкова А.Г. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 26.03.2020.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Штенько Д.М., действующая в своих интересах, а также в интересах Штенько А.С., Штенько С.Н., Штенько С.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Апшеронского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Андреевой А.А. об оспаривании действий (бездействия) должностного лица в рамках исполнительного производства в отношении должника Администрации МО Апшеронский район Краснодарского края.
В рамках подготовки дела к судебному разбирательству на основании определения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 12.03.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Краснодарскому краю.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 31.10.2019 были удовлетворены требования истцов о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Администрации от 25.12.2018 о соответствии жилого помещения и его пригодности для проживания. Суд обязал межведомственную комиссию провести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес...> принадлежащего на праве собственности Штенько Д.М. на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Указанное решение суда вступило в законную силу 02.12.2019.
19.12.2019 взыскателю Штенько Д.М. был выдан исполнительный лист серии ФС № <№..>, на основании которого 26.12.2019 судебный пристав-исполнитель Андреева А.А. возбудила исполнительное производство № <№..>-ИП.
05.03.2020 данное исполнительное производство окончено, так как требование исполнительного документа Администрацией МО Апшеронский район Краснодарского края исполнено в полном объеме.
Основанием к окончанию исполнительного производства № <№..>-ИП послужил акт обследования жилого помещения Штенько Д.М. от 27.12.2019, составленный межведомственной комиссией Администрации во исполнение решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 31.10.2019.
Штенько Д.М., действующая в своих интересах, а также в интересах Штенько А.С., являясь взыскателем по исполнительному производству № <№..>-ИП, не согласилась с выводами межведомственной комиссии Администрации, считая их необоснованными и незаконными, а также с решением, принятым судебным приставом-исполнителем Андреевой А.А.по исполнительному производству, указывая на то, что решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 31.10.2019 должником не исполнено, в связи с чем исполнительное производство окончено не обосновано.
В иске Штенько Д.М., действующая в своих интересах, а также в интересах Штенько А.С., Штенько С.Н.. Штенько С.С. просили суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Андреевой А.А.об окончании исполнительного производства, обязать Администрацию МО Апшеронский район Краснодарского края в полном объеме принять действенные меры, направленные на исполнение решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 31.10.2019 путем проведения оценки соответствия утраченного административными истцами жилого помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Обжалуемым решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 26.03.2020 административный иск Штенько Джулетты Меликовны, законного представителя Штенько А.С. - <№..>, <№..> удовлетворен.
Суд признал незаконными и отменил постановление судебного пристава-исполнителя Апшеронского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Андреевой А.А. от 05.03.2020 об окончании исполнительного производства № <№..>-ИП.
Обязал судебного пристава исполнителя Апшеронского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Андрееву А.А. принять исчерпывающие меры, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве», для надлежащего исполнения решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 31.10.2019.
С указанным решением не согласился представитель Администрации МО Апшеронский район Краснодарского края на основании доверенности Головков А.Г., подал апелляционную жалобу, которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В возражении на апелляционную жалобу Штенько Д.М., действующая в своих интересах, а также в интересах Штенько А.С., Штенько С.Н., Штенько С.С. просят суд оставить решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 26.03.2020 без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах уведомлениями о вручении почтовых отправлений.
В суд апелляционной инстанции представитель администрации МО Апшеронский район на основании доверенности Головков А.Г. представил заявление о рассмотрения дела в отсутствие представителя Администрации.
Судебной коллегией явка сторон признана необязательной, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при неявке лиц, участвующих в деле.
Положением части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене обжалуемого решения по следующим основаниям.
24, 25 октября 2018 года в результате опасных метеорологических явлений в Краснодарском крае возникла чрезвычайная ситуация регионального характера, режим которой был введен распоряжением (постановлением) главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 № 266-р. Согласно указанному правовому акту, территория муниципального образования Апшеронский район включена в зону чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 03.07.2015 № 3210-K3 «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций», граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения имеют право на получение мер государственной поддержки.
Меры государственной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения, предоставляются в одной из следующих форм: в натуральной форме - в виде строительства жилого помещения; в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Гражданами, лишившимися жилого помещения, признаются собственники указанных жилых помещений и члены их семей. К членам семьи собственника в целях настоящего Закона относятся его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители, внуки.
Как следует из материалов дела, в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной подтоплением ливневыми дождями в Апшеронском районе 24, 25 октября 2018 года, пострадало жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес...> принадлежащее на праве собственности Штенько Д.М.
Членами семьи Штенько Д.М., пострадавшими в результате ЧС являются: несовершеннолетний сын Штенько А.С., супруг Штенько С.Н., сын Штенько С.С., которые на момент введения режима ЧС проживали в жилом доме.
Так, решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 31.10.2019 были удовлетворены требования истцов о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Администрации от 25.12.2018 о соответствии жилого помещения и его пригодности для проживания. Суд обязал межведомственную комиссию провести обследование жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, ст. Кабардинская, ул. Вокзальная, д. 32а, принадлежащего на праве собственности Штенько Д.М. на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Указанное решение суда вступило в законную силу 02.12.2019, обращено к исполнению.
19.12.2019 взыскателю Штенько Д.М. был выдан исполнительный лист серии ФС № <№..>, на основании которого 26.12.2019 судебный пристав-исполнитель Андреева А.А. возбудила исполнительное производство № <№..>-ИП.
05.03.2020 данное исполнительное производство окончено в связи с исполнением. Основанием к окончанию исполнительного производства № <№..>-ИП послужил акт обследования жилого помещения Штенько Д.М. от 27.12.2019, составленный межведомственной комиссией Администрации во исполнение решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 31.10.2019.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального Закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены.
Так, Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Постановлением от 28.01.2006 № 47 утвердило «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Из буквального толкования пункта 2 данного Положения следует, что Положение от 28.01.2006 № 47 распространяется, в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения).
Как верно отметил суд первой инстанции, в силу действующего законодательства, вопросы признания непригодными для проживания жилых помещений как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции местного самоуправления, и иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми межведомственными комиссиями, законодателем не предусмотрено.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.2019 № 1535 в Положение внесены изменения, вступившие в силу 10.12.2019, т.е. до принятия судом обжалуемого решения и действующие на момент составления межведомственной комиссией акта обследования от 27.12.2019.
Согласно изменениям, заключение специализированной организации по результатам инженерных изысканий является дополнительным документом, необходимость представления которого определяется межведомственной комиссией при проведении процедуры оценки жилого помещения, предусмотренной пунктом 44 Положения, и должна быть обоснованной.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом внесенных изменений в пункт 44 Положения, а также определения иного критерия, предъявляемого к экспертной организации на момент подготовки Администрацией МО Апшеронский район Краснодарского края спорного заключения от 27.12.2019, Администрации было необходимо принять во внимание внесенные изменения в пункт 44 Положения и привлечь, в том числе специализированную организацию для проведения обследования жилого дома Штенько Д.М.
При этом следует также учитывать изменения, внесенные в пункт 47 Положения, согласно которым «Два экземпляра заключения, указанного в абзаце восьмом пункта 47 настоящего Положения, в 3-дневный срок направляются комиссией в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и направления заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома».
Именно исполнение данной процедуры проведения обследования жилого помещения Штенько Д.М. с соблюдением требований пунктов 44,47 Положения было возложено судом на Администрацию МО Апшеронский район Краснодарского края на основании решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 31.10.2019.
Однако в качестве исполнения решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 31.10.2019 Администрацией МО Апшеронский район Краснодарского края представлен акт от 27.12.2019 № 60 обследования помещения Штенько Д.М.
Вместе с тем, данный документ не является заключением межведомственной комиссии Администрации составленной в соответствие с пунктами 44, 47 Положения, поскольку составление акта обследования помещения является промежуточным документом, на основании выводов и рекомендаций которого, межведомственная комиссия подготавливает заключение на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
При таких обстоятельствах, учитывая, что такого заключения, соответствующего требованиям пункта 47 Положения, судебному приставу-исполнителю Апшеронского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Андреевой А.А. Администрацией МО Апшеронский район Краснодарского края представлено не было, следовательно, у нее отсутствовали правовые основания, установленные статьей 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для принятия решения об окончания исполнительного производства № 124420/19/23024-ИП, на основании акта обследования жилого помещения.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Исходя из изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 26.03.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО Апшеронский район на основании доверенности Головкова А.Г. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.П.Анянова
Судья Н.А.Морозова
Судья Е.В.Ефименко