Дело №2а-2522/21
Строка 3.030 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий... -> об оспаривании решений (действий/бездействия) судебного...
УИД № 36RS0004-01-2021-002444-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.06.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» к УФССП России по Воронежской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа, судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Остапчук Ю.С. о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» обратилось в суд с административным иском к начальнику отделения – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
В административном иске указано, что по решению Ленинского районного суда г.Воронежа по делу №2-641/2020 от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» было обязано произвести перерасчет по лицевому счету №№, открытому на имя Болгова Анатолия Ивановича, исключив из доначислений сумму в размере <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС №025812004 от ДД.ММ.ГГГГ. судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Воронежа Остапчук Ю.С. возбудила исполнительное производство №59314/20/36037-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках вышеуказанного исполнительного производства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» начальником отделения - старшим судебным приставом Денисюком B.C. было незаконно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №36037/20/111679 в размере 50 000 руб.
Административный истец с данным постановлением не согласен, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства №59314/20/36037-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. он не получал, доказательств обратного в деле не имеется, в связи с чем, исчислять срок для добровольного исполнения решения суда, содержащегося в вышеупомянутом исполнительном документе, а также выносить постановление о взыскании исполнительского сбора с ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в размере 50 000 руб., по мнению административного истца, было незаконно.
Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ №36037/20/111679, вынесенное судебным приставом- исполнителем Денисюком B.C. в рамках исполнительного производства №59314/20/36037-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с его незаконностью и необоснованностью.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству были привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков УФССП России по Воронежской области и судебный пристав - исполнитель Ленинского РОСП г.Воронежа Остапчук Ю.С., в качестве заинтересованного лица Болгов Анатолий Иванович.
Административный истец, административные ответчики судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСп г.Воронеж Остапчук Ю.С., начальник отделения – старший судебный пристав Ленинского РОСП г.Воронежа, представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, заинтересованного лицо Болгов А.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения заседания извещены в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением установленного десятидневного срока с того момента, когда ему стало известно о нарушении его прав, поскольку в установленном законом порядке и сроки оспариваемое постановление в адрес административного истца не направлялось.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч.1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В статье 12 Федерального закона РФ N 118-ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что судебный пристав - исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что на исполнении Ленинского РОСП г.Воронежа находится исполнительное производство №59314/20/36037-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа – исполнительного листа ФС №025812094 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г.Воронежа, в отношении должника ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в пользу взыскателя Болгова Анатолия Ивановича, с предметом исполнения: обязать должника произвести перерасчет по лицевому счету №, открытому на имя взыскателя, исключив из доначислений сумму в размере <данные изъяты> руб.
Сведений о направлении и получении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» копии постановления о возбуждении исполнительного производства в материалах дела не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения – старшим судебным приставом Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюком В.С. вынесено постановление о взыскании с должника ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Однако, сведений о направлении и получении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» копии постановления о взыскании исполнительского сбора.
На основании ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ч.11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу ч.12 ст.12 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
На основании ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 2 статьи 112 указанного Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 07.06.2014, постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Таким образом, одним из обязательных условий для взыскания с должника исполнительского сбора является истечение срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2017 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.
Как установлено судом, сведений о получении должником ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» копии постановления о возбуждении исполнительного производства №59314/20/36037-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. в материалах дела не имеется.
Таким образом, постановление о взыскании с должника ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» от ДД.ММ.ГГГГ вынесено начальником отделения – старшим судебным приставом Ленинского РОСП г.Воронежа незаконно, в отсутствии сведений о получении должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» на электронную почту Ленинского РОСП г.Воронежа были предоставлены заверенные надлежащим образом распечатки из базы данных, в которой осуществляются расчеты с населением за поставленный природный газ в отношении абонента Болгова Анатолия Ивановича, которые подтверждают осуществление ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в июне 2020 года корректировки начислений за природный газа абоненту Болгову А.И. по лицевому счету № и подтверждающие исключение из начислений суммы <данные изъяты> руб.
Доводы административного истца о нарушениях начальником отделения – старшим судебным приставом Ленинского РОСП г.Воронежа требований законодательства не были опровергнуты в судебном заседании и нашли свое подтверждение.
С учетом изложенного, исковые требования являются нормативно обоснованными, документально подтвержденными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ № 36037/20/111679, вынесенное начальником отделения – старшим судебным приставом Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюком B.C. в рамках исполнительного производства № 59314/20/36037-ИП от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.06.2021 года
Дело №2а-2522/21
Строка 3.030 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий... -> об оспаривании решений (действий/бездействия) судебного...
УИД № 36RS0004-01-2021-002444-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.06.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» к УФССП России по Воронежской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа, судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Остапчук Ю.С. о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» обратилось в суд с административным иском к начальнику отделения – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
В административном иске указано, что по решению Ленинского районного суда г.Воронежа по делу №2-641/2020 от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» было обязано произвести перерасчет по лицевому счету №№, открытому на имя Болгова Анатолия Ивановича, исключив из доначислений сумму в размере <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС №025812004 от ДД.ММ.ГГГГ. судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Воронежа Остапчук Ю.С. возбудила исполнительное производство №59314/20/36037-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках вышеуказанного исполнительного производства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» начальником отделения - старшим судебным приставом Денисюком B.C. было незаконно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №36037/20/111679 в размере 50 000 руб.
Административный истец с данным постановлением не согласен, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства №59314/20/36037-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. он не получал, доказательств обратного в деле не имеется, в связи с чем, исчислять срок для добровольного исполнения решения суда, содержащегося в вышеупомянутом исполнительном документе, а также выносить постановление о взыскании исполнительского сбора с ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в размере 50 000 руб., по мнению административного истца, было незаконно.
Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ №36037/20/111679, вынесенное судебным приставом- исполнителем Денисюком B.C. в рамках исполнительного производства №59314/20/36037-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с его незаконностью и необоснованностью.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству были привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков УФССП России по Воронежской области и судебный пристав - исполнитель Ленинского РОСП г.Воронежа Остапчук Ю.С., в качестве заинтересованного лица Болгов Анатолий Иванович.
Административный истец, административные ответчики судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСп г.Воронеж Остапчук Ю.С., начальник отделения – старший судебный пристав Ленинского РОСП г.Воронежа, представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, заинтересованного лицо Болгов А.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения заседания извещены в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением установленного десятидневного срока с того момента, когда ему стало известно о нарушении его прав, поскольку в установленном законом порядке и сроки оспариваемое постановление в адрес административного истца не направлялось.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч.1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В статье 12 Федерального закона РФ N 118-ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что судебный пристав - исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что на исполнении Ленинского РОСП г.Воронежа находится исполнительное производство №59314/20/36037-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа – исполнительного листа ФС №025812094 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г.Воронежа, в отношении должника ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в пользу взыскателя Болгова Анатолия Ивановича, с предметом исполнения: обязать должника произвести перерасчет по лицевому счету №, открытому на имя взыскателя, исключив из доначислений сумму в размере <данные изъяты> руб.
Сведений о направлении и получении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» копии постановления о возбуждении исполнительного производства в материалах дела не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения – старшим судебным приставом Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюком В.С. вынесено постановление о взыскании с должника ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Однако, сведений о направлении и получении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» копии постановления о взыскании исполнительского сбора.
На основании ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ч.11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу ч.12 ст.12 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
На основании ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 2 статьи 112 указанного Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 07.06.2014, постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Таким образом, одним из обязательных условий для взыскания с должника исполнительского сбора является истечение срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2017 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.
Как установлено судом, сведений о получении должником ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» копии постановления о возбуждении исполнительного производства №59314/20/36037-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. в материалах дела не имеется.
Таким образом, постановление о взыскании с должника ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» от ДД.ММ.ГГГГ вынесено начальником отделения – старшим судебным приставом Ленинского РОСП г.Воронежа незаконно, в отсутствии сведений о получении должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» на электронную почту Ленинского РОСП г.Воронежа были предоставлены заверенные надлежащим образом распечатки из базы данных, в которой осуществляются расчеты с населением за поставленный природный газ в отношении абонента Болгова Анатолия Ивановича, которые подтверждают осуществление ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в июне 2020 года корректировки начислений за природный газа абоненту Болгову А.И. по лицевому счету № и подтверждающие исключение из начислений суммы <данные изъяты> руб.
Доводы административного истца о нарушениях начальником отделения – старшим судебным приставом Ленинского РОСП г.Воронежа требований законодательства не были опровергнуты в судебном заседании и нашли свое подтверждение.
С учетом изложенного, исковые требования являются нормативно обоснованными, документально подтвержденными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ № 36037/20/111679, вынесенное начальником отделения – старшим судебным приставом Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюком B.C. в рамках исполнительного производства № 59314/20/36037-ИП от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.06.2021 года