№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Федеральный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Омаровой М. А., при секретаре Маликовой А. З.
с участием представителя истицы Абдурахмановой А. А. – Хадисовой А. С., представителя Министерства здравоохранения РД Гаджихановой А. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хадисовой А. С. в интересах Абдурахмановой А. А. к Министерству здравоохранения РД об обеспечении инвалида лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ
Хадисова А. С. обратилась в суд в интересах Абдурахмановой А. А. к Министерству здравоохранения РД об обеспечении инвалида лекарственным препаратом, мотивируя тем, что ее младшая сестра Абдурахманова А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ страдает заболеванием почек под названием «Гломирулонифрит». В настоящее время Абдурахмановой А.А. врачами городской клинической больницы № <адрес> выставлен диагноз «Гипертонический нефроангиосклероз». Терминальная хроническая почечная недостаточность» «Состояние, после аллогенной трансплантации трупной почки» и «Состояние на иммуносупресивной терапии».
Ранее ДД.ММ.ГГГГ в Бельгии Абдурахмановой А.А. провели операцию по трансплантации трупной почки, то есть выполнена АТТП. После выписки в Бельгии ей был назначен препарат «<данные изъяты>» и она принимала его до ДД.ММ.ГГГГ
В 2014 года по приезду в Республику Дагестан в Министерстве здравоохранения РД ей заменили данный препарат на препарат-заменитель «Такросел».
Примерно год она употребляла препарат «Такросел», однако, ее организму данный препарат не подошел, у нее началось отторжение пересаженного органа. В этой связи она была госпитализирована в городскую клиническую больницу № <адрес>, где врачи после осмотра и проведения процедуры биопсии трансплантата почки сообщили, что препарат «<данные изъяты> необходимо заменить на оригинальный препарат «<данные изъяты>)». При этом, было указано, что замена препарата «<данные изъяты>)» не допустима, так как в противном случае возможен возврат основного заболевания в почечный трансплантат.
Из городской клинической больницы № <адрес> ее выписали ДД.ММ.ГГГГ. со следующими рекомендациями: лекарственные препараты «<данные изъяты>» 4,5/5 г/сут., «<данные изъяты>» 1 г/сут., «<данные изъяты>» 5 м г/сут., «<данные изъяты> 10 мг/сут., «<данные изъяты>» 5 мг2 р/сут., «<данные изъяты>» 20 мг 2 р/сут.
После выписки по приезду домой ей согласно указанной выписки в поликлинике ГБУ «Хасавюртовская центральная городская больница им. Р.П. Аскерханова» ежемесячно начали выдавать рецепты на вышеуказанные лекарственные препараты, в том числе на «Такролимус (Програф)».
Однако, бесплатный отпуск лекарственных препаратов согласно данных рецептов в ГУ «Аптека №» по <адрес> (Озерная), <адрес> в аптеке «МФС» по <адрес> изначально производился не регулярно и не в полном объеме.
При этом, в норме согласно рецептов врачей ей предусмотрено 3 пачки препарата «Такролимус (Програф)» по 0,5 мг ежемесячно, однако, Минздрав РД предоставлял, в лучшем случае, в среднем 2 пачки в месяц.
В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг установлен вышеуказанным Федеральным законом, а также приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Приказ).
В нарушение вышеуказанных требований закона начиная с марта 2016 года, несмотря на то, что Абдурахманова А.А. включена на 2016 год в список лиц, которым предусмотрено бесплатное обеспечение жизненно важными лекарственными средствами и на руках имеются выписанные врачом соответствующие рецепты, в вышеуказанных аптеках <адрес> ей перестали опускать лекарственные препараты, в том числе «Такролимус (Програф)», объясняя это тем, что отсутствует финансирование.
Следует учесть, что без употребления данного препарата ее состояние резко ухудшается и увеличивается риск отторжения пересаженного органа, что может привести к летальному исходу, в связи, с чем ей приходиться приобретать препарат за собственные средства. При этом, проблема приобретения данного лекарственного препарата заключается в том, что он является дорогостоящим и редким. Кроме того, его не отпускают в любой аптеке.
Финансовое положение Абдурахмановой А.А. не позволяет ей ежемесячно приобретать данный препарат за собственный счет, тогда как препарат ей катастрофически необходим для обеспечения ее нормальной жизнедеятельности.
Более того, Абдурахманова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом I группы и нуждается в постоянном уходе и помощи, ее состояние здоровья не позволяет ей заниматься постоянным поиском данного препарата, а также обращаться в различные инстанции за помощью.
Они неоднократно обращались в Министерство здравоохранения Республики Дагестан по вопросу обеспечения лекарственными препаратами недополученными в рамках государственной социальной помощи. Однако, какого-либо результата данные обращения не дали, Министерство здравоохранения Республики Дагестан отказывается выдавать препараты, ссылаясь на отсутствие финансирования.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно требованиям ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты прав граждан являются пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Представитель истицы Хадисова А. С. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель Министерства здравоохранения РД Гаджиханова А. И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения представителя истца и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Абдурахманова А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с <данные изъяты> страдает заболеванием почек под названием «<данные изъяты> В настоящее время Абдурахмановой А.А. врачами городской клинической больницы № <адрес> выставлен диагноз «<данные изъяты>». Терминальная хроническая почечная недостаточность» «Состояние, после аллогенной трансплантации трупной почки» и «Состояние на иммуносупресивной терапии».
Ранее ДД.ММ.ГГГГ в Бельгии Абдурахмановой А.А. провели операцию по трансплантации трупной почки, то есть, выполнена АТТП. После выписки в Бельгии ей был назначен препарат «Адваграф» и она принимала его до 2014 года.
В 2014 года по приезду в Республику Дагестан в Министерстве здравоохранения РД ей заменили данный препарат на препарат-заменитель «Такросел».
Примерно год она употребляла препарат «Такросел», однако, ее организму данный препарат не подошел, у нее началось отторжение пересаженного органа. В этой связи она была госпитализирована в городскую клиническую больницу № <адрес>, где врачи после осмотра и проведения процедуры биопсии трансплантата почки сообщили, что препарат «Такросел» необходимо заменить на оригинальный препарат «<данные изъяты>)». При этом, было указано, что замена препарата «<данные изъяты>)» не допустима, так как в противном случае возможен возврат основного заболевания в почечный трансплантат.
В силу положения ст. 10, ст.25 конвенции о правах инвалидов: «Государства — участники вновь поддерживают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.
Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства - участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим тендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности государства - участники:
- обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам;
- представляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы
инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю
диагностику, а в подходящих случаях — коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в
том числе среди детей пожилых;
- не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области».
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст.41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений пп.жп.1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, отцовства и детства, включая социальное обеспечение, находятся в совместном введении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии с ч.2 ст.77 Конституции РФ в пределах введения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В силу положений пп.жп.1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, отцовства и детства, включая социальное обеспечение, находятся в совместном введении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии с ч.2 ст.77 Конституции РФ в пределах введения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов, лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
В соответствии со ст. ст.4.1,6.1,6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая бесплатное обеспечение в соответствии с стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
На основании ст.ст. 2,20,39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, включая меры социального характера.
В соответствии с п. 3,4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецепту врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. При этом перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждено, что инвалиды 1 -2 группы, а также граждане, страдающие гематологическими заболеваниями, цитопеннии (к которым относится ПНГ) обеспечиваются бесплатно всеми без исключения лекарственными средствами по медицинским показаниям за счет субъекта РФ
Согласно п.10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.
Вместе с тем, вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» инвалиды 1 -2 группы, в том числе и Абдурахманова А. А., обеспечиваются бесплатно всеми без исключения лекарственными средствами по медицинским показаниям за счет субъектов РФ, вне зависимости отсутствия этих лекарств в Федеральном и региональных Перечнях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 2016 годов» финансовое обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и приложения № к данному постановлению инвалидам лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно.
В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №. 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно Заключения МЗ РД, главного специалиста П. Г. Гаджиевой от ДД.ММ.ГГГГ, Абдурахмановой А. А. с диагнозом состояние после трансплантации почки дисфункция трансплантата, рецидив, рекомендуется наряду с другими лекарственными препаратами - «Програф» без права замены.
Согласно выписного эпикриза «Городской клинической больницы №» Департамента здравоохранения <адрес> Абдурахманова А. А., находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 1 неврологическом отделении ГКБ №, нуждается в терапии оригинальным препаратом - Програф.
Пункт 1. Ст.81 Закона 323-ФЗ установлено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ, «О государственной социальной помощи» (гл.З) не содержит ограничения для предоставления гражданам дополнительных видов социальной поддержки по данному Федеральному закону или иному нормативно правовому акту.
Вместе с тем, вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» инвалиды 1 -2 группы, в том числе и Абдурахманова А. А., обеспечиваются бесплатно всеми без исключения лекарственными средствами по медицинским показаниям за счет субъектов РФ, вне зависимости отсутствия этих лекарств в Федеральном и региональных Перечнях.
Отсутствие обеспечения необходимым лекарственным препаратом нарушает её права на охрану здоровья и медицинскую помощь, приводит к развитию тяжелых жизнеугрожающих осложнений.
Абдурахмановой А. А. на основании заключения врачей по жизненным показаниям необходим препарат «Такролимус (Програф)», в противном случае возможен возврат основного заболевания в почечный трансплантат, отторжение пересаженного органа, что может привести к крайне высокому риску развития тяжелых осложнений.
По данным основаниям суд удовлетворяет требования Хадисовой А. С. в интересах Абдурахмановой А. А. к Министерству здравоохранения РД об обеспечении инвалида лекарственным препаратом.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Хадисовой А. С. в интересах Абдурахмановой А. А. к Министерству здравоохранения РД об обеспечении инвалида лекарственным препаратом удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать ежемесячно Абдурахманову А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Такролимус (Програф)».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия.
Судья Омарова М. А.
Отпечатано в совещательной комнате.