Дело № 12-1-112/2019
РЕШЕНИЕ
9 октября 2019 года г. Мценск
Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области врио начальника Яхонтова Г.Е. на не вступившее в законную силу постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Лисичкина В.М. от 9 августа 2019 года №, вынесенное в отношении ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
26 июля 2019 года Орловской прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области Савенковым В.Л. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 5.27.1 Кодекса, в отношении юридического лица ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области (далее - учреждение).
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Лисичкина В.М. от 9 августа 2019 года № ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области врио начальника Яхонтов Г.Е. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица изменить, заменив административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Говорит, что ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по организационно-правовой форме является казенным учреждением, финансирование которого производится за счет средств федерального бюджета, а планирование расходов осуществляется на основании утвержденного плана закупок, а также на основании доведенных лимитов. На 2019 год учреждению не были доведены денежные средства на закупку специальной одежды для спецконтингента.
Указывает на принятие учреждением мер, способствующих предотвращению совершенного правонарушения, с даты вступления в законную силу приказа Минтруда России от 10 декабря 2018 года №, согласно которому швеям были положены халаты, либо костюмы, была направлена заявка от 20 февраля 2019 года о добавлении лимитов на 2019 год, при этом на время отсутствия халатов, с целью защиты от загрязнений всем швеям были выданы специальные фартуки. После проведения повторной закупки заключен государственный контракт № от 22 июля 2019 года на поставку спецодежды: халатов.
Отмечает, что вывод должностного лица о наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения выразившегося в невыдаче кухонным рабочим средств индивидуальной защиты (СИЗ) тапочек и полотенец основан на единичном отсутствие записей в карточках учета СИЗ, однако отсутствие таких записей не могут свидетельствовать о том, что осужденные не были обеспечены полагающимися средствами защиты. Фактически полотенца осужденным были выданы, что подтверждается требованием накладной № от 17 апреля 2019 года.
Кроме того, излагает, что кожухи на приводных ремнях швейных машин были установлены на момент проверки в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
В судебное заседание законный представитель ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, извещенный о слушании дела надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
В судебном заседании защитник ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области действующая на основании доверенности в интересах учреждения Антонова Ю.В. доводы жалобы поддержала, просит заменить наказание в виде административного штрафа, назначенного по постановлению на предупреждение, указала, что в настоящее время выявленные нарушения устранены.
Должностное лицо, вынесшее постановление - государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Лисичкин В.М. в судебном заседании, поддерживая свое постановление, в удовлетворении доводов жалобы ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области просил отказать.
Старший помощник Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области Степанов А.Н. в заключении полагает необходимым постановление от 9 августа 2019 года оставить без изменения, жалобу законного представителя ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области - без удовлетворения.
Выслушав объяснения защитника Антоновой Ю.В., действующей в интересах ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по доверенности, поддержавшей жалобу, государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Лисичкина В.М. указавшего на законность вынесенного постановления, изучив доводы жалобы, заключение старшего помощника Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области Степанова А.Н., полагавшего постановление подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела с учетом требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Привлечение осужденных к лишению свободы к труду предусмотрено статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В соответствии с частью 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
На основании части 1 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца седьмого части второй указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н (далее - Межотраслевые правила).
В силу пунктов 4 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Пунктом 26 Межотраслевых правил установлено, что работодатель обеспечивает обязательность применения работниками средств индивидуальной защиты. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке средств индивидуальной защиты, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными средствами индивидуальной защиты.
Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды работникам организаций легкой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями, вредных работах утверждены Приказом Минтруда России от 10 декабря 2018 года № 778н.
Согласно пункту 75 типовых норм работникам на льняном и пенько-джутовом производстве полагаются следующие средства индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или комбинезон для защиты от нетоксичной пыли, механических воздействий и общих производственных загрязнений или костюм для защиты от нетоксичной пыли или халат или халат специального назначения.
Пункт 1 норм № 8 «Вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года № 216 работники пищеблоков, пекарен и столовых обеспечиваются СИЗ: колпак или косынка, куртка хлопчатобумажная, брюки (для женщин-юбка) хлопчатобумажные, фартук хлопчатобумажный, тапочки, полотенце.
В силу пункта 4 Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утвержденных Приказом Минтруда России от 23 июня 2016 года № 310н, в случае применения материалов, технологической оснастки и оборудования, выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.
Пунктом 5 вышеуказанных правил предусмотрена обязанность работодателя обеспечивать, кроме прочего содержание технологического оборудования, инструмента и приспособлений в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.
Все движущиеся, вращающиеся и выступающие части технологического оборудования и вспомогательных механизмов должны быть надежно ограждены или расположены так, чтобы исключалась возможность травмирования работников (пункт 42 Правил).
Из материалов дела усматривается, что в период с 9 часов 30 минут по 16 часов 00 минут 23 июля 2019 года Орловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области, на основании требований приказа Генеральной прокуратуры 16 января 2014 года № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», с государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Лисичкиным В.М. проведена проверка соблюдения трудового законодательства.
В рамках проверки выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 23 июля 2019 года.
Согласно данному акту в нарушение требований статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, Межотраслевых правил и названных выше Типовых норм осужденные Л. Н.Н., Б. И.С. трудоустроенные в ЦТАО УПУ КП-7 в должности швея, не обеспечены учреждением и были допущены к выполнению работ без средств индивидуальной защиты - халатов; осужденным М, Л.В., Н. О.В. трудоустроенными кухонными рабочими столовой тапочки и полотенца не выдавались; согласно личных карточках учета таких средств сведения об их выдаче отсутствуют; допускалась работа на швейных машина JUCK без установленного кожуха на приводных ремнях в швейном цехе №.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения постановлением Орловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области от 26 июля 2019 года в отношении ФКУ ИК-7 УФСИН России по Орловской области дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Орловской области от 9 августа 2019 года №, учреждение привлечено к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Факт совершения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области данного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: актом проверки ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области от 23 июля 2019 года, фотоматериалом к акту проверки от 23 июля 2019 года с изображением швейного цеха учреждения, из которого усматривается, что осужденные находятся за работой на швейных машинах без халатов, на двух швейных машинах отсутствуют кожухи; объяснениями осужденных Л. Н.Н., Б. И.С. трудоустроенных в ЦТАО швейный цех № и № швеями, из которых следует, что 23 июля 2019 года они работали без фартуков, кроме этого Л. Н.Н. указал, что после замены ремня на швейной машине работал без защитного кожуха; из пояснений должностного лица ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Н. А.В., и его объяснений данными в судебном заседании следует, что 23 июля 2019 года осужденные трудоустроенные в швейном цехе работали без фартуков, так как они находились в стирке на замену фартуков не было, на двух швейных машинах отсутствовали кожухи на приводных ремнях; из пояснений осужденной М, Л.В. трудоустроенной кухонным рабочим, следует, что тапочки ей не выдавали; согласно пояснений должностного лица учреждения Р. А.Е., осужденным трудоустроенным в столовой спецодежда выдается не в полном объеме, поскольку отсутствует в достаточном количестве, проводится закупка по приобретению средствами индивидуальной защиты; приказами о трудоустройстве и увольнении осужденных от 27 марта 2019 г. №, 1 июля 2019 года №; представленными личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты швеям Л. Н.Н., Б. И.С., кухонным рабочим столовой К. Н.В., М, Л.В., К. Е.Ф., Ж. О.В., Н. О.В., К. С.А.; постановлением Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савенкова В.Л. о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 июля 2019 года и иными материалами.
Оценив названные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, государственный инспектор труда (по правовым запросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Лисичкин В.М. пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Ставить под сомнение достоверность сведений о событии и обстоятельствах совершения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области правонарушения, изложенных в собранных по делу доказательствах, оснований не имеется.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица о доказанности вины юридического лица в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы заявителя о том, что кожухи на приводных ремнях швейных машинок были установлены на всех машинках, фактически полотенца кухонным рабочим были выданы при рассмотрении жалобы не нашли своего подтверждения.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 55000 рублей назначено ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом должностное лицо Государственной инспекции труда в Орловской области, учел характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих вину обстоятельств.
Поскольку при назначении наказания учтены характер и степень опасности совершенного правонарушения, социальная значимость охраняемых общественных отношений, при таких обстоятельствах, установленных по делу, оснований для назначения наказания в виде предупреждения не имелось.
Предупреждение применяется к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, содеянное учреждением к таковым не относится, поскольку допущенное нарушение затрагивает сферу трудовых правоотношений, нормы об охране труда работников, безопасность, поэтому имеет повышенную степень общественной опасности.
Вид назначенного наказания отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Оснований для изменения постановления в части назначенного наказания, в том числе, с учетом изложенных в жалобе доводов о привлечении ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области к административной ответственности по данному виду нарушения впервые, о принятии руководством учреждения мер к устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, об отсутствии последствий в виде причинения имущественного вреда, вреда жизни и здоровью кого-либо, не имеется.
Доводы жалобы о недостаточном бюджетном финансировании не может служить основанием для освобождения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области от исполнения обязанностей, возложенных на учреждение в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения.
Иных доводов, которые бы являлись основанием для отмены или изменения состоявшегося постановления, жалоба не содержит.
Постановление о привлечении ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено должностным лицом Государственной инспекции труда в Орловской области в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом допущено не было, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Орловской области Лисичкина В.М. от 9 августа 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области оставить без изменения, а жалобу законного представителя ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области врио начальника Яхонтова Г.Е. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.А. Волкова