Дело № 2а-372/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 15 мая 2020 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. с участием старшего помощника Советско-Гаванского городского прокурора Булдаковой А.А., административного ответчика Катаевой Е.В.
При секретаре Колясниковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Катанаевой Елене Вадимовне о прекращении права управления транспортным средством и обязании сдать водительское удостоверение
У С Т А Н О В И Л :
Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Катанаевой Е.В. о прекращении права управления транспортным средством и обязании сдать водительское удостоверение указав в обоснование заявленных требований, что в результате прокурорской проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части соблюдения законодательство установленных ограничений к водительской деятельности установлено, что Катанаева Е.В. состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «<данные изъяты>» с диагнозом «<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> однако вместе с тем имеет действующее водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «В», что является нарушением требований Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и создает угрозу для жизни, здоровья и безопасности других участников дорожного движения. На основании изложенного прокурор просил прекратить действие права Катанаевой Е.В. на управление транспортным средством и обязать Катанаеву Е.В. по вступлению решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение для аннулирования.
Прокурором к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ОМВД России по Советско-Гаванскому району.
От административного ответчика и заинтересованного лица до судебного заседания возражений относительно иска или мнения на иск в письменном виде в суд не поступало.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не представил доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием или о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил, его явка в судебное заседание судом обязательной не признавалась.
Учитывая изложенное, а также мнение прокурора и административного ответчика, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Прокурор Булдакова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик Катанаева Е.В. в судебном заседании иск не признала пояснив, что не согласна с тем, что у неё имеется заболевание, она готова сдать все анализы и пройти освидетельствование, в 2018 году она проходила медкомиссию на получение водительского удостоверения, поскольку была лишена права управления, о том, что она состоит на учете, ей не было известно, она сдавала тест, который был отрицательным, однако врач сказал, что ей необходимо в течение года ездить на осмотры, что для неё является затруднительным как по времени, так и финансово. Так как медицинскую комиссию в <адрес> пройти не получилось, она её прошла в <адрес>.
Свидетель Г. в судебном заседании показал, что 01.06.2018 года Катанаева Е.В. обратилась для прохождения медкомиссии, сдала тест, который на <данные изъяты> был положительный, при беседе употребление наркотических средств не отрицала, в связи с чем Катаневаой Е.В. был выставлен указанный в заключении диагноз и она с её согласия была поставлена на диспансерный учет. Врача посетила только один раз, при данном диагнозе необходимо зафиксировать стойкую ремиссию в течение 1 года, а поскольку Катанаева Е.В. на прием не являлась, говорить о стойкой ремиссии и снятии с диспансерного учета нельзя.
Изучив материалы дела, обсудив заявленные требования, выслушав прокурора, административного ответчика и свидетеля, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Катанаева Е.В. имеет водительское удостоверение серии № №, выданное 31.01.2014 года со сроком действия до 31.01.2024 года на право управления транспортными средствами категории «В».
Согласно статье 8 Конвенции о дорожном движении (заключенной в городе Вене 08.11.1968 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, позволяющими ему управлять транспортным средством.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со статьями 1,3 и 5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее также – Закон № 196-ФЗ) задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу статьи 4 Закона № 196-ФЗ одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ст. 23 Закона № 196-ФЗ, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний при ограничении водительской деятельности.
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 23.1 Закона № 196-ФЗ).
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 28 Закона № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, в который включены такие заболевания, как психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболевания по МКБ-10 с F10 по F16, указанные противопоказания сохраняются до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" наличие у гражданина заболевания "алкоголизм, наркомания, токсикомания" является несовместимым с управлением авто - и мототранспортными средствами (допускается при стойкой ремиссии).
Как установлено при рассмотрении дела Катанаева Е.В. с 01.06.2018 года состоит на диспансерном учете с диагнозом «<данные изъяты> основанием для постановки на учет явились пояснения Катанаевой Е.В. об употреблении эпизодически <данные изъяты> и положительный результат теста на употребление <данные изъяты>
Повторно на прием Катанаева Е.В. явилась 05.07.2018 года, сдала тест на наркотики с отрицательным результатом, более врача не посещала.
Согласно заключению врачебной комиссии от 03.04.2020 года № 27/1 поскольку Катанаева Е.В. врача нарколога не посещала, её состояние невозможно квалифицировать как стойкая ремиссия.
Данных достоверно о снятии Катанаевой Е.В. с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) материалы дела не содержат.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Таким образом, с учетом наличия у Катанаевой Е.В. медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством суд усматривает достаточные основания для принятия решения о прекращении действия предоставленного ответчику права на управление транспортными средствами.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 179, 177, 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.05.2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░