Дело № 2а-1922/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Макаренко Н.О.,
при секретаре Горбуновой Т.Н.,
помощник судьи Еремеева Н.С.,
с участием представителя административного истца Энгельке А.В., представителя административного ответчика - администрации Города Томска Афрюткиной А.А., представителя административного ответчика – Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска Андреевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению Генераленко А.С. к администрации Города Томска, Департаменту управления муниципальной собственностью администрации Города Томска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, возложении обязанности устранить препятствия к осуществлению прав путем повторного рассмотрения обращения,
установил:
Генераленко А.С. обратилась в суд с административным иском к администрации Города Томска, Департаменту управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее – Департамент недвижимости), в котором просит признать незаконным отказ Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>; обязать Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска устранить препятствия к осуществлению Генераленко А.С. своих прав путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке ее обращения о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>.
В обосновании требований административный истец указывает, что обратилась в Департамент недвижимости с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>, однако ей было отказано в предоставлении земельного участка по тому основанию, что согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД) испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных объектов от ряда предприятий, в частности, ОАО «Томский ремонтно-механический завод». Между тем при самостоятельной проверке спорного земельного участка посредством ИСОГД и просмотра публичной кадастровой карты установлено, что испрашиваемый земельный участок не входит ни в одну из зон с особыми условиями использования территории, в частности, санитарно-защитную зону. Так, согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Томской области санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), однако ОАО «Томский ремонтно-механический завод», получив санитарно-эпидемиологическое заключение, с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора по Томской области не обращалось, решение об установлении санитарно-защитной зоны не выносилось, сведения об этом в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области не передавались. В связи с указанным, считает отказ административного ответчика не соответствующим закону, препятствующим реализации прав административного истца на получение в собственность земельного участка.
Административный истец Генераленко А.С., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении дела не просила.
Представитель административного истца Энгельке А.В., действующий на основании доверенности от 12.02.2018 сроком полномочий на 5 лет, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что отказ административного ответчика на нормах закона не основан, поскольку сведения о санитарно-защитной зоне в ЕГРН не внесены, какие-либо обременения в отношении земельного участка не зарегистрированы. Также указал, что на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который не зарегистрировано.
Представитель административного ответчика администрации Города Томска Афрюткина А.А., действующая на основании доверенности № 84 от 14.01.2020 сроком действия на один год, в судебном заседании требования административного иска не признала, поддержала позицию представителя Департамента недвижимости. В письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку заявление Генераленко А.С. не рассматривала, решение об отказе не принимала. Полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно по заявлениям граждан распоряжением администрации Города Томска от 01.02.2018 № р70 наделен Департамент недвижимости, являющийся самостоятельным юридическим лицом, которое может выступать истцом и ответчиком в судах в пределах своей компетенции.
Представитель Департамента недвижимости Андреева Д.С., действующая на основании доверенности № 39 от 10.10.2020 сроком на 1 год, в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, указав в письменном отзыве, что при рассмотрении заявления административного истца от 20.07.2020 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка Департаментом недвижимости на основании межведомственного запроса получена информация, согласно которой по сведениям ИСОГД земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> частично расположен в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных объектов. Указанная санитарно-защитная зона отображена в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, в связи с чем у Департамента не было оснований сомневаться в достоверности предоставленной информации, в связи с чем Генераленко А.С. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно. Кроме того, ОАО «Томский ремонтно-механический завод» разработал проект расчетной (уменьшенной) санитарно-защитной зоны, на который получено экспертное заключение и выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, в связи с чем на указанные правоотношения распространяются положения п. 13 ст. 26 ФЗ от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие обязанность собственника сооружения, в отношении которого определены расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 01.10.2021 обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитных зон в уполномоченный на принятие таких решений орган. В судебном заседании дополнительно суду пояснила, что на момент разработки ОАО «Томский ремонтно-механический завод» проекта санитарно-защитной зоны законом не было предусмотрено внесение сведений о таких зонах в ЕГРН, в связи с чем такие зоны считались установленными. Основанием для отказа в предоставлении истцу земельного участка послужило его нахождение в санитарно-защитной зоне предприятий, которая обуславливает особый режим использования земельного участка, в частности, запрет на возведение жилых домов. Уполномоченным органом не принималось решение об установлении санитарно-защитной зоны, однако ее границы установлены проектом, считаются согласованными, в связи с чем внесены в генеральный план застройки.
Суд, определив на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотреть дело без участия административного истца, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ч. 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу разъяснений, содержащихся в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
Вместе с тем, статья 36 Конституции РФ, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3). Исходя из данных конституционных предписаний и требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
Согласно п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Томской области по вопросам, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации, а также по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений, за исключением отношений в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Томской области, регулируемых специальными законодательными актами Томской области определены Законом Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области».
На основании ст. 5 указанного Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1); предоставляют гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предоставленных полномочий (пункт 2.1).
В соответствии с п. 5-1 ч. 1 ст. 6 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» предоставление земельных участков в собственность гражданам для целей, не связанных со строительством, осуществляется бесплатно гражданам, в фактическом владении и пользовании которых находятся объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три) (далее - жилые дома), созданные до 31 декабря 2001 года включительно и расположенные на земельных участках, свободных от прав третьих лиц, - при условии отсутствия права собственности на такие жилые дома на дату принятия решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
В силу подп. 1.35 п. 1 ст. 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475 администрация Города Томска осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством.
Распоряжением администрации Города Томска от 01.02.2018 № р70 департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска наделен полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ, по заявлениям граждан о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно в случае, указанном в п. 5-1 ч. 1 ст. 6 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области».
Порядок бесплатного предоставления гражданам в случаях, указанных, в том числе, в пункте 5-1 части 1 статьи 6 Закона Томской области от 9 июля 2015 года № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области», земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством, установлен Законом Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для целей, не связанных со строительством».
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ предусмотрено, что уполномоченный орган отказывает гражданину в предоставлении земельного участка, если не допускается предоставление земельного участка для заявленных целей в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Муниципальная услуга «Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных земельным законодательством» предоставляется администрацией Города Томска в лице департамента недвижимости (пункт 2.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных земельным законодательством», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 20.09.2017 №896).
В судебном заседании установлено, что 20.07.2020 Генераленко А.С. обратилась в Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска с заявлением о предоставлении на праве собственности бесплатно земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен> дл эксплуатации индивидуального жилого дома.
Письмом от 19.08.2020 № 9151 административному истцу Генераленко А.С. отказано в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, поскольку земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> расположен в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных объектов от следующих предприятий: ОАО «Дабстер», ОАО «Томлесстрой», ООО «Кряж», ООО «Томскнефтестрой», ОАО «Томский ремонтно-механический завод», ОАО «Томсквентиляция», ТЦ «Посудоцентр», ООО «Сибирская карандашная фабрика», ООО «НордКом-Томск», ООО «Стильный камень», ЗАО «Томский завод резиновой обуви», ТЦ ООО «Мегаполис», АЗС «Газпромнефть», ООО «Транс-Регион-Томск», ЗАО «Городское ремонтно-механическое управление», ОАО «Томский завод торгового оборудования».
Между тем, при вынесении оспариваемого решения со ссылкой на расположение испрашиваемого административным истцом земельного участка в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных объектов административным ответчиком не учтено следующее.
Действительно, в соответствии с подп. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)).
Подпункт 18 статьи 105 ЗК РФ предусматривает возможность установления зоны с особыми условиями использования территории – санитарно-защитной зоны.
Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия). Если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления. В случае, если зона с особыми условиями использования территории возникает в силу федерального закона, принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории не требуется (пункты 1, 6, 19 ст. 106 ЗК РФ).
Согласно частям 8-10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда. В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности. Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
По смыслу приведенных правовых предписаний зоны с особыми условиями использования до 01.01.2022 могут считаться установленными при наличии решения уполномоченного органа и данных о местоположении границ этих зон.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон определен Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (далее – Правила). Данный порядок применяется с 15.03.2018 и до 01.01.2022.
Ранее требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству регулировались СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (далее также – Санитарные правила, СанПиН).
Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Пунктом 2.5 Санитарных правил предусмотрено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В соответствии с разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Вместе с тем, конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией; территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией (п. 3 Правил).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (п. 25 Правил).
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п. 1 ч. 4 ст. 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п.п. 4, 5 ч. 7 ст. 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, а также могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (ч. 5 ст. 30 ГрК РФ).
Из анализа вышеприведенных норм, а также положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер обезличен>, утвержденной распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 25.09.2018 № 395 о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, испрашиваемый земельный участок площадью 565 кв.м. расположен в территориальной зоне общественно-жилого назначения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 04.08.2020 № КУВИ-002/2020-10845720, земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилая застройка. Данные о том, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, отсутствуют.
Из письма Управления Роспотребнадзора по Томской области от 24.09.2020 № 70-00-07/05-7480-2020 следует, что для ОАО «Томский ремонтно-механический завод» (г. Томск, ул. Водяная, 65) в 2010 году разработан проект расчетной (уменьшенной) санитарно-защитной зоны. На основании экспертного заключения по проектной документации № 46 от 15.02.2010, подготовленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Томске», выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 70.ТС.13.000.Т.000243.03.10 от 12.03.2010, в соответствии с которым установлен размер расчетной санитарно-защитной зоны. После получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект расчетной санитарно-защитной зоны ОАО «Томский ремонтно-механический завод» с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны с целью вынесения решения в адрес Управления Роспотребнадзора по Томской области не обращалось, решение не выносилось, сведения в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области не передавались.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие сведений об обращении производственных предприятий, перечисленных в оспариваемом отказе, с заявлением об оформлении санитарно-защитной зоны, о принятии уполномоченным органом решения об установлении санитарно-защитной зоны и внесения сведений о ней в ЕГРН, доказательств установления санитарно-защитной зоны, в которой, по мнению административного ответчика, частично расположен испрашиваемый административным истцом земельный участок, в порядке, предусмотренном пунктами 2.6, 4.2 и 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, либо в соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, материалы дела не содержат, а потому ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе на нахождение части испрашиваемого административным истцом земельного участка в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных объектов от нескольких предприятий является необоснованной и не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Довод административного ответчика о нормативном установлении санитарно-защитной зоны производственных объектов и указание сведений о ней на карте градостроительного зонирования также подлежит отклонению.
Установление разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочных размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств, не исключает необходимость установления размера санитарно-защитных зон в соответствии с разделом IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Данный вывод согласуется с положениями пункта 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 о том, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено, что размеры санитарно-защитных зон могут применяться непосредственно без учета требований, в том числе, касающихся порядка их утверждения. Само по себе отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования санитарно-защитных зон не свидетельствует об их утверждении в установленном законом порядке, поскольку такое отображение допускается только после их установления уполномоченным органом.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд полагает, что имеются основания для признания незаконным отказа Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в предоставлении административному истцу земельного участка, изложенного в письме от 19.08.2020 № 9151, в связи с чем требования административного иска в данной части суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом довод представителя административного ответчика – администрации Города Томска о том, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком по данному делу, суд находит несостоятельным, поскольку как было указано ранее в соответствии с п. 2.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных земельным законодательством», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 20.09.2017 № 896, муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (департамента недвижимости).
Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При таких данных, в защиту нарушенного права административного истца суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию Города Томска в лице Департамента недвижимости повторно рассмотреть в установленном законом порядке обращение Генераленко А.С. о предоставлении в собственность бесплатно земельного по адресу: <адрес обезличен>, в связи с чем в указанной части требования административного иска также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
требования административного искового заявления Генераленко А.С. к администрации Города Томска, Департаменту управления муниципальной собственностью администрации города Томска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, возложении обязанности устранить препятствия к осуществлению прав путем повторного рассмотрения обращения удовлетворить.
Признать незаконным выраженный в письме от 19.08.2019 № 9151 отказ Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в предоставлении в собственность бесплатно Генераленко А.С. земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>.
Возложить на администрацию Города Томска в лице Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска обязанность устранить препятствие к осуществлению прав Генераленко А.С. путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке ее обращения о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>, и сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня принятия решения по заявлению Генераленко А.С..
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.О. Макаренко
Мотивированный текст решения суда изготовлен 18.12.2020
УИД 70RS0002-01-2020-006669-28