УИД № 10RS0017-01-2021-001624-73
Дело №2-22/2022 (2-841/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2022 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сортавала, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Сортавальского городского поселения об обязании совершить определенные действия,
установил:
прокурор города Сортавала Республики Карелия обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сортавальского городского поселения об обязании совершить определенные действия по следующим основаниям.
Прокуратурой города Сортавала проведена проверка соблюдения администрацией Сортавальского городского поселения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено следующее.
<Дата обезличена> и <Дата обезличена> прокуратурой города с привлечением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах осуществлено обследование контейнерных площадок в г. Сортавала (в соответствии со схемой размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Сортавальское городское поселение»). Установлено, что в нарушение п.п. 3, 9, 10 СанПиН 2.1.3684-21, п.п. 10, 11, 12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами контейнерные площадки, расположенные в г. Сортавала по адресам: <Адрес обезличен> не соответствуют предъявляемым требованиям: не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. КГО и иные ТКО, а также строительные отходы складируются навалом около контейнеров, контейнерные площадки не очищены. Специальная площадка не обустроена. Накопление КГО осуществляется в отсутствие бункера или специальной площадки для складирования КГО. Возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку не исключена, действий к организации уборки контейнерной площадки и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз, в случае их загрязнения при погрузке, не организована.
Кроме того, в нарушение п. 8 СанПиН 2.1.3684-21 не обеспечено проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, контейнеров.
Также проверкой установлено, что межевание земельных участков под контейнерные площадки не проведено, границы контейнерных площадок не определены, в муниципальной собственности указанные контейнерные площадки не числятся. Указанное нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, препятствует надлежащему и безопасному накоплению и сбору ТКО, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, способствует распространению инфекционных заболеваний.
Прокурор просит обязать администрацию Сортавальского городского поселения в течение 4 месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, провести работы по обустройству контейнерных площадок по адресам:
- <Адрес обезличен>
<Адрес обезличен>
<Адрес обезличен>
<Адрес обезличен>
<Адрес обезличен>
<Адрес обезличен>
<Адрес обезличен>
<Адрес обезличен>
<Адрес обезличен>
- <Адрес обезличен> – в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно, обустроить контейнерные площадки для накопления ТКО и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов, обустроить контейнерные площадки подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, специальные площадки обустроить подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра,
- обязать администрацию Сортавальского городского поселения в течение 2 месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу: провести межевание земельных участков под контейнерные площадки, определить границы контейнерных площадок, организовать постановку на учет указанных бесхозяйных контейнерных площадок в Управлении Росреестра по Республике Карелия с последующей регистрацией объектов в качестве муниципального имущества;
- обязать администрацию Сортавальского городского поселения в течение 2 месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, организовать проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерных и (или) специальных площадок; организовать очистку контейнерных площадок и (или) специальных площадок после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке.
В судебном заседании <Дата обезличена> прокурор отказался от требований в части обязания администрации Сортавальского городского поселения в течение 2 месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу: провести межевание земельных участков под контейнерные площадки, определить границы контейнерных площадок, организовать постановку на учет указанных бесхозяйных контейнерных площадок в Управлении Росреестра по Республике Карелия с последующей регистрацией объектов в качестве муниципального имущества.
Определением Сортавальского городского суда от <Дата обезличена> производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора г. Сортавала Магомадов А.С.-М., поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации Сортавальского городского поселения Корсакова Е.А., действующая на основании доверенности, по доводам иска возражала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных бытовых отходов, включая очистку и обслуживание контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами. Данные обязанности возложены на управляющие компании в силу закона, в частности ч.1 ст.161 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица ООО «СоюзРемСтрой» Кильдина Н.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск прокурора подержала по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что исходя из ч.3 ст. 30, ч.1 ст.39 ЖК РФ несет бремя содержания только общего имущества многоквартирного дома. Соответственно, собственник помещений в многоквартирном доме несет бремя содержания мест накопления твердых бытовых отходов в том случае, если эти места входят в состав имущества многоквартирного дома, так как тариф утверждается с учетом состава общего имущества многоквартирного дома, и жильцы одного дома не обязаны платить за всех пользователей контейнерной площадки, которая не передана на обслуживание управляющей компании.
Третьи лица – МУ «Городское хозяйство», ООО «Жилищная служба», ООО УК «Эталон», ООО «Комфорт» в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 14, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.ст. 3, 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст.ст. 13, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п.п. 2, 3, 11 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156, определены следующие понятия. Бункер – мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов; крупногабаритные отходы – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах; контейнер – мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; контейнерная площадка – место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156, установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно п.п. 11, 12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе, по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В соответствии с п.8 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.
Согласно п.п. 9, 10 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе, при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Распоряжением администрации Сортавальского городского поселения от <Дата обезличена> утверждена схема размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Сортавальское городское поселение». В соответствии с данной схемой на территории Сортавальского городского поселения установлены следующие места накопления ТКО (адреса контейнерной площадки): <Адрес обезличен>
Решением заместителя прокурора г. Сортавала от <Дата обезличена> помощнику прокурора г. Сортавала Витухину В.В. поручено провести проверку администрации Сортавальского городского поселения по факту нарушений требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления с привлечением к проведению проверки главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах, установлен срок проведения проверки – с августа 2021 г. по <Дата обезличена>
<Дата обезличена> и <Дата обезличена> прокуратурой города с привлечением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах осуществлено обследование контейнерных площадок в г. Сортавала (в соответствии со схемой размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Сортавальское городское поселение», утвержденной Распоряжением администрации Сортавальского городского поселения от 11 февраля 2021 г. №67-0).
Из акта от <Дата обезличена>, составленного помощником прокурора г. Сортавала Витухиным В.В., следует, что контейнерные площадки, расположенные в <Адрес обезличен> по адресам: <Адрес обезличен>) не соответствуют предъявляемым требованиям: не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. КГО и иные ТКО, а также строительные отходы складируются навалом около контейнеров, контейнерные площадки не очищены. Специальная площадка не обустроена. Накопление КГО осуществляется в отсутствие бункера или специальной площадки для складирования КГО. Деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов надлежащим образом не организована, ввиду несвоевременного вывоза отходов происходит их накопление на прилегающей территории. Кроме того, не обеспечено проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, контейнеров. Указанное подтверждается фотоматериалами, приложенными к акту.
Из акта от <Дата обезличена>, составленного помощником прокурора г. Сортавала Витухиным В.В. следует, что контейнерные площадки, расположенные в г. Сортавала по адресам: <Адрес обезличен> не соответствуют предъявляемым требованиям: не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. КГО и иные ТКО, а также строительные отходы складируются навалом около контейнеров, контейнерные площадки не очищены. Специальная площадка не обустроена. Накопление КГО осуществляется в отсутствие бункера или специальной площадки для складирования КГО. Деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов надлежащим образом не организована, ввиду несвоевременного вывоза отходов происходит их накопление на прилегающей территории. Кроме того, не обеспечено проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, контейнеров. Указанное подтверждается фотоматериалами, приложенными к акту.
Из материалов дела следует, что контейнерные площадки, расположенные в г. Сортавала по указанным прокурором адресам, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21, что способствует созданию населением несанкционированных свалок. Недостаточная организация на территории поселения деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов приводит к возникновению несанкционированных свалок. В частности, актом обследования объекта земельных отношений на предмет соблюдения природоохранных требований № 344 от 02 сентября 2021 г., составленным ГКУ РК «Карелприрода», подтверждается, что на территории Сортавальского муниципального района по адресам: <Адрес обезличен> зафиксировано несанкционированное размещение отходов. Видовой состав отходов включает в себя строительные отходы, твердые коммунальные отходы, порубочные остатки.
В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 15 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на соответствующих территориях.
К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО (пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ). Указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ). Вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений и не отнесенные Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ).
Согласно части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом – Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ). При этом, Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. №503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ внесен ряд существенных изменений. В частности, статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ, определяющая полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, изложена в новой редакции. Данными изменениями устанавливаются пределы и формы участия органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в области обращения с ТКО. При этом измененная редакция статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ вступила в силу с 01 января 2019 года.
Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ).
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ, согласно положениям которой, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (далее – Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии – на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Тем самым, с учетом вышеуказанных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако из этого общего правила есть исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах.
Также необходимо учитывать, что надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечивать управление многоквартирным домом (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Так, согласно пункту 26(1) работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в указанный минимальный перечень. Тем самым в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией (или иной организацией, которая управляет многоквартирным домом) (части 2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из представленных суду материалов следует, что 11.02.2021 Распоряжением первого заместителя главы администрации муниципального образования Сортавальское городское поселение №67-О «Об утверждении схемы размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Сортавальское городское поселение», утверждена схема размещения мест накопления твердых бытовых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Сортавальское городское поселение», в последующем распоряжением администрации Сортавальского городского поселения от 27.04.2021 №199-О, №93-О от 26.02.2021, №355-О от 02.08.2021, №467-О от 28.09.2021 вносились изменения в распоряжение администрации Сортавальского городского поселения от 11.02.2021 № 67-О.
Суду представлено Приложение №1 к распоряжению администрации Сортавальского городского поселения №67-О от 11.02.2021 «Об утверждении схемы размещения мест накопления твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Сортавальского городское поселение», которая содержит сведения о наименовании населенного пункта, мест накопления ТКО (адрес контейнерной площадки), источник образования ТКО. Ответчик представил его как Реестр мест накопления ТКО создаваемых в муниципальных образованиях. Вместе с тем, в указанном выше Приложении (Реестре) не содержится сведений о технических характеристиках площадок (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках площадок (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица).
Как указывалось выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из пункта 20 Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании. Соответственно, созданные площадки накопления ТКО должны соответствовать всем нормам требованиям, предусмотренным законом.
Принимая во внимание, что указанные в иске прокурора контейнерные площадки, включены в Реестры мест (площадок) накопления ТКО, сведений о том, что контейнерные площадки созданы (организованы) иными лицами суду не представлено, как и не представлено сведений о собственниках площадок, передаче их иным лицам на обслуживание, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом, суд также учитывает, что перечисленные выше контейнерные площадки обслуживают несколько многоквартирных домов, иных объектов, расположены вне земельных участков многоквартирных домов, часть домов, ближайших к контейнерным площадкам не имеют управляющих компаний.
Так, судом установлено из Приложения <Номер обезличен> к распоряжению администрации Сортавальского городского поселения <Номер обезличен>-О от <Дата обезличена> (Сведения об источниках образования, мест накопления ТКО на территории Сортавальского городского поселения), что определены места накопления ТКО (адреса контейнерных площадок) у многоквартирного дома по <Адрес обезличен>).
При этом, из представленной справки прокуратуры г. Сортавала управляющие компании имеются только в многоквартирных драмах по адресу: <Адрес обезличен>.
Из представленных суду сведений ООО УК «Эталон», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен> оборудован мусоропроводом и мусорокамерой с выкатным контейнером, в состав имущества многоквартирного дома контейнерная площадка не входит.
Из сведений управляющих компаний ООО «Комфорт», ООО УК «Эталон», ООО «Жилищная служба», ООО «СоюзРемСтрой» на обслуживание контейнерные площадки не передавались, не входят в состав имущества многоквартирного дома, находятся за пределами обслуживающей территории многоквартирных домов.
Из представленной схемы расположения контейнерных площадок на плане территории Сортавальского городского поселения видно, что контейнерные площадки расположены в районе расположения нескольких многоквартирных домов.
Принимая во внимание вышеуказанное, суд считает доводы ответчика о возложении обязанностей по содержанию контейнерных площадок на управляющие организации и признании администрации Сортавальского городского поселения ненадлежащим ответчиком, несостоятельными.
Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств устранения выявленных нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения, суд находит требования прокурора об обязании администрации Сортавальского городского поселения провести работы по обустройству контейнерных площадок по адресам: <Адрес обезличен> – в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению с установлением срока для исполнения решения суда – в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Суд считает данный срок обоснованным. Также суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора об обязании администрации Сортавальского городского поселения в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерных и (или) специальных площадок; организовать очистку контейнерных площадок и (или) специальных площадок после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Сортавальского городского поселения в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести работы по обустройству контейнерных площадок по адресам: <Адрес обезличен> – в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно:
- обустроить контейнерные площадки подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки,
- обустроить специальные площадки подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Обязать администрацию Сортавальского городского поселения в течение 2 месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, организовать проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерных и (или) специальных площадок; организовать очистку контейнерных площадок и (или) специальных площадок после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2022 года.