Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-45/2011 ~ М-36/2011 от 02.02.2011

                                   Р Е Ш Е Н И Е

            Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                  пгт. Тура

Илимпийский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Кузиной И.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эвенкийского муниципального района о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным бездействие администрации Эвенкийского муниципального района (далее – Администрация ЭМР), выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в здание Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>; обязать администрацию ЭМР обустроить здание Администрации ЭМР пандусами в течение 6 месяцев, мотивируя тем, что ст. 9 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, что относится к компетенции органов местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм в силу ч. 1 ст. 15 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Бездействия Администрации ЭМР, выразившиеся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в здание, нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, уточнил требования в части обязания администрации ЭМР обустроить крыльцо здания Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> пандусами в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика - администрации ЭМР ФИО3, исковые требования не признала, пояснив, что на территории ЭМР отсутствуют инвалиды колясочники, в связи с чем нецелесообразно устанавливать пандусы на крыльце здания Администрации ЭМР. Прокурорская проверка была осуществлена только визуально, ни протесты, ни представления в адрес администрации прокуратурой не направлялись. Оборудование пандусами подразумевает реконструкцию либо капитальный ремонт крыльца, а поскольку здание Администрации простроено в 1980 году, то по техническим причинам установка пандусов невозвожна. Просит в удовлетворении требований прокурора ЭР отказать.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, полагает требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).

В силу ст. 15 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям - часть первая в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 123-ФЗ).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч.5).

           Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского    или    сельского    устройства,    выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

          Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

          Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции    зданий    и    сооружений    в    целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

           К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся:

     * жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда;

     * административные здания и сооружения;

     * объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);

     * объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;

     * объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения;

     * гостиницы, отели, иные места временного проживания;

     * физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их       территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;

     * объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов;

     * объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;

     * станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;

     * здания и сооружения связи и информации;

     * производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;

     * тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;

     * прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

      Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием:

     * визуальной и звуковой информацией;

     * специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов;

     * звуковой сигнализацией у светофоров;

     * телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;

     * санитарно-гигиеническими помещениями;

     * пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;

     * пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;

     * специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;

     * пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей;

     * специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах;

     * специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).

В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренным постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и месту приложения труда (п. 1.7), что также предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно Строительным нормам и правилам (СНиП 35-01-2001), принятым постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ , они предназначены для проектирования, строительства, реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.

В соответствии с пунктами 3.13, 3.14 раздела 3 СНиП «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный     для маломобильных групп населения с поверхности земли и их каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.

В ходе прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение требований законодательства на центральном входе в здание Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> отсутствуют приспособления (пандусы). Сторонами в судебном заседании данный факт не оспаривался.

Таким образом, доступ инвалидов, в т.ч. использующих кресла-коляски, в данный объект социальной инфраструктуры невозможен в виду отсутствия пандусов.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества ЭМР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу пгт. Тура <адрес>, является собственностью Эвенкийского муниципального района <адрес>.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 32 Устава Эвенкийского муниципального района, администрация района от имени района в соответствии с решениями районного Совета депутатов имеет правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района. Пунктом 1.6 Положения об Администрации ЭМР <адрес> предусмотрено, что <адрес> реализует свои полномочия как непосредственно, так и через муниципальные предприятия и учреждения.

В силу ч. 1 ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат все права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГПК РФ).

    К доводам представителя ответчика о том, что отсутствие пандуса на лестнице входного крыльца не создает каких-либо препятствий инвалидам для обращения в Администрацию ЭМР (может обратиться по электронной почте, на сайт Администрации, телефонный звонок и т.п.) суд относится критически, поскольку индивидуальная мобильность инвалидов согласно Конвенции о правах инвалидов должна осуществляться благодаря содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене (ст. 19).

    Также суд не находит состоятельными такие доводы представителя Администрации ЭМР в обосновании своих возражений, как отсутствие инвалидов на территории пгт. Тура, устройство пандуса на крыльце здания возможно только после проведения необходимых мероприятий, установленных правовыми нормами, а учитывая, что задние администрации построено в 1980 г., то здание невозможно приспособить для нужд инвалидов, поскольку данные доводы представителя не могут служить безусловными основаниями для отказа в удовлетворении требований прокурора ЭР.

С учетом изложенного, а также того, что объект недвижимого имущества - здание Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, расположенное по адресу <адрес>, находится в муниципальной собственности, которым управляет и распоряжается администрация Эвенкийского муниципального района, она обязана создать условия для беспрепятственного доступа в здание всех граждан, в том числе инвалидов, желающих осуществить свои права, тогда как без оборудования пандусов на входе в здание Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> осуществить это невозможно либо затруднительно.

    Более того, суд, обязывая администрацию обеспечить устройство пандуса, указывает, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного     самоуправления     создают    условия    инвалидам    для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи.

При таких обстоятельствах требования прокурора ЭР подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет.

Учитывая, что в соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 9 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Эвенкийского муниципального района, выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц (инвалидов) в здание Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, расположенное по адресу: пгт. Тура <адрес>.

Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района обустроить крыльцо здания Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, расположенного по адресу: пгт. Тура <адрес>, пандусами в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с администрации Эвенкийского муниципального района государственную пошлину в доход местного бюджета 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ) через Илимпийский районный суд.

Судья                                                                                                                      Кузина И.В.

2-45/2011 ~ М-36/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор ЭР в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация МО п. Тура
Суд
Илимпийский районный суд Красноярского края
Судья
Кузина Ирина Владимировна
Дело на странице суда
ilimpiysky--tur.sudrf.ru
02.02.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2011Передача материалов судье
07.02.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2011Судебное заседание
21.02.2011Судебное заседание
18.03.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2011Дело оформлено
29.06.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее