Дело №*а-2481/2023
УИД 73RS0013-01-2023-003201-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2023 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.А., при секретаре Спиридоновой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лиманской Р. С. к МО МВД России «Димитровградский», УМВД России по Ульяновской области, начальнику отдела по вопросам миграции МО МВД России «Димитровградский» Жаркову О. В. о признании незаконным и отмене заключения об отказе в установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Лиманская Р.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам, указав, что в настоящее время у нее отсутствуют документы, удостоверяющие ее личность. С целью установления личности она обратилась к ответчику, предоставив имеющиеся документы, однако в этом ей было отказано. Полагает данный отказ незаконным.
Просит признать незаконным и отменить заключение ОВМ ОМВД России «Димитровградский» об отказе в установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, обязать ответчика рассмотреть вопрос об установлении личности Лиманской Р.С.
Судом к участию в дело в качестве административных ответчиков привлечены УМВД России по Ульяновской области, начальник отдела по вопросам миграции МО МВД России «Димитровградский» Жарков О.В., в качестве заинтересованного лица Тутарова А.В.
В судебном заседании Лиманская Р.С. доводы, изложенные в административном иске, поддержала, суду показала, что она родилась в р.<адрес>, ее матерью является Лиманская К.Н. Вместе с тем, ее мать не оформила свидетельство о ее рождении, оставив ее у родственников. В настоящее время Лиманская К.Н. умерла. В настоящее время она намерена оформить документ, удостоверяющий ее личность, поскольку без него она не может заняться оформлением правового статуса, в том числе, ее детей. При обращении в МО МВД «Димитровградский» ей было отказано в установлении личности. Просила требования удовлетворить.
Представитель Лиманской Р.С. Баринов Д.А., допущенный судом на основании устного заявления, в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что иным способом установить личность Лиманская не может, поскольку поданные ею заявления возвращались судом. Также показал, что в связи с неграмотностью Лиманская не могла ранее обратиться в суд с настоящим заявлением.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Димитровградский» Артюхина О.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения иска, указав, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с указанными требованием. Более того, у административного ответчика не было оснований выносить положительное заключение об установлении ее личности, поскольку в ходе проверки не были представлены документы, подтверждающие ее персональные данные с фото. Более подробно позиция изложена в представленном в суд отзыве на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Тутарова А.В. в судебном заседании также возражала относительно удовлетворения иска, дав суду пояснения, по своей сути аналогичные пояснениям представителя МО МВД России «Димитровградский».
Представитель УМВД по Ульяновской области в судебное заседание не явился, согласно представленному в суд отзыву, полагал, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу. По мнению указанного ответчика, нарушений при вынесении заключения об отказе в установлении личности не имелось.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не вились, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации - документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа.
Пунктом 1 статьи 5.2 Федерального закона №115-ФЗ установлено, что временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии.
Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 5.2 указанного закона).
В силу подпункта 2.1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 115-ФЗ временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации является документом, удостоверяющим личность лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10.1 Федерального закона N 115-ФЗ установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии.
О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы с фотографией вместе с описью приложенных к заявлению документов (пункт 3 статьи 10.1).
Пункт 4 названной выше статьи закрепляет комплекс прав, предоставляемых территориальному органу МВД России, необходимых для установления личности иностранного гражданина.
Из пункта 12 статьи 10.1 Федерального закона №115-ФЗ следует, что по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления этого заключения.
Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдается справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации.
Исходя из указанных норм, результатом проведения комплекса действий по достоверному установлению личности иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего действительного удостоверения личности, может быть как установление его личности, так и установление факта невозможности ее установления.
При этом в случае достоверного установления личности лица руководитель территориального органа ФМС России выдает заключение об установлении личности и производит возврат подлинников представленных заявителем документов.
Форма бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в числе прочего утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28.03.2017 №154.
Из содержания утвержденной формы заключения видно, что в нем должно быть изложено аргументированное мнение уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
Материалами дела подтверждено, что (ДАТА) Лиманской Р.С. подано заявление об установлении ее личности
В соответствии с ч.4-14 ст.10.1 Федерального закона №115 в целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе:
1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации;
5) направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.
Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество лица, проводившего опрос, персональные данные свидетеля, а также документ, удостоверяющий личность свидетеля.
Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
Для опознания иностранного гражданина сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предъявляет его свидетелям, которые предварительно сообщают сведения о себе, а также об обстоятельствах знакомства с данным иностранным гражданином.
Иностранный гражданин предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Перед началом опознания иностранному гражданину предлагается занять любое место среди предъявляемых для опознания лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись. В случае невозможности опознания иностранного гражданина непосредственно может быть проведено опознание по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, по возможности внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее трех. Если опознающий указал на одно из предъявленных для опознания лиц или на одну из фотографий, то ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данное лицо, а также сообщить фамилию, имя и отчество опознанного.
По результатам опознания составляется протокол опознания, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.
Протокол опознания предъявляется для ознакомления всем участвовавшим в опознании лицам. Указанные лица могут вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые должны быть удостоверены их подписями.
Протокол опознания подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также участвовавшими в опознании лицами. В случае отказа участвовавшего в опознании лица подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления этого заключения.
Из представленного в суд дела об установлении личности следует, что в рамках процедуры установления личности административным органом опрошены свидетели, опознавшую истицу, как Лиманская Р. С..
По отпечаткам пальцев рук Лиманской совпадений с другими установочными данными не выявлено.
В материалах дела имеется ответ ГУЗ «Новомалыклинская районная больница» из которого следует, что Лиманская К. Н., (ДАТА) г.р. родила в родильном отделении районной больницы (ДАТА) в 04 час. 20 мин. <данные изъяты>. Справку о рождении ребенка №* получила (ДАТА).
Лиманская К. Н., (ДАТА) г.р. умерла (ДАТА), что следует из представленного в суд свидетельства о смерти (л.д.9)
Из справки исследования биологического отцовства №* от (ДАТА) следует, что вероятность отцовства Марьенко С. Н. в отношении Лиманской Р. С. составляет 99,999996674853% (л.д.8).
Также в материалах имеется медицинское свидетельство о рождении <данные изъяты> №*, выданное КБ №172 филиал 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России от (ДАТА) и медицинское свидетельство о рождении от (ДАТА) <данные изъяты> №* из которых следует, что Лиманская Р. С. записана в качестве матери детей.
Из справки от (ДАТА) следует, что Лиманская Р. С. проходила ультразвуковое исследование при беременности в ООО «Кабинет ЗДОРОВЬЯ».
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей К.., М.. подтвердили факт рождения административного истца в <адрес>, а также то обстоятельство, что мать Лиманской оставила свою дочь без оформленных документов.
Также судом обозрены медицинские карты беременной Лиманской Р. С., (ДАТА) года рождения.
Совокупность представленных суду доказательств позволяет сделать вывод о том, что Лиманская Р. С. действительно родилась (ДАТА) г.р. <адрес>.
При этом то обстоятельство, что Лиманской в ряде документов указана дата ее рождения (ДАТА) не имеет значение, поскольку как следует из пояснений Лиманской достоверно о дате ее рождения ей стало известно лишь в (ДАТА) года при получении справки о рождении из ГУЗ «Новомалыклинская районная больница».
Довод административного ответчика том, что Лиманская Р.С. имела возможность установить свою личность в ином порядке – путем обращение в суд с заявлением об установлении факта ее рождения суд находит несостоятельным, поскольку в соответствии с требованиями закона право достоверного установления личности лица возложена на руководитель территориального органа ФМС России.
Более того, в материалах дела имеются сведения о том, что Лиманская Р.С. обращалась с заявлением об установлении факта рождения, однако судом данное заявление было возвращено в связи с тем, что личность Лиманской не подтверждена в установленном законом прядке. Копия определения суда о возврате данного заявления имелась у административного органа при принятии решения об отказе в установлении личности.
Исходя из изложенного, суд полагает, что у административного органа не имелось оснований для вынесения заключения МО МВД России «Димитровградский» №* от (ДАТА) об отказе в установлении личности Лиманской Р. С., в связи с чем данное заключение подлежит отмене, как незаконное.
При этом суд полагает необходимым обязать МО МВД России «Димитровградский» повторно рассмотреть вопрос об установлении личности Лиманской Р. С..
Довод административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения с настоящим административным иском, суд находит несостоятельным.
Согласно ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений ч.5 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В силу ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч.5 ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Принимая во внимание, что административный истец предпринимал меры для восстановления своего нарушенного права, является юридически неграмотным, права административного истца нарушаются в настоящее время, суд полагает, что срок для обращения в суд с данными требованиями административным истцом не пропущен.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» №* ░░ (░░░░) ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 30 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░