дело № 2- 1564/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
с участием прокурора ФИО6,
при секретаре Лебедевой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании нормативного правового акта Совета депутатов городского округа Красноармейск в части противоречащим федеральному законодательству,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд о признании положений первого абзаца ч. 2 ст. 1 Положения «О порядке организации похоронного дела и погребения» (далее Положения), принятого решением Совета депутатов городского округа Красноармейск от 27.10.2010г. № 46-12, противоречащим Федеральному закону «О погребении и похоронном деле» и Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В обоснование заявления указал, что формулировка первого абзаца ч. 2 ст. 1 Положения дает возможность правоприменителю требовать за предоставление участка земли под захоронение с любого человека, включая заявителя, платы, не ограниченной ни какими рамками. Также позволяет правоприменителю избежать ответственности за противозаконное произведение таких действий. По мнению заявителя в Положение предоставление бесплатно участка земли под погребение поставлено в зависимость от волеизъявления и от места жительства, что противоречит не только Конституции РФ, но и федеральному законодательству. Кроме того, как указал заявитель, является коррупциогенным фактором.
В судебном заседании ФИО2 заявление поддержал, просил его удовлетворить.
<данные изъяты>.
<данные изъяты>
Прокурор ФИО6 в заключении полагала заявление не подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, находит заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Совета депутатов городского округа Красноармейск от 27.10.2010г. № 46-12 утверждено Положение «О порядке организации похоронного дела и погребения» (л.д. 7-23).
Решением Совета депутатов городского округа Красноармейск от 25.12.2013г. № 31-9 в указанное Положение внесены изменения и дополнения (л.д. 24-28).
Первый абзац части второй статьи первой указанного Положения оспаривается заявителем.
Первым абзацем части 2 статьи 1 Положения установлено, что каждому гражданину, проживающему (зарегистрированному по месту жительства) на территории городского округа, после его смерти гарантируется погребение на кладбище и предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха с учетом места жительства, его волеизъявления, или волеизъявления родственников, либо законных представителей умершего, а при отсутствии таковых – иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего (л.д. 8).
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 34 Устава городского округа Красноармейск в исключительной компетенции Совета депутатов городского округа Красноармейск находятся: создание специализированной службы по вопросам похоронного дела; установление размера места для родственного захоронения и для почетного захоронения; установление размера единовременной платы за резервирование места для семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения. В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 34 Устава к исключительной компетенции Совета депутатов также относится принятие нормативных правовых актов, к которым в частности относится указанное выше Положение.
Судом установлено, что Положение «О порядке организации похоронного дела и погребения» принято Советом депутатов городского округа Красноармейск в пределах своей компетенции.
В силу ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»:
1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» 1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.2007 года № 115/2007-ОЗ:
1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения:
медицинского свидетельства о смерти;
свидетельства о смерти и справки о смерти, выдаваемых в органах записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС);
2) предоставление и доставку в один адрес гроба и других предметов, необходимых для погребения, включая погрузо-разгрузочные работы;
3) перевозку тела (останков) умершего на автокатафалке от места нахождения тела (останков) до кладбища (в крематорий), включая перемещение до места захоронения (места кремации);
4) погребение (кремацию):
копку могилы для погребения и оказание комплекса услуг по погребению (в том числе захоронению урны с прахом);
предоставление и установку похоронного ритуального регистрационного знака с надписью (фамилия, имя, отчество умершего; даты его рождения и смерти, регистрационный номер захоронения).
Согласно ст. 4 Закона Московской области 1. Гарантированный перечень услуг по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, и умерших, личность которых не установлена, включает:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) облачение тела;
3) предоставление и доставку гроба;
4) перевозку умершего на кладбище (в крематорий);
5) погребение (кремацию, за исключением умерших, личность которых не установлена):
копку могилы для погребения;
оказание комплекса услуг по погребению (в том числе захоронение урны с прахом);
установку похоронного ритуального регистрационного знака.
В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Довод заявителя, что указание в Положении о праве на захоронение в зависимости от волеизъявления противоречит федеральному законодательству является несостоятельным.
Из приведенных выше норм Федерального закона «О погребении и похоронном деле», а также из положений Закона Московской области следует, что Законом гарантировано погребение с учетом волеизъявления, в том числе и умершего.
Поскольку законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то субъекты Российской Федерации также полномочны осуществлять самостоятельное правовое регулирование в области организации погребения и похоронного дела, а полномочный орган местного самоуправления, в данном случае городского округа Красноармейск, вправе принимать соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие особенности захоронения на территории городского округа.
Довод заявителя, что оспариваемая часть Положения предоставляет правоприменителю возможность взимания платы, не ограниченной ни какими рамками является несостоятельным.
Из оспариваемой части Положения не следует о платности предоставления места под захоронение.
Положением предусмотрена возможность предоставления платных услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Однако, стоимость таких услуг ежегодно утверждается Советом депутатов по предоставлению Уполномоченного органа после согласования с отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области, Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования РФ и Министерством экономики Московской области, что не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, Положением не предусмотрено произвольное взимание платы за оказание услуг по погребению и по предоставлению мест под захоронение.
Согласно подп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
Как отмечалось судом выше Положение принято Советом депутатов городского округа Красноармейск в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с его компетенцией.
Оспариваемая часть нормативного правового акта не устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Судом установлено, что оспариваемая часть Положения не противоречит федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о наличии коррупциогенных факторов в оспариваемой части Положения, являются несостоятельными.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО2 о признании нормативного правового акта Совета депутатов городского округа Красноармейск в части противоречащим федеральному законодательству оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: