К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2013 года п. Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Панеш Х.А.,
при секретаре - Кашкаровой Е.В.,
с участием помощника прокурора – Иваненко М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад № 24 «Солнышко» о возложении обязанности по постановке на государственный учет земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад № 24 «Солнышко» о возложении обязанности по постановке на государственный учет земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении. В обоснование заявления указано, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения общеобразовательными учреждениями Майкопского района законодательства Российской Федерации в сфере образования и лицензионных требований.
В ходе проверки установлены факты не соблюдения МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» лицензионных требований и условий, в частности, ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании»; подп. "а" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174; ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Подпунктом «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 г. № 174 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Частью 1 статьи 131 Гражданского Кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Кроме этого, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Требование закона о необходимости соблюдения образовательным учреждением лицензионных требований, в том числе наличие оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, является одним из основополагающих при осуществлении образовательной деятельности.
Несоблюдение МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» указанного выше лицензионного требования ставит под угрозу реализацию конституционного права обучающихся (воспитанников) на образование. Это противоречит одному из основных направлений государственной политики Российской Федерации, может нанести ущерб безопасности государства, поскольку отношения в области образования находятся под особой государственной защитой в сфере особых интересов Российской Федерации.
Согласно Уставу, МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» является юридическим лицом - муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Учредителем МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» является администрация МО «Майкопский район».
Администрацией МО «Майкопский район» - учредителем, переданы МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» в оперативное управление здания, строения и сооружения, расположенные по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Комсомольская, д. 36.
Также у МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» на праве оперативного управления по вышеуказанному адресу находятся земельный участок, здания, строения и сооружения.
Вопреки вышеперечисленным требованиям законодательства об образовании, о лицензировании образовательной деятельности, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» не осуществило оформление прав на объекты недвижимости – землю, здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении.
Уставом МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» закреплено, что деятельность финансового обеспечения МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» осуществляется учредителем - администрацией МО "Майкопский район".
В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, исходя из требований вышеуказанного законодательства, обязанность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся на праве оперативного управления, возложена на МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» и администрацию МО "Майкопский район", являющуюся его учредителем.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор просил обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 24 «Солнышко», расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Комсомольская, д. 36, осуществить государственный учет земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении. При недостаточности средств у Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад № 24 «Солнышко» на указанные цели обязать администрацию МО "Майкопский район" выделить денежные средства учреждению для государственного учета земельного участка, заданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении у МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко».
В судебном заседании помощник прокурора – Иваненко М.П. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Ответчик администрация МО «Майкопский район» извещенный о месте и времени судебного разбирательства в суд не явился, возражений по иску не имеет, просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Буратино» извещенный о месте и времени судебного разбирательства в суд не явился, возражений по иску не имеет, просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Подпунктом «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 г. № 174, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Частью 1 статьи 131 Гражданского Кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Как следует из Устава МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко», детский сад является юридическим лицом - муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является администрация МО «Майкопский район».
Согласно Выписке из реестра муниципального имущества МО «Майкопский район» № 372 от 10.05.2012 года администрацией МО «Майкопский район» переданы МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» в оперативное управление здание детского сада, общей площадью 440 кв.м., здание кухни, общей площадью 79 кв.м., сарай, общей площадью 24 кв.м., расположенные по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Комсомольская, д. 36.
Как следует из объяснения заведующей МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» - Исаковой М.В., данного прокурору 25.02.2013 года, МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» не зарегистрировало права на переданные детскому саду в оперативное управление здания и сооружения в связи с отсутствием финансовых средств. Право собственности на переданную землю также не зарегистрировано.
В Уставе МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» закреплено, что деятельность финансового обеспечения МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» осуществляется учредителем – администрацией МО «Майкопский район».
В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора об обеспечении мероприятий по государственному учету зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко». С учетом характера правоотношений, администрация муниципального образования «Майкопский район» обязана при недостаточности средств у МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» выделить их на проведение государственного учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 24 «Солнышко», расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Комсомольская, д. 36, осуществить государственный учет земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении.
Обязать администрацию МО «Майкопский район» выделить денежные средства учреждению для государственного учета зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении у Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад № 24 «Солнышко» при недостаточности средств у МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья _______________________