РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ дело № 2-55/16
29 января 2016 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края,
В составе председательствующего судьи Белобородовой Н.И.,
С участием помощника прокурора Казачинского района Кармазова И.А.
При секретаре Лыткиной Н.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казачинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Рождественский детский сад», отделу образования Администрации Казачинского района о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, заключить договор на утилизацию, образующихся жидких бытовых отходов, с организацией, осуществляющей утилизацию жидких бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Казачинского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, ссылаясь на то, что прокуратурой Казачинского района проведена проверка исполнения и соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства в МБДОУ «Рождественский детский сад, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Закон), санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. Статьей 2 Закона предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий и. обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Статьями 8,11 Закона предусмотрено, что граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
Во исполнение указанных выше норм санитарно-эпидемиологического законодательства разработаны и утверждены санитарные нормы и правила, а также ГОСТы.
В соответствии с Примечанием 1 к и. 3.12 ГОСТа Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Ресурсосбережение. Паспорт отхода I-IV класса. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1091-ст) к сбросам относят хозяйственно-бытовые стоки, осадки, сточные воды, сливаемые в системы водоотведения, водоочистки на территории хозяйствующего субъекта или в отстойники, на поля орошения и другие очистные сооружения. При этом после испарения или отведения жидкой фракции на полях орошения в водоочистных сооружениях остаются отходы.
Пунктом 3.1 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
В соответствии с Примечанием 1 к п. 3.12 ГОСТа Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Ресурсосбережение. Паспорт отхода I-IV класса. Основные требования», данный вид отходов относится к сбросам.
В ходе проверки 1.06.2015 г. прокуратурой установлено, что у образовательного учреждения МБДОУ «Рождественский детский сад» имеется локальный септик, договор на водоотведение либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, не заключался. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется вакуумной автомашиной, состоящей на балансе отдела образования администрации Казачинского района с последующим их сливом на рельеф, в связи с отсутствием на территории района полигона жидких бытовых отходов и гарантирующей организации в сфере водоотведения.
Не заключение договора на водоотведение либо договора с организацией,
осуществляющей утилизацию жидких бытовых отходов, приводит к сливу жидких
бытовых отходов на рельеф. Таким образом, образовательным учреждением
допускается нарушение прав неопределенного круга лиц, предусмотренных ст.ст. 41,
42 Конституции РФ, в части соблюдения прав на охрану здоровья (так как слив
жидких бытовых отходов может привести к вспышке инфекционных заболеваний), а
также на благоприятную окружающую среду (так как загрязняется окружающая
природная среда)..
В связи с тем, что слив жидких бытовых отходов на рельеф нарушает права
неопределенного круга лиц (жителей Казачинского района) на здоровье и
благоприятную окружающую среду, на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурором
района подано настоящее исковое заявление.
В суде помощник прокурора Казачинского района Кармазов И.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, приведя те же доводы, уточнил исковые требования и просил увеличить срок исполнения решения суда до 6-ти месяцев.
Законный представитель ответчика МБДОУ «Рождественский детский сад» заведующая Митина Т.А., в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, направила в суд письменное ходатайство, в котором исковые требования не признала, пояснила, что ею заключен договор на вывозку жидких бытовых отходов с МБОУ «Момотовская СОШ», у которого имеются очистные сооружения, других организаций по переработке жидких бытовых отходов на территории Казачинского района нет, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица отдела образования Администрации Казачинского района ФИО5, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования прокурора не признала, пояснила, что в Казачинском районе нет полигона для вывозки и переработки жидких бытовых отходов, а заключение договора с близлежащими организациями в г. Лесосибирске, с вывозом отходов за 100 км., экономически не оправдано, расходы составят несколько мл. рублей по каждому дошкольному учреждению, таких денежных средств, в бюджете Казачинского района не имеется.
Заслушав помощника прокурора Кармазова И.А. и представителя отдела образования ФИО5, суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, полагает заявленные требования прокурора Казачинского района удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон) установлено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;
Статьей 2 Закона предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий и. обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 8 Закона граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на основании ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц.
Во исполнение указанных выше норм санитарно-эпидемиологического законодательства разработаны и утверждены санитарные нормы и правила, а также ГОСТы.
В соответствии с Примечанием 1 к и. 3.12 ГОСТа Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Ресурсосбережение. Паспорт отхода I-IV класса. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1091-ст) к сбросам относят хозяйственно-бытовые стоки, осадки, сточные воды, сливаемые в системы водоотведения, водоочистки на территории хозяйствующего субъекта или в отстойники, на поля орошения и другие очистные сооружения. При этом после испарения или отведения жидкой фракции на полях орошения в водоочистных сооружениях остаются отходы.
Пунктом 3.1 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Как установил суд, в ходе проведенной 1.06.2015 г. проверки прокуратурой Казачинского района установлено, что образовательное учреждение МБДОУ «Рождественский детский сад» не подключено к системе централизованного водоснабжения, имеется локальная скважина и насосная станция. Договор на водоотведение либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов не заключался. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется вакуумной автомашиной, состоящей на балансе отдела образования администрации Казачинского района с последующим их сливом на рельеф, в связи с отсутствием на территории района полигона жидких бытовых отходов и гарантирующей организации в сфере водоотведения.
Не заключение договора на водоотведение либо договора с организацией,
осуществляющей утилизацию жидких бытовых отходов, приводит к сливу жидких
бытовых отходов на рельеф.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о проверке от 1.06.2015 г.
Таким образом, образовательным учреждением допускается нарушение прав неопределенного круга лиц, предусмотренных ст.ст.41,42 Конституции РФ, в части соблюдения прав на охрану здоровья, так как слив жидких бытовых отходов может привести к вспышке инфекционных заболеваний, а также на благоприятную окружающую среду (так как загрязняется окружающая природная среда).
В июне 2015 года прокуратурой района руководителю учреждения внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако, нарушения до настоящего времени не устранены.
Доводы ответчика о заключении договора на вывоз жидких бытовых отходов с МБОУ «Момотовская СОШ», у которого имеются очистные сооружения, и ссылку на то обстоятельство, что других организаций по переработке жидких бытовых отходов на территории Казачинского района нет, суд как основание освобождения ответчика от обязанности заключить договор на вывоз жидких бытовых отходов, принять не может, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 (далее по тексту - Правила), они разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Правил установлено, что: "твердые и жидкие бытовые отходы" - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.); а "потребитель" - это гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов.
Таким образом, Правила регулируют правоотношения между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими услуги по вывозу и утилизации отходов и потребителями (физическими лицами), то есть не могут применяться в правоотношениях между юридическими лицами.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», данный федеральный закон направлен на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и суд полагает удовлетворить исковые требования прокурора Казачинского района.
Довод представителя ФИО5 об отсутствии финансирования в отделе образования на мероприятия, связанные с обеспечением дошкольного учреждения по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил нельзя признать состоятельным, указанный довод не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку такая обязанность на юридическое лицо возложена законом.
На основании ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено и суд принимает заявленный прокурором 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Рождественский детский сад» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, заключить договор на утилизацию, образующихся жидких бытовых отходов, с организацией, осуществляющей утилизацию жидких бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края.
Судья Белобородова Н.И.