Судья: Пономарева В.В. дело <данные изъяты> (33-32995/2020)
<данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Петруниной М.В., Рыбкина М.И.,
при секретаре судебного заседания Сегрэ Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 марта 2021 года апелляционную жалобуМирзоян С. А. на решение Балашихинского городского суда Московской области от <данные изъяты> по гражданскому делу <данные изъяты> по иску Мирзоян С. А. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по Москве и Московской области о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности, обязании произвести перерасчет пенсии,
заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения истца по доверенности Айрапетян Д.Д.,
УСТАНОВИЛА:
Мирзоян С.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности, обязании произвести перерасчет пенсии, указывая на то, что при назначении пенсии в стаж не были включены периоды работы: с <данные изъяты> по <данные изъяты> в Бакинском производственном автотранспортном объединении «Бакпромстройтранс» Минавтотранспорта Азербайджанской ССР; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском саду <данные изъяты> при Министерстве Просвещения; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин». Таким образом, в страховой (трудовой) стаж не учтены три периода трудовой деятельности длительностью 44 года 07 месяцев 5 дней.
Истец просит включить в трудовой стаж периоды ее трудовой деятельности: с <данные изъяты> по <данные изъяты> в Бакинском производственном автотранспортном объединении «Бакпромстройтранс» Минавтотранспорта Азербайджанской ССР, что подтверждается записями в трудовой книжке; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском саду <данные изъяты> при Министерстве Просвещения, что также подтверждается записями в трудовой книжке; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин», что подтверждается записями в трудовой книжке (вкладыш), общий период, которого составляет 44 года 07 месяцев 5 дней.
Обязать Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанных выше периодов с момента начисления пенсии с <данные изъяты>.
Представитель истца по доверенности Айрапетян Д.Д. в судебном заседании суда первой инстанции поддержала заявленные требования по доводам изложенным в иске, дополнительных письменных пояснениях.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, представлены письменные возражения, согласно которых спорные периоды трудового стажа не подлежат включению, поскольку работодателем не были уплачены страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, кроме того размер пенсии находится в прямой зависимости от трудового стажа и индивидуального заработка каждого конкретного гражданина, приобретенных за период до <данные изъяты>. После <данные изъяты> на размер пенсии влияет сумма страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от <данные изъяты>исковые требованияМирзоян С. А. к ГУ - ГУ ПФР №7 по г. Москве и Московской области о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности: с <данные изъяты> по <данные изъяты> в Бакинском производственном автотранспортном объединении «Бакпромстройтранс» Минавтотранспорта Азербайджанской ССР; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском саду <данные изъяты> при Министерстве Просвещения; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин» оставлены без удовлетворения.
На решение суда Мирзоян С.А. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного, необоснованного и постановленного без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Айрапетян Д.Д. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда отменить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.ст. 1,9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны, которая заблаговременно извещались судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены решения суда имеются.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Мирзоян С. А. является получателем пенсии с <данные изъяты>, первоначально ей была назначена пенсия в Республике Армения с <данные изъяты>.
Истец просит включить в стаж следующие периоды работы: с <данные изъяты> по <данные изъяты> в Бакинском производственном автотранспортном объединении «Бакпромстройтранс» Минавтотранспорта Азербайджанской ССР; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском саду <данные изъяты> при Министерстве Просвещения; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин», а также произвести перерасчет пенсии с учетом вышеперечисленных периодов с <данные изъяты>.
В судебном заседании установлено, что период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> был учтен в подсчёт страхового стажа Мирзоян С.А. при назначении пенсии по старости, что подтверждается данными о стаже представленными стороной ответчика.
При подаче заявления на назначение пенсии от <данные изъяты> истец нотариальный перевод с армянского языка на русский язык предоставлять отказалась. В трудовой книжке от <данные изъяты>, выданной на имя (Назаровой) Мирзоян С. А. <данные изъяты> г.р. запись на странице 6-7 запись сделана на армянском языке. Архивных справок за данный период предоставлено не было.
В судебное заседание представителем истца был предоставлен перевод штампов, оттиска печатей и записей в трудовой книжке Мирзоян С.А. (л.д. 72-73), в связи с чем, период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском саду <данные изъяты> при Министерстве Просвещения подлежит включению в трудовой стаж.
Таким образом, период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском саду <данные изъяты> при Министерстве Просвещения Республики Армения подлежит включению в стаж Мирзоян С.А., дающий право на получение пенсии.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж периода с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин» в должности главного бухгалтера, суд первой инстанции исходил из того, что он не подлежит включению в стаж истца, так как согласно части 2 статьи 11 Федерального Закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации или в компетентный орган страны, являющейся участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <данные изъяты>.
При этом, ответчиком не оспаривался тот факт, что пенсия назначалась Мирзоян С.А. без учёта справки о заработной плате № 20 от 23 августа 2016 года, выданной ОАО «Энергацанцшин», в связи с проверкой обоснованности выдачи документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений, в соответствии с ч. 9 ст. 21 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений ч. 2 ст. 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13 марта 1992 года, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В ответ на неоднократные запросы ответчика, суда первой инстанции, судебной коллегии Арабкирским территориальным отделом Службы социального обеспечения Республики Армения направлялись справки о стаже работы, о переименовании организации, о заработной плате Мирозоян С.А., подписанные генеральным директором ОАО «Энергацанцшин»Л.Л. Микаеляном.
Указанные справки подтверждают заработок истца в период с декабря 1989 по октябрь 1993 и в период с января 2009 по август 2014 года.
На повторный запрос судебной коллегии поступил ответ из Государственной службы социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики рмения <данные изъяты>), являющейся в соответствии с письмом Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов от <данные изъяты> <данные изъяты>, компетентным органом названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, согласно которого по базе данных индивидуального (персонифицированного) учета системы Республики Армения, гражданка Мирзоян С.А., <данные изъяты> года рождения, перечислила обязательные социальные взносы на пенсионное обеспечение за период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>, что позволяет подтвердить факт уплаты страховых взносов за указанный в ответе период.
Комитетом государственных доходов Республики Армения также представлена информация о перечислении взносов с заработной платы Мирзоян С.А. в период с 1989 по 2014 год.
Таким образом, уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение Мирзоян С.А. с 1991 года нашла свое подтверждение, следовательно, период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин» Республики Армения подлежит включению в стаж Мирзоян С.А., дающий право на получение пенсии, в том числе с учетом заработной платы.
Судебная коллегия полагает необходимым возложить на Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда России № 7 по Москве и Московской области обязанность произвести Мирзоян С.А. перерасчет пенсии с учетом периодов работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском саду <данные изъяты> при Министерстве Просвещения Республики Армения, с декабря 1989 года по октябрь 1993 года в ОАО «Энергацанцшин» согласно справки о заработной плате <данные изъяты> от <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин» с <данные изъяты>.
Поскольку период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в Бакинском производственном автотранспортом объедении «Бакпромстройтранс» Минавтотранспорта Азербайджанской ССР включен ответчиком в стаж истца, а период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин» Республики Армения не подтвержден компетентным органом Республики Армения, как период, за который уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение, согласно данных индивидуального учета, исковые требования, в указанной части, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от <данные изъяты> отменить.
Принять по делу новое решение.
Включить в стаж Мирзоян С. А., дающий право на пенсию периоды работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском саду <данные изъяты> при Министерстве Просвещения Республики Армения; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин» Республики Армения.
Возложить на Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда России № 7 по Москве и Московской области обязанность произвести Мирзоян С. А. перерасчет пенсии с учетом периодов работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском саду <данные изъяты> при Министерстве Просвещения Республики Армения, с декабря 1989 года по октябрь 1993 года в ОАО «Энергацанцшин» согласно справки о заработной плате <данные изъяты> от <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин» с <данные изъяты>.
В части включения в стаж периодов работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в Бакинском производственном автотранспортом объедении «Бакпромстройтранс» Минавтотранспорта Азербайджанской ССР; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ОАО «Энергацанцшин» Республики Армения отказать.
Апелляционную жалобу Мирзоян С. А. удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи