Решение по делу № 2-1062/2014 ~ М-1050/2014 от 12.11.2014

Дело №2-1062/2014

РЕШЕНИЕ.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

пгт.Каа-Хем 28 ноября 2014 года

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш А.В., при секретаре Ооржак Ч.О., с участием заявителя Ондар Н.Ш., представителя заявителя – адвоката Сапелкиной Е.Н., представившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ондар Н.Ш. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Кызылский кожуун» Республики Тыва в изменении вида разрешенного использования земельных участков и о возложении обязанности принять решение о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

В суд заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Кызылский кожуун» Республики Тыва в изменении вида разрешенного использования земельных участков и о возложении обязанности принять решение о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков обратилась Ондар Н.Ш., в обоснование указав, что она обратилась в администрацию муниципального образования «Кызылский кожуун» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресным ориентирам: <адрес>, входящий номер от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «Кызылский кожуун» отказало в изменении вида разрешенного использования выше указанных земельных участков со ссылкой на нормы ч.4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ. Отказ считает необоснованным и незаконным по следующим основаниям: 1) Ондар Н.Ш. просит изменить вид разрешенного использования земельного участка, а не категорию земельных участков; 2) Отсутствие территориального планирования муниципального образования «Кызылский кожуун» не является основанием для отказа в удовлетворении заявления Ондар Н.Ш. 3) Из дословного текста ч.4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ: Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральных законами) о резервировании земель, об изъятии в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального образования в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую) оснований для отказа в изменении разрешенного вида использования земельных участков не имеется. 4) Отсутствуют обстоятельства, которые препятствуют изменению вида разрешенного использования земельных участков на «для дачного строительства и дачного хозяйства». Так как земельные участки не относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. Критерий отнесения земли к категории особо ценных угодий устанавливается каждым субъектом РФ самостоятельно. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются для садоводства, огородничества и дачного строительства только гражданам либо их некоммерческим объединениям.

Из выше сказанного, земельные участки, находящиеся в собственности Ондар Н.Ш., не относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, I Ондар Н.Ш. представитель Дачного некоммерческого товарищества «Замбала». Просит признать отказ Администрации муниципального образования «Кызылский кожуун Республики Тыва» в изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресным ориентирам: <адрес>, исходящим номером от ДД.ММ.ГГГГ г. с вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства и дачного хозяйства» незаконным. Просит обязать администрацию муниципального образования «Кызылский кожуун» РТ рассмотреть заявление Ондар Н.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ, вх.номером по существу и принять решение о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресным ориентирам: <адрес> в соответствии с действующим законодательством.

Представители заинтересованных лиц – администрации Муниципального образования «Кызылский кожуун» РТ и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва надлежащим образом извещены, не явились, причины неявки не известны, участники в судебном заседании не возражали против рассмотрения дела без участия представителей заинтересованных лиц, в связи с чем суд в силу ст.167 ГПК РФ рассмотрел заявление без их участия.

В судебном заседании заявитель Ондар Н.Ш. и ее представитель Сапелкина полностью поддержали заявление по основаниям и мотивам, изложенным в нем, и просили полностью удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования «Кызылский кожуун» РТ Иргит А.А. в предыдущем судебном заседании возражала против заявления, по основаниям, приведенным в письменном ответе председателя администрации муниципального образования «Кызылский район» ФИО 1

Выслушав пояснения участников, изучив доводы заявления и материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно положениям ст.256 ГПК РФ срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия органа местного самоуправления установлен три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении прав и свобод.

Из материалов дела следует, что заявитель обращалась на имя председателя администрации муниципального образования «Кызылский кожуун» с заявлением 8 августа 2014 года, ответ об отказе в удовлетворении заявления администрацией МР «Кызылский кожуун» 14 августа 2014 года, заявитель в суд обратилась 12 ноября 2014 года.

Таким образом, заявитель обратилась с жалобой в установленный для оспаривания действий органа местного самоуправления срок.

Судом установлено, что 20 земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, расположенных в <адрес>, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

Ондар Н.Ш. обращалась в Администрацию муниципального образования «Кызылский район» Республики Тыва с заявлением об изменении разрешенного использования указанных земельных участков на дачное строительство, в чем ей было отказано письмом председателя администрации района от ДД.ММ.ГГГГ, основанием отказа указано отсутствие в Администрации муниципального образования «Кызылский район» Республики Тыва документов территориального планирования муниципального образования «Кызылский кожуун», изменение вида разрешенного использования допускается только при наличии документации по территориальному планированию.

Не согласившись с данным отказом, Ондар Н.Ш. обратилась в суд с жалобой, в которой просит суд признать незаконным отказ орган местного самоуправления и обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования «Кызылский кожуун» РТ разрешить заявление Ондар Н.Ш. от 08 августа 2014 года по существу и принять решение о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресным ориентирам: <адрес> в соответствии с действующим законодательством. При этом заявитель обоснованно указывает, что решение вопроса об изменении разрешенного использования принадлежащих ей земельных участков входит в компетенцию органа местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.ч.2 и 3 ст.36).

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками, кроме указанных условий, не должно наносить ущерба окружающей природной среде.

В соответствии со статьей 263 названного Кодекса право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 1 статьи 1 ЗК РФ принципами земельного законодательства являются, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.п.1 и 3 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ (ред. от 21.06.2011) «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст.1, п. 3 ч.2 и ч.6 ст.30, ч.ч.1, 6 ст.36, ч.5 ст.37).

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 ГсК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно части 3 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Вместе с тем, такое решение не может нарушать требований Земельного кодекса и федеральных законов о возможности предоставления земельных участков с конкретным видом разрешенного использования определенным категориям субъектов.

Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.

Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица Иргит А.А., администрацией муниципального образования «Кызылский район» документы территориального планирования муниципального образования «Кызылский район» не утверждены, находятся на стадии разработки.

Поскольку отсутствие документов территориального планирования муниципального образования «Кызылский район» Республики Тыва не позволяет определить распространяются или нет на земельные участки заявителя градостроительные регламенты, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ администрации муниципального образования «Кызылский кожуун» Республики Тыва основан на требованиях действующего градостроительного законодательства, соответственно, оснований для удовлетворения заявления Ондар Н.Ш. в настоящее время не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Ондар Н.Ш. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Кызылский кожуун» Республики Тыва в изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресным ориентирам: <адрес>, и о возложении обязанности принять решение о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Тыва через Кызылский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 3 декабря 2014 года.

Председательствующий подпись А.В. Монгуш

Копия верна: ___________________ А.В. Монгуш

2-1062/2014 ~ М-1050/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ондар Нелли Ширимовна
Другие
Администрация муниципального района "Кызылский кожуун"
Суд
Кызылский районный суд Республики Тыва
Судья
Монгуш Анатолий Владимирович
Дело на странице суда
kizilskiy-r--tva.sudrf.ru
12.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2014Передача материалов судье
14.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2014Судебное заседание
28.11.2014Судебное заседание
03.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2015Дело оформлено
30.01.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее