Гражданское дело № 2-193/2018
В окончательном виде решение изготовлено 11 мая 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кировград Свердловской области |
08 мая 2018 года |
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Доевой И.Б.,
при секретаре Турсуновой Н.А.,
с участием представителя истца - заместителя прокурора Г. Кировграда Куксы К.С.,
представителей ответчика – администрации Кировградского городского округа – Шестаковой Е.А., действующей на основании доверенности от 09 января 2018 года № 2, Агафоновой О.М., действующей на основании доверенности от 25 апреля 2018 года № 47,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-193/2018 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировградского городского округа, государственному казенному учреждению Свердловской области «Невьянское лесничество», Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации Кировградского городского округа, государственному казенному учреждению Свердловской области «Невьянское лесничество» (далее по тесту – ГКУ СО «Невьянское лесничество»), Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о возложении обязанности совершить определенные действия, а именно: возложить обязанность на администрацию Кировградского городского округа принять действенные меры к ликвидации несанкционированного места размещения отходов путем их сбора, вывоза, утилизации (переработки) в точке с географическими координатами на протяжении ***° с.ш., ***° в.д., общей площадью не менее 250 куб. м объемом не менее 120 кб.м. в срок до 01 сентября 2018 года; возложить обязанность на ГКУ СО «Невьянское лесничество» и Департамент лесного хозяйства Свердловской области принять действенные меры к ликвидации несанкционированного места размещения отходов путем их сбора, вывоза, утилизации (переработки) квартала 118 выдел, 3,4 Кировградского участка Кировградского лесничества Невьянского лесничества в точке с географическими координатами на протяжении ***° с.ш., ***° в.д. в общей площадью не менее 1 500 куб. м объемом не менее 1 200 кб.м. в срок до 01 сентября 2018 года.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной проверки по обращению руководителя СРОО «Чистый город» - Здоровое поколение Ломаевой Л.Г. по факту нарушения природоохранного законодательства, установлен факт несанкционированного размещения твердых бытовых и коммунальных отходов на земельном участке, расположенном на территории населенного пункта поселка Нейво-Рудянка Кировградского городского округа в точке с географическими координатами на протяжении ***° с.ш., ***° в.д., общей площадью не менее 250 куб. м объемом не менее 120 кб.м., а также на землях лесного фонда квартала 118 выдел, 3,4 Кировградского участка Кировградского лесничества Невьянского лесничества в точке с географическими координатами на протяжении ***° с.ш., ***° в.д.в общей площадью не менее 1 500 куб. м объемом не менее 1 200 кб.м. ссылаясь на то, что несанкционированные свалки оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, учитывая, что установить конкретный круг лиц, чьи права на благоприятную среду нарушаются, не представляется возможным, Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц.
15 марта 2018 года определением суда, изложенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Свердловской области.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Кировграда Кукса К.С., действующий на основании поручения заместителя прокурора Свердловской области от 06 февраля 2018 года № 8/1-06-2018, исковые требования поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика администрации Кировградского городского округа – Шестакова Е.А., действующая на основании доверенности от 09 января 2018 года № 2, Агафонова О.М., действующая на основании доверенности от 25 апреля 2018 года № 47, в судебном заседании исковые требования в части заявленных к администрации Кировградского городского округа не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать; представили в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором указали, что земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка твердых бытовых и коммунальных отходов, относится к землям лесного фонда, соответственно администрация Кировградского городского округа является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку обязанность по содержанию спорного участка лежит на Департаменте лесного хозяйства Свердловской области.
Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области – Ишмухаметова О.И., действующая на основании доверенности от 11 января 2017 года № 24-07-09/5, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в ходе проведения проверки прокуратурой не был выявлен причинитель вреда, то есть лицо, ответственное за образование данной свалки; бюджетное финансирование Департамента из федерального бюджета, ликвидация свалок бытовых отходов не является предусмотренным лесным законодательством переданным Департаменту полномочием и не может финансироваться за счет средств предоставленных субвенций; возложение на Департамент обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов, которая в дальнейшем потребует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций, приведет к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств; при обнаружении свалок бытовых и строительных отходов в лесах, в первую очередь необходимо устанавливать факт надлежащего исполнения муниципальным образованием своей обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на соответствующей территории муниципального образования, как реализации вопроса местного значения; несанкционированная свалка отходов находится на территории земель лесного фонда, которые в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области. С учетом изложенного, просит в удовлетворении исковых требований к ГКУ СО «Невьянское лесничество», Департаменту лесного хозяйства Свердловской области отказать в полном объеме.
Законный представитель ответчика ГКУ СО «Невьянское лесничество» - директор ГКУ СО «Невьянское лесничество» Мохов В.Ю.,, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в материалы дела заявление о рассмотрении дела в отсутствие ГКУ СО «Невьянское лесничество», а также отзыв на исковое заявление с учетом дополнения, в котором указал, в котором возражал против удовлетворения иска к ГКУ СО «Невьянское лесничество», Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, поддержав позицию Департамента лесного хозяйства Свердловской области.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов Свердловской области – Ананьев С.В., действующая на основании доверенности от 16 декабря 2016 года, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в материалы дела заявление в котором исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц поддержал, а также просил о рассмотрении дела в отсутствие Министерства природных ресурсов Свердловской области.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле и положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков ГКУ СО «Невьянское лесничество», Департамента лесного хозяйства Свердловской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов Свердловской области.
Заслушав объяснения заместителя прокурора г. Кировграда Куксы К.С., Шестаковой Е.А., действующей на основании доверенности от 09 января 2018 года № 2, Агафоновой О.М., действующей на основании доверенности от 25 апреля 2018 года № 47, показания свидетелей Л.Е.В. и С.А.Ю., исследовав и оценив представленные по делу доказательства, в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе Кировградского городского округа (подпункт 25 пункта 1 статьи 6 Устава).
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 13 ноября 2017 года отделом регионального государственного экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округам выявлено несанкционированное складирование твердых бытовых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном на территории населенного пункта поселка Нейво-Рудянка Кировградского городского округа - в районе дороги, ведущей от поселка Нейво-Рудянка Кировградского городского округа к озеру Шайтанское в точке с географическими координатами на протяжении ***° с.ш., ***° в.д., общей площадью не менее 250 куб. м объемом не менее 120 кб.м; указанный земельный участок входит в кадастровый квартал с кадастровым номером ***, категория земель – земли лесного фонда; граница земельного не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вопреки ошибочным доводам представителей ответчика администрации Кировградского городского округа, совокупность представленных в материалы доказательств, исследованных и оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе: акт от 15 ноября 2017 года № 12-12-05/217 с приложением фотоматериала, письмо директора департамента лесного хозяйства Свердловской области от 07 ноября 2017 года № 24-02-05/641, копию таксационного описания квартала 118 Кировградского участка Кировградского городского лесничества Невьянского лесничества, копию плана лесного участка в квартале 118 Кировградского участка Кировградского участкового лесничества Невьянского лесничества, фрагмент карты градостроительного зонирования территории Кировградского городского округа, фрагмент карты градостроительного зонирования территории Кировградского городского округа поселка Нейво-Рудянка, являющиеся частью Правил землепользования и застройки Кировградского городского округа, утвержденных Решением Думы Кировградского городского округа от 25 августа 2010 года № 382, сведениями, содержащимися в публичной кадастровой карте, размещенной в сети Интернет, фотоматериал, представленный представителями ответчика администрации Кировградского городского округа в судебном заседании 08 мая 2018 года, показания допрошенных в судебном заседании свидетелей - ведущего специалиста отдела регионального государственного экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округам, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области Л.Е.В. и лесничего Кировградского участкового лесничества С.А.Ю., показавшего в судебном заседании, что граница лесного фонда, согласно материалам землеустройства проходит по границе леса, о чем имеются затески на деревьях, территория просеки под линией ЛЭП к землям лесного фонда не относится), свидетельствует о том, что земельный участок, на котором выявлено несанкционированное складирование твердых бытовых коммунальных отходов, расположен в районе дороги, ведущей от поселка Нейво-Рудянка Кировградского городского округа к озеру Шайтанское в точке с географическими координатами на протяжении ***° с.ш., ***° в.д., общей площадью не менее 250 куб. м объемом не менее 120 кб.м на территории населенного пункта поселка Нейво-Рудянка Кировградского городского округа, в связи с чем обязанность принять действенные меры к ликвидации несанкционированного места размещения отходов путем их сбора, вывоза, утилизации (переработки) в точке с географическими координатами на протяжении ***° с.ш., ***° в.д., общей площадью не менее 250 куб. м объемом не менее 120 кб.м. должна быть возложена на администрацию Кировградского городского округа.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют, а ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.
Не могут быть приняты во внимание и доводы представителей ответчика администрации Кировградского городского округа о том, что оспариваемое несанкционированное складирование твердых бытовых коммунальных отходов расположено на территории зоны охраны ЛЭП, в связи с чем на администрацию Кировградского городского округа не может быть возложена обязанность по принятию действенных мер к ликвидации несанкционированного места размещения отходов путем их сбора, вывоза, утилизации (переработки), поскольку в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в подтверждение своих доводов ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок, на которым обнаружена несанкционированная свалка, передан в аренду кому-либо из третьих лиц, не представлено.
Ссылку представителей ответчика администрации Кировградского городского округа на сведения, содержащиеся в публичной кадастровой карте, размещенной в сети Интернет, относительно земельного участка с кадастровым номером *** площадью 114 кв.м на котором расположен объект недвижимого имущества – сооружение ВЛ-220 кВ Первомайская - Салда, находящийся в федеральной собственности и предоставленный в аренду, суд так признает несостоятельной, поскольку указанный земельный участок расположен не под линией ЛЭП (как ошибочно полагает сторона ответчика), а непосредственно под объектом недвижимого имущества – сооружение ВЛ-220 кВ Первомайская - Салда, тогда как в судебном заседании достоверно установлено и сторонами не оспаривалось, что несанкционированное складирование твердых бытовых коммунальных отходов расположено в районе дороги, ведущей от поселка Нейво-Рудянка Кировградского городского округа к озеру Шайтанское. В данном случае отсутствуют признаки различной отраслевой принадлежности или рассматриваемый земельный участок, на котором обнаружена свалка, отнесен к иной сфере природопользования.
Принимая во внимание вышеизложенное, администрация Кировградского городского округа обязана организовать ликвидацию расположенных на земельных участках, ставших предметом судебного разбирательства, несанкционированная свалка твердых бытовых и коммунальных отходов в силу прямого указания статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от вины в ее организации, поскольку свалка находятся на территории населенного пункта поселка Нейво-Рудянка Кировградского городского округа, образование несанкционированной свалки стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком возложенной на него действующим законодательством обязанности по надлежащему содержанию находящегося в его ведении имущества, в связи с чем суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований в указанной части.
При этом, доводы представителей ответчика администрации Кировградского городского округа со ссылкой на фотоматериал датированный 05 мая 2018 года, представленный в судебном заседании 08 мая 2018 года, в подтверждение того обстоятельства, что на день рассмотрения настоящего спора свалка ликвидирована, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку допустимыми доказательствами не подтверждены (статья 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Так, в материалы дела представлен фотоматериал датированный 05 мая 2018 года, на котором зафиксирован вывоз твердых бытовых и коммунальных отходов, что в отсутствие комиссионного акта осмотра территории с участием прокурора и представителей администрации Кировградского городского округа, в котором была бы зафиксирована привязки к местности, в том числе по географическими координатам, само по себе не подтверждает факт ликвидации спорной свалки.
Иные доводы представителей ответчика администрации Кировградского городского округа, изложенные в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании, исходя из установленных по настоящему делу фактических обстоятельств применительно к вышеприведенным нормам материального права, не имеют правового значения.
Как было указано выше, право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Разрешая требования Нижнетагильского межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ СО «Невьянское лесничество», Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о возложении обязанности принять действенные меры к ликвидации несанкционированного места размещения отходов путем их сбора, вывоза, утилизации (переработки) квартала 118 выдел, 3,4 Кировградского участка Кировградского лесничества Невьянского лесничества в точке с географическими координатами на протяжении ***° с.ш., ***° в.д.в общей площадью не менее 1 500 куб. м объемом не менее 1 200 кб.м. в срок до 01 сентября 2018 года, суд, проанализировав Положение о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года № 1905-ПП, Устав ГКУ СО «Невьянское лесничество», установив, что согласно выписке из государственного лесного реестра № 16-вн от 01 марта 2018 года, земельный участок квартала 118 выдел, 3,4 Кировградского участка Кировградского лесничества Невьянского лесничества, на котором размещена несанкционированная свалка твердых бытовых и коммунальных отходов в точке с географическими координатами на протяжении 57,3372° с.ш., 60,1756° в.д.в общей площадью не менее 1 500 куб. м объемом не менее 1 200 кб.м, расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, что не оспаривалось ответчиком Департаментом лесного хозяйства Свердловской области, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства, руководствуясь положениями статей 8, 13, 42, 51, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, приходит к выводу о том, что мероприятия по ликвидации вышеуказанного несанкционированного места размещения отходов путем их сбора, вывоза, утилизации (переработки) следует возложить на Департамент лесного хозяйства Свердловской области, соответственно отказав в иске к ГКУ СО «Невьянское лесничество».
Отклоняя доводы ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области суд отмечает, что создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. При этом, нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Вопреки доводам ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области о бюджетном финансировании Департамента, и что исполнение решения суда может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, данное обстоятельство не имеет правового значения в связи с нижеследующим.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является.
Не может быть принята во внимание суда и ссылка указанного ответчика на письмо Федерального агентства лесного хозяйства № ЮД-03-54/3674 от 12 апреля 2013 года «О порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора», в соответствии с которым установлено, что полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, является несостоятельной, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер и принято Рослесхозом в целях формирования единого подхода при организации мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных на территориях земель лесного фонда. Кроме того, указанные Рослесхозом в данном письме разъяснения в настоящее время по существу утратили свою актуальность в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 13 октября 2015 года 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ».
Кроме того, из положений Правил санитарной безопасности в лесах (пункт 14), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, следует, что не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Таким образом, доводы ответчика о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий, не основаны на требованиях закона.
При этом в силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации использование денежных средств для исполнения вступившего в силу судебного акта не может рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств.
Вопреки ошибочным доводам представителя ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области о необходимости установления до предъявления иска в суд виновного лица в причинении вреда землям лесного фонда, в соответствии с действующим законодательством обязательный досудебный порядок по делам данной категории не предусмотрен. Кроме того, последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора.
Доводы представителя ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области о том, что вопросы по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов являются реализацией вопроса местного значения, а также довод о том, что полномочия собственника в данном случае должно осуществлять Территориальное управление Росимущества Свердловской области, основано на неверном толковании ответчиком норм материального права.
В системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено, и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Более того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа, также как и Территориальным управлением Росимущества субъекта, не предусмотрено, а относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований также и в указанной части.
Определяя на основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок исполнения ответчиками обязанности устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства, суд, учитывая, установленные по делу фактические обстоятельства, а также требования разумности, считает необходимым установить такой срок – до 01 сентября 2018 года).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ***° ░.░., ***° ░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 250 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 120 ░░.░. ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ 118 ░░░░░, 3,4 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ***° ░.░., ***° ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 500 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 200 ░░.░. ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ |
░.░. ░░░░░ |