2-1041/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Великий Устюг 17 мая 2016 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,
при секретаре Козулиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковалева А.В. к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе,
УСТАНОВИЛ :
Истец Ковалев А.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.
В обоснование иска указал, что он зарегистрирован по адресу: ..., а с 2004 года фактически постоянно проживает по адресу: .... В период с 15 по 29 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление дома по адресу: .... В. В результате наводнения было затоплено жилое помещение, в котором он проживает, пострадало имущество первой необходимости: мебель, бытовая техника, одежда, продукты питания. Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости, принадлежащее ему имущество первой необходимости полностью утрачено. Факт постоянного проживания по адресу: ..., г. ..., может быть подтвержден свидетельскими показаниями и документами, приложенными к материалам дела. Получить в ином порядке надлежащие документы, удостоверяющие факт её постоянного проживания по указанному выше адресу, не представляется возможным. Установление факта постоянного проживания по вышеназванному адресу и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе, ему необходимо для того, чтобы получить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества. Поэтому и просит суд установить факт постоянного проживания по адресу: ..., и обязать ответчиков включить его в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе и обязать включить в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ею имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании истец Ковалев А.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации МО «Город Великий Устюг» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель администрации Великоустюгского муниципального района просит рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указала, право на получение финансовой помощи имеют граждане, зарегистрированные и проживавшие на территории г. Великий Устюг в жилом помещении, которое оказалось и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации, при этом указанные граждане полностью или частично утратили имущество. В случае установления факта постоянного проживания по указанному адресу истец будет иметь право на включение в вышеуказанные списки.
Представитель ответчика - Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, представил отзыв.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором указал, что истец длительное время нарушает ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», что является административным правонарушением и влечет за собой административную ответственность. Просит выяснить в судебном заседании, по какой причине истец не обратилась в уполномоченный орган для осуществления регистрации по месту жительства. При вынесении решения по делу просит учесть указанные факты.
Третье лицо К.Л. с иском согласна, указав, что ее муж Ковалев А.В. с 2004 года фактически постоянно проживает по адресу: ....
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, приходит к следующему.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами «г», «д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз.2 п.5 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В перечень имущества первой необходимости, согласно письму МЧС России от 09.06.2014 № 43-2578-7, включается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельностью, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомитета России от 28.04.2000 года N 36/34, в который входят посуда хозяйственная, приборы столовые и принадлежности кухонные, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, настольная лампа, настенные часы, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита, водонагреватель или котел отопительный.
В настоящее время действуют методические рекомендации МЧС России от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно главе 2 методических рекомендаций к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения сторон, следует, что возникновение права пострадавших граждан на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности, поскольку данная финансовая помощь оказывается пострадавшим гражданам в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости, обязательными условиями для ее выплаты являются постоянное проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.
В апреле 2016 года в г.Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р.Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений введена чрезвычайная ситуация.
В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: ...
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11 мая 2004 года собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... является К.Л.
Устанавливая факт проживания истца в жилом доме, попавшем в зону затопления, суд принимает во внимание показания свидетелей Н.Л., Н.А., П.Д. которые суду подтвердили, что длительное время Ковалев А.В., проживает совместно с семьей по адресу: ... ..., на момент стихийного бедствия также там проживал.
Принимая во внимание, что свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда отсутствуют основания не доверять показаниям указанных свидетелей.
Кроме того, факт постоянного проживания истца по вышеназванному адресу подтверждается документами, имеющимися в материалах гражданского дела, а именно: справкой администрации сельского поселения ... от 27.04.2016 № о том, что Ковалев А.В. зарегистрирован по адресу: ..., но фактически проживает в ... с 1998 года по настоящее время; свидетельствами о рождении детей К.В., и К.С,; свидетельством о заключении брака от ... между Ковалевым А.В. и Коншиной Л.В.; сертификатом о профилактических прививках Ковалева А.В. с указанием адреса: ...; договорами продажи товара в рассрочку от 28 мая 2010 г. и 08 апреля 2010 года, согласно которым адрес Ковалева А.В. указан ...; информационным письмом на имя Ковалева А.В. из Пенсионного фонда Российской Федерации, выпиской из пенсионного чета накопительной части трудовой пенсии, извещением о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования по состоянию на 01 мая 2006 ода, 30 июня 2011 года, с указанием вышеуказанного адреса; постановлением по делу об административном правонарушении, где указано, что Ковалев А.В. проживает по адресу: ...; протоколами собственников помещений по адресу: ...: заявлением Ковалева А.В. в ООО ЖКХ ...» о производстве ремонта.
Таким образом, судом установлено, что истец Ковалев А.В. постоянно проживает по адресу: ... ..., и на момент чрезвычайной ситуации - паводка в апреле 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района проживал в доме по указанному адресу и пользовался им.
Ковалев А.В. в установленный срок обратился в администрацию с заявлением о включении в соответствующие списки на оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Комиссией было проведено обследование данного жилого дома, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации вследствие паводка. Составленным по результатам обследования актом от 25 апреля 2016 года зафиксировано, что квартира затоплена полностью, пострадала мебель, бытовая техника (холодильник, насосная станция, телевизор), одежда, продукты питания. Согласно заключению комиссии имущество первой необходимости утрачено полностью, сумма финансовой помощи составляет 300000 рублей из расчета 3 человек: К.Л.; К.В., К.С,.
Изложенные в акте сведения, с учетом вышеуказанных правовых актов, свидетельствуют о возможности отнесения имущества, отраженного в вышеназванном акте, к имуществу первой необходимости.
Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. № 9-П и 02 февраля 1998 г. № 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. № 185-0 и 06 октября 2008 г. № 619-0-11).
Согласно п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст.2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии у истца права на получение материальной и финансовой помощи при наличии доказательств частичной или полной утраты им имущества первой необходимости вследствие ЧС.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что истец является пострадавшим от чрезвычайной ситуации и имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в сумме 100 000 руб., а, следовательно, он должен быть включен в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории г.Великий Устюг Вологодской области в апреле 2016 года за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку срок формирования списков ограничен законом, суд, в соответствии со ст.212 ГПК РФ, считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 264, 268 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Установить факт постоянного проживания Ковалева А.В., ... года рождения, уроженца ..., по адресу: ....
Признать Ковалева А.В. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 года № 180.
Признать за Ковалоевым А.В. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб., а также право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 года № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района включить Ковалева А.В., ... года рождения, уроженца ..., в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой им имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в размере 100 000 рублей, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца.
Судья: Н.Н. Нагаева