Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2015 г. г. Нижний Новгород
Нижегородский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего - судьи Апановича М.В. при секретаре ФИО1, с участием представителя заявителя ФИО4, представителя жилищной комиссии войсковой части № и командира этой же части капитана ФИО2, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшей военнослужащей указанной части подполковника запаса ФИО3 об оспаривании действий жилищной комиссии войсковой части № и командира этой же части, связанных, соответственно, с отказом в принятии ФИО3 на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по избранному после увольнения мету жительства и утверждением этого решения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась суд с заявлением, в котором просила признать незаконными решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства, а также действия командира этой же части, связанные с утверждением такого решения, обязать жилищную комиссию отменить оспариваемое решение в указанной части и повторно рассмотреть вопрос о принятии её на учёт, а командира войсковой части № обязать утвердить новое решение.
В судебном заседании представитель заявителя Фролова пояснила, что до декабря 2012 года ФИО3 проходила службу в войсковой части №, дислоцированной в <адрес>. В 2002 году её мужу, являвшемуся в то время военнослужащим, МО РФ была выделена субсидия для приобретения жилья, на которую была куплена квартира по адресу <адрес> общей площадью 70,5 кв. метров, которая была оформлена в долевую собственность на ФИО3, её мужа и двоих детей по 1/4 доли каждому. В октябре 2012 года в судебном порядке брак заявителя был расторгнут, после чего, в связи с невозможностью дальнейшего совместного проживания, ФИО3 продала бывшему мужу свою долю в указанной квартире, а тот, в свою очередь, продал ей квартиру по адресу <адрес> общей площадью 27,2 кв. метров, собственником которой она является и в настоящее время.
В декабре 2012 года ФИО3 была переведена для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть №, дислоцированную в <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ она была уволена в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, первый контракт заявителем был заключён в июне 2000 года, продолжительность её военной службы составляет более 14 лет.
В ноябре 2014 года ФИО3 обратилась в жилищную комиссию войсковой части № с заявлением о принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства в <адрес>. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в этом, а командир части утвердил это решение. Основанием для отказа, явилось то, что она является собственником жилого помещения по адресу <адрес> общей площадью 27,2 кв. метров, также она в 2013 году продала принадлежавшую ей 1/4 долю в квартире по адресу <адрес> общей площадью 70,5 кв. метров, чем намерено ухудшила свои жилищные условия, а пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ в настоящее время не истёк, кроме того, в соответствии с ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина нескольких жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности вопрос о принятии таких граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, на ФИО3 же, с учётом имеющейся у неё в собственности квартиры и проданной доли в другой квартире приходится 44, 87 кв. метров, что более учётной нормы, установленной в <адрес>.
Данный отказ она считает незаконным, поскольку продажа доли в квартире была обусловлена расторжением брака, а покупка квартиры - невозможностью в короткие сроки совершить обмен жилыми помещениями. Такие действия не могут быть признаны намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку после их совершения она стала собственником <адрес>,25 кв. метров, то есть не лишилась собственности и не уменьшила её размер. Кроме того, по её мнению, в соответствии с действующим законодательством, ФИО3 имеет право на получение жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, так как оформила обязательство о передаче принадлежащей ей квартиры в собственность государства после предоставления ей жилья в <адрес>, обеспечение же заявителя жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства является самостоятельным правом, не зависящим от наличия у неё жилья в собственности.
Представитель жилищной комиссии войсковой части № и командира этой же части капитан Цыпышев в судебном заседании требования ФИО3 не признал и пояснил, что жилищная комиссия на законных основаниях отказала ей в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, а командир утвердил такое решение, поскольку заявитель обеспечена жильём по установленным нормам.
Из копии послужной карты, справки из войсковой части №, выписки из приказа командира войсковой части № № л/с от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО3 уволена в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, исключена из списков войсковой части № с этой же даты, её выслуга составляет более 14 лет, первый контракт заключила в 2000 году.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права, ФИО3 имеет в собственности жилое помещение по адресу <адрес> общей площадью 27,2 кв. метров.
Из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО3 отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях на основании того, что ею представлены документы, не подтверждающие право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обоснован отказ тем, что ФИО3 является собственником жилого помещения по адресу <адрес> общей площадью 27,2 кв. метров, также в 2013 году продала принадлежавшую ей 1/4 долю в квартире по адресу <адрес> общей площадью 70,5 кв. метров, чем намерено ухудшила свои жилищные условия, а пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ в настоящее время не истёк, кроме того, в соответствии с ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина нескольких жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности вопрос о принятии таких граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях рассматривается исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, на заявителя же, с учётом имеющейся у неё в собственности квартиры и проданной доли в другой квартире приходится 44, 87 кв. метров, что более учётной нормы, установленной в <адрес>.
Копией паспорта подтверждается, что ФИО3 зарегистрирована по адресу <адрес>.
Согласно постановления городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, учётная норма жилого помещения, установленная в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 8 кв.метров общей площади, приходящейся на долю каждого проживающегося.
Оценив мнения заявителя, его представителя, представителя жилищной комиссии войсковой части №, командира этой же части и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает данное заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 ЖК РФ, федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 12 ЖК РФ, определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, также относится к компетенции органов государственной власти РФ.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма содержатся в ст. 51 ЖК РФ, которая гласит, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 является собственником жилого помещения по адресу <адрес> общей площадью 27,2 кв. метров, что выше учётной нормы, установленной в <адрес>, в связи с чем она не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях.
Утверждение ФИО3 о том, что она оформила обязательство о передаче в собственность государства принадлежащей ей квартиры и потому имеет право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, суд признаёт несостоятельным, поскольку именно на момент рассмотрения вопроса о принятии заявителя на указанный учёт её жилищные условия должны соответствовать требованиям, указанным в ст. 51 ЖК РФ.
Рассмотрев заявление представителя заявителя о том, что предоставление жилья по избранному после увольнения месту жительства является самостоятельным требованием, не зависящим от обеспеченности ФИО3 жильём по месту службы, суд признаёт его несостоятельным, поскольку оно противоречит действующему законодательству.
Суд считает, что не имеют какого - либо правового значения ссылки заявителя на необходимость продажи доли в квартире в связи с расторжением брака, обусловленность покупки другой квартиры невозможностью в короткие сроки совершить обмен жилыми помещениями, а также на то, что такие действия не могут быть признаны намеренным ухудшением жилищных условий в качестве оснований для признания незаконным отказа в принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, поскольку ФИО3 является собственником жилого помещения и обеспечена жильём по установленным нормам.
На основании изложенного, суд признаёт законными и обоснованными решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО3 в принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, а также действия командира этой же части, связанные с утверждением такого решения, в связи с чем отказывает ФИО3 в удовлетворении её заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196, 198, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░
░.░. ░░░░░░░░