Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ пгт. Тура
Илимпийский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Кузиной И.В.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эвенкийского муниципального района о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным бездействие администрации Эвенкийского муниципального района (далее – Администрация ЭМР), выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в здание Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>; обязать администрацию ЭМР обустроить здание Администрации ЭМР пандусами в течение 6 месяцев, мотивируя тем, что ст. 9 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, что относится к компетенции органов местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм в силу ч. 1 ст. 15 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Бездействия Администрации ЭМР, выразившиеся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в здание, нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, уточнил требования в части обязания администрации ЭМР обустроить крыльцо здания Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> пандусами в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика - администрации ЭМР ФИО3, исковые требования не признала, пояснив, что на территории ЭМР отсутствуют инвалиды колясочники, в связи с чем нецелесообразно устанавливать пандусы на крыльце здания Администрации ЭМР. Прокурорская проверка была осуществлена только визуально, ни протесты, ни представления в адрес администрации прокуратурой не направлялись. Оборудование пандусами подразумевает реконструкцию либо капитальный ремонт крыльца, а поскольку здание Администрации простроено в 1980 году, то по техническим причинам установка пандусов невозвожна. Просит в удовлетворении требований прокурора ЭР отказать.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, полагает требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. 9 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).
В силу ст. 15 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям - часть первая в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 123-ФЗ).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч.5).
Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.
Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся:
* жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда;
* административные здания и сооружения;
* объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
* объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
* объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения;
* гостиницы, отели, иные места временного проживания;
* физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
* объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов;
* объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;
* станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
* здания и сооружения связи и информации;
* производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
* тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
* прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием:
* визуальной и звуковой информацией;
* специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов;
* звуковой сигнализацией у светофоров;
* телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
* санитарно-гигиеническими помещениями;
* пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
* пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
* специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
* пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей;
* специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах;
* специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренным постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и месту приложения труда (п. 1.7), что также предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно Строительным нормам и правилам (СНиП 35-01-2001), принятым постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, они предназначены для проектирования, строительства, реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.
В соответствии с пунктами 3.13, 3.14 раздела 3 СНиП «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и их каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
В ходе прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение требований законодательства на центральном входе в здание Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> отсутствуют приспособления (пандусы). Сторонами в судебном заседании данный факт не оспаривался.
Таким образом, доступ инвалидов, в т.ч. использующих кресла-коляски, в данный объект социальной инфраструктуры невозможен в виду отсутствия пандусов.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества ЭМР <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу пгт. Тура <адрес>, является собственностью Эвенкийского муниципального района <адрес>.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 32 Устава Эвенкийского муниципального района, администрация района от имени района в соответствии с решениями районного Совета депутатов имеет правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района. Пунктом 1.6 Положения об Администрации ЭМР <адрес> предусмотрено, что <адрес> реализует свои полномочия как непосредственно, так и через муниципальные предприятия и учреждения.
В силу ч. 1 ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат все права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГПК РФ).
К доводам представителя ответчика о том, что отсутствие пандуса на лестнице входного крыльца не создает каких-либо препятствий инвалидам для обращения в Администрацию ЭМР (может обратиться по электронной почте, на сайт Администрации, телефонный звонок и т.п.) суд относится критически, поскольку индивидуальная мобильность инвалидов согласно Конвенции о правах инвалидов должна осуществляться благодаря содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене (ст. 19).
Также суд не находит состоятельными такие доводы представителя Администрации ЭМР в обосновании своих возражений, как отсутствие инвалидов на территории пгт. Тура, устройство пандуса на крыльце здания возможно только после проведения необходимых мероприятий, установленных правовыми нормами, а учитывая, что задние администрации построено в 1980 г., то здание невозможно приспособить для нужд инвалидов, поскольку данные доводы представителя не могут служить безусловными основаниями для отказа в удовлетворении требований прокурора ЭР.
С учетом изложенного, а также того, что объект недвижимого имущества - здание Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, расположенное по адресу <адрес>, находится в муниципальной собственности, которым управляет и распоряжается администрация Эвенкийского муниципального района, она обязана создать условия для беспрепятственного доступа в здание всех граждан, в том числе инвалидов, желающих осуществить свои права, тогда как без оборудования пандусов на входе в здание Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> осуществить это невозможно либо затруднительно.
Более того, суд, обязывая администрацию обеспечить устройство пандуса, указывает, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
Положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи.
При таких обстоятельствах требования прокурора ЭР подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет.
Учитывая, что в соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 9 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Эвенкийского муниципального района, выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц (инвалидов) в здание Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, расположенное по адресу: пгт. Тура <адрес>.
Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района обустроить крыльцо здания Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, расположенного по адресу: пгт. Тура <адрес>, пандусами в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с администрации Эвенкийского муниципального района государственную пошлину в доход местного бюджета 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ) через Илимпийский районный суд.
Судья Кузина И.В.