Дело № 2-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Очер 24 января 2011 г.
Очерский районный суд Пермского края в составе судьи Пименовой И.С.,
при секретаре Усове С.Л.
с участием помощника прокурора Жигалова Е.О.
представителя ответчика адвоката Мокрушина В.М.,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Очерского района к ООО <данные изъяты> о признании деятельности незаконной, возложении обязанности прекратить деятельность,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Очерского района обратился в суд с требованием о признании незаконной деятельности ООО <данные изъяты> по организации и проведению азартных игр и возложении обязанности прекратить указанную деятельность. Прокуратурой Очерского района проведена проверка исполнения норм законодательства, регулирующего вопросы деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Очерского муниципального района Пермского края. При этом установлено, что ООО <данные изъяты> зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ межрайонной инспекцией ФНС № <адрес>, осуществляет свою деятельность в соответствии с агентским договором на проведение стимулирующей лотереи и договором аренды оборудования с ООО <данные изъяты> В помещении, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном ИП ФИО4 по договору аренды ООО <данные изъяты> расположено 9 игровых автоматов. Из них 8 автоматов подключено к электросети и находятся в рабочем состоянии. Данные автоматы по внешним признакам идентичны игровым автоматам, а именно: имеют клавиатуру, с помощью которой производятся игровые манипуляции, и мониторы. Основным блоком управления является игровая плата, аналогичная по строению и принципу воспроизведения игровых программ игровой плате игрового автомата с денежным выигрышем. Единственным отличием оборудования данных автоматов от игровых является отсутствие купюроприёмника. Выигрыш или проигрыш определяет игровой аппарат. Лотерейные билеты участникам не предлагаются, условия лотереи не разъясняются. На стадии изготовления лотерейных билетов или в иной форме выигрыш определяется не организатором, а находящимся внутри аппарата электронным устройством, без какого-либо участия организатора, что присуще игровому оборудованию. Кроме того, исходя из текста «Условий проведения стимулирующей лотереи <данные изъяты> розыгрыш не носит характер стимулирующей лотереи, поскольку приобретение данного вида услуги является лишь условием для участия в ней и не нацелено на стимулирование продаж кого-либо товара или услуги в смысле, установленном нормами Гражданского Кодекса РФ о заключении договора купли-продажи и Закона РФ «О защите прав потребителей». Связанная с организацией и проведением азартных игр предпринимательская деятельность ООО <данные изъяты> в помещении по адресу <адрес> проводится в нарушение федерального законодательства об азартных играх и защите прав потребителей.
В судебном заседании помощник прокурора Жигалов на заявленных доводах и требованиях настаивал.
Представитель ООО <данные изъяты> адвокат Мокрушин иск не признал, пояснил, что в г.Очер имеется лотерейный клуб <данные изъяты> в котором осуществляется деятельность по проведению всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи, имеется лотерейное оборудование. Доказательств тому, что это оборудование игровое, прокурором не представлено. Деятельность клуба законная. В данном случае не имеется нарушений закона «О защите прав потребителей», никто из потребителей не пострадал.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Удовлетворяя требования прокурора, суд руководствуется положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и исходит из того, что факт осуществления ООО «Фемида Групп» деятельности по проведению азартных игр под видом стимулирующей лотереи с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов с демонтированным купюроприемником, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку посетителем организованного ООО <данные изъяты>» клуба может быть любой гражданин, проживающий на территории Очерского муниципального района, прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц.
По мнению суда, прокурором обоснованно отношения между ответчиком, предоставляющим услуги в клубе, находящемся в <адрес>, и потребителями этих услуг признаны как отношения, подпадающие под действие закона «О защите прав потребителей». Ст.4 данного Закона установлены требования к качеству товара (работы, услуг). Ст.7 Закона установлено право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). Ст.8, 10 Закона установлены права потребителей на своевременное предоставление достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
В судебном заседании установлено, что ответчик – ООО «Фемида Групп», т.е. лицо, предоставляющее услуги потребителям – жителям Очерского муниципального района - предоставлял недостоверную информацию об осуществляемой деятельности.
Из материалов дела следует, что в клубе, расположенном в <адрес> края, ответчик осуществляет деятельность по проведению всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи <данные изъяты>
Однако данная деятельность не соответствует требованиям Закона «О лотереях» и является деятельностью по организации и проведению азартных игр. В качестве лотерейного оборудования используются модифицированные игровые автоматы с демонтированным купюроприемником.
Согласно «Условий проведения стимулирующей лотереи <данные изъяты> розыгрыш состоит в выявлении внутри лотерейного билета скрытой надписи о размере выигрыша либо его отсутствии. Взятые прокурором в ходе проверки письменные объяснения работников и посетителей клуба подтверждают, что фактически выигрыш либо проигрыш определяется посредством игрового оборудования, при этом никакие лотерейные билеты посетителям не выдаются и не предлагаются.
Размер призового фонда «Условиями» не определен и не доведен до сведения участников, вместе с тем, наличие гарантированного призового фонда, который разыгрывается в обязательном порядке, является основным отличием лотереи от иной азартной игры.
Розыгрыш определяется одномоментно и индивидуально в отношении каждого участника, что является отличительным признаком азартной игры. Выигрыш определяется путем случайностей, по сумме полученных баллов, зависит не от ловкости и умения участника, а от настроек самого автомата, которые в свою очередь владельцем автомата могут быть сведены к такому состоянию, при котором при любых способностях, умениях и навыках игрока результат вероятного выигрыша может быть сведен к нулю, что является отличительным признаком игрового автомата.
Технический регламент на лотерейное оборудование отсутствует, следовательно, отсутствуют признаки, по которым лотерейное оборудование может быть отнесено к таковому, а не к игровому.
Какие-либо правоустанавливающие документы на проведение «Скреч-лотереи», о проведении которой в письменных объяснениях прокурору заявил представитель ООО <данные изъяты> Ермаков, отсутствуют, название лотереи не соответствует названию лотереи, на проведение которой представлен агентский договор.
Порядок организации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей определены Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях".
Данным Законом предусмотрена возможность отзыва выданного организатору лотереи разрешения, в случае нарушения им требований федерального закона или условий проведения лотереи.
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 2 указанного Федерального закона, лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лагерей и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров распространение лотерейных билетов и заключение договоров с лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В соответствии с пп.2 п.3 ст.3 данного Закона стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 07.04.2008 г. № 05-03-08/19 попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации и проведению азартных игр путём модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам:
- понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе от
29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по
организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации» не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей;
- правила испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью
утверждения типа и контроля за их соответствием утверждённому типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24.01.2000г. № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств;
- основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его
функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нём.
Следовательно, игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
Судом установлено, что принцип работы находящихся в клубе ООО <данные изъяты> «лотерейных» автоматов аналогичен принципу работы игрового автомата с денежным выигрышем, имеется компьютерная видеоигра. Основным блоком управления является игровая плата, аналогичная по строению, принципу воспроизведения игровых программ игровой плате игрового автомата с денежным выигрышем, которая содержит под собой скрытые алгоритмы и программы. Единственным отличием является то, что деньги игроком в купюроприемник не опускаются.
Деятельность ООО <данные изъяты> осуществляемая в клубе по адресу <адрес>, не соответствует понятию «лотерея», полностью охватывается понятием и элементами азартной игры.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, в силу ст. 4 Закона, понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.
Согласно ст. 13 Закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается без ограничения срока действия и действует до момента ликвидации соответствующей игорной зоны. В разрешении на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне должна быть указана дата, с которой организатор азартных игр имеет право приступить к осуществлению соответствующей деятельности, а также наименование игорной зоны, в которой такая деятельность может осуществляться.
Статьей 16 Закона прямо предусмотрено, что деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов.
В силу п.п. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по организации и приведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Согласно Федеральному закону «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от 29.12.2006г. №244-ФЗ игорные зоны (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений. Осуществление игорной деятельности возможно только при наличии соответствующей лицензии.
Очерский район не является игорной зоной, разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр ООО <данные изъяты> не имеет.
Учитывая, что действующим Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" проведение азартных игр разрешено лишь в определенных зонах, организация азартных игр и проведение лотерей под их видом на территории Российской Федерации запрещена, в связи с чем организатор лотереи не вправе осуществлять соответствующую деятельность.
Нарушения ООО <данные изъяты> установленных законом ограничений затрагивают интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц и влекут за собой, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ, прекращение деятельности ответчика, организовавшего работу игровых автоматов на территории г. Очёр Пермского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать деятельность по проведению азартных игр под видом стимулирующей лотереи, осуществляемую Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в клубе, <адрес> незаконной.
Обязать ООО <данные изъяты> прекратить деятельность по проведению указанной лотереи в клубе, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения через Очерский районный суд.
Судья И.С. Пименова