К делу №2-2116/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2021 года г.Шахты,Ростовской области
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., с участием адвоката Пахомовой И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бойченко С.С., Араловой Н.Г. к Администрации г.Шахты об установлении фактов принятия наследства, включении в состав наследственного имущества жилого дома, признании права собственности на доли жилого дома, хозяйственного строения и земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска Бойченко С.С. и Аралова Н.Г. сослались на следующие обстоятельства: жилой дом общей площадью 100,1 кв.м., кухня общей площадью 13,5 кв.м., гараж с погребом общей площадью 18,8 кв.м. и земельный участок площадью 680 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, числятся за ФИО2 и ФИО3
27.09.2019 года умерла ФИО2 После ее смерти открылось наследство в виде ? доли указанного недвижимого имущества. Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО2 являются супруг умершей ФИО3, сын Бойченко С.С. и дочь от первого брака Аралова Н.Г.
02.03.2020 года умер ФИО3 После его смерти открылось наследство в виде 2/3 долей недвижимого имущества по вышеуказанному адресу.
Бойченко С.С. приходится сыном ФИО3 и является после его смерти наследником по завещанию, удостоверенному 14.10.2019 года нотариусом Шахтинского нотариального округа Ростовской области Мироновой Е.Б.
Бойченко С.С. с заявлением о принятии наследства после смерти отца не обращался, но фактически принял наследство, так как в установленный законом шестимесячный срок вступил во владение наследственным имуществом, в том числе обеспечив его сохранность, нес расходы по оплате коммунальных платежей.
Для оформления своих наследственных прав истцам необходимо в судебном порядке установить факт принятия наследства после смерти своих родителей. Других наследников по закону первой очереди после смерти ФИО2 и ФИО3 нет.
Кроме того, истцы не могут получить свидетельство о праве на наследство, поскольку жилой дом после реконструкции не введен в эксплуатацию. Жилой дом литер «М,м,м1» объединен с кухней литер «Ж,ж1», в результате чего изменилась его общая площадь с 78,4 кв.м. до 100, 1 кв.м.; жилой дом литер «Е,п/Е,е1» общей площадью 28,4 кв.м. снесен.
Заключением №49 Департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г.Шахты от 02.03.2021 года подтверждается, что строительные конструкции реконструированного индивидуального жилого дома литер «М,м,м1,Ж,ж1» общей площадью 100,1 кв.м. по адресу: <адрес>, находятся в работоспособном состоянии, соответствует требованиям санитарных, противопожарных, строительных и других норм, действующих на территории РФ. Размещение здания удовлетворяет требованиям СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Объект размещается в границах отведенного земельного участка и не выходит за его пределы.
На основании изложенного, истцы просят суд установить факт принятия наследства ФИО3, Бойченко С.С. и Араловой Н.Г. открывшегося после смерти 27.09.2019 года ФИО2; установить факт принятия наследства Бойченко С.С. открывшегося после смерти 02.03.2020 года ФИО3; включить в состав наследственного имущества ФИО2, умершей 27.09.2019 года, и ФИО3, умершего 02.03.2020 года, жилой дом общей площадью 100,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; признать за Бойченко С.С. право собственности на 5/6 долей жилого дома общей площадью 100,1 кв.м., гаража с погребом общей площадью 18,8 кв.м. и земельного участка площадью 680 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>; признать за Араловой Н.Г. право собственности на 1/6 долю жилого дома общей площадью 100,1 кв.м., гаража с погребом общей площадью 18,8 кв.м. и земельного участка площадью 680 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Истцы Бойченко С.С. и Аралова Н.Г. в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя Пахомовой И.К.
Представитель истцов - адвокат Пахомова И.К., действующая на основании доверенностей и ордера, в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала.
Представитель Администрации г.Шахты в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, допросив свидетелей, суд полагает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капительного строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.12-19) и справки АО «Ростехинвентаризация - Федеральное «БТИ» (л.д.20) следует, что право собственности на жилой дом площадью 78,4 кв.м., земельный участок площадью 680 кв.м., кухню общей площадью 13,5 кв.м., гараж с погребом общей площадью 18,8 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, зарегистрировано за ФИО2 и ФИО1 по ? доле за каждым.
Из технического паспорта на жилой дом следует, что жилой дом литер «М,м,м1» был объединен с кухней литер «Ж,ж1», в результате чего изменилась общая площадь дома с 78,4 кв.м. до 100,1 кв.м.
В соответствии с техническим заключением, выполненным ООО АКБ» 14.01.2021 года, обследованный двухэтажный жилой дом литер «М,м,м1,Ж,ж1» по <адрес> размещается в границах отведенного земельного участка и не выходит за его пределы. Строительные конструкции двухэтажного жилого дома с мансардой находятся в работоспособном состоянии, соответствуют требованиям санитарных, противопожарных, строительных и других норм, действующих на территории РФ. Обследованное здание соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащихся в иных документах, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Заключением №49 Департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г.Шахты от 02.03.2021 года и заключением ООО «АКБ» подтверждается, что строительные конструкции реконструированного индивидуального жилого дома литер «М,м,м1,Ж,ж1» общей площадью 100,1 кв.м. по адресу: <адрес>, находятся в работоспособном состоянии, соответствует требованиям санитарных, противопожарных, строительных и других норм, действующих на территории РФ. Размещение здания удовлетворяет требованиям СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Объект размещается в границах отведенного земельного участка и не выходит за его пределы.
Поскольку произведенная реконструкция жилого дома литер «М,м,м1,Ж,ж1» общей площадью 100,1 кв.м. по адресу: <адрес>, соответствует строительным нормам, судом не установлено, что произведенная реконструкция жилого дома нарушает законные интересы других лиц, создает угрозу их жизни или здоровью, суд полагает сохранить жилой дом литер «М,м,м1,Ж,ж1», расположенный по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии - общей площадью 100,1 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м.
27.09.2019 года умерла ФИО2 (свидетельство о смерти IV -АН № от ДД.ММ.ГГГГ); 02.03.2020 года умер ФИО3 (свидетельство о смерти IV-АН № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации суд полагает включить в состав наследственного имущества ФИО2, умершей 27.09.2019 года, и ФИО3, умершего 02.03.2020 года, жилой дом общей площадью 100,1 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право наследования, предусмотренное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
В соответствии с требованиями ст.218 ГК РФ основаниями приобретения права собственности является переход права собственности в случае смерти гражданина на принадлежащее ему имущество по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
27.09.2019 года умерла ФИО2 (свидетельство о смерти IV -АН № от ДД.ММ.ГГГГ). 02.03.2020 года умер ФИО3 (свидетельство о смерти IV-АН № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Согласно п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. В силу п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
При этом в соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с ч.1 ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Завещание - личное распоряжение гражданина на случай его смерти о переходе его передаваемых по наследству имущественных и личных неимущественных прав к назначенным им наследникам, сделанное в пределах, допускаемых законом, и облеченное в установленную законом форму.
Как установлено судом, завещанием от 14.10.2019 года, удостоверенным и зарегистрированным нотариусом Шахтинского нотариального округа Ростовской области Мироновой Е.Б. в реестре за №, ФИО3 сделал следующее распоряжение: все его имущество, какое на момент его смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы таковое ни заключалось и где бы оно ни находилось завещал Бойченко С.С.
Таким образом, наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО2 являются ее супруг ФИО3, сын Бойченко С.С. и дочь от первого брака Аралова Н.Г.; наследником первой очереди по завещанию после смерти ФИО3 является его сын Бойченко С.С.
По сведениям нотариуса Шахтинского нотариального округа Ростовской области Мироновой Е.Б. от 20.04.2021 года, наследственных дел после смерти ФИО2 и ФИО3 по состоянию на 20.04.2021 года по данным Единой информационной системы нотариата не зарегистрировано.
Согласно домовой книге, Бойченко С.С. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, на момент смерти 27.09.2019 года его супруги ФИО2
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО8 пояснила, что она живет через пять дворов от истцов, являются соседями, знала супругов Бойченко 50 лет, проживавших по <адрес>. ФИО2 – мать Бойченко С.С. и Араловой Н.Г.; ФИО3 – отец Бойченко С.С. и отчим Араловой Н.Г. Также свидетель пояснила, что ФИО2 умерла в сентябре 2019 года, ФИО1 – в марте 2020 года. Истцы оба хоронили ФИО1 и ФИО2 После их смерти истцы ухаживают за домом, поддерживают огород в надлежащем состоянии.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО9 пояснила, что истцов знает около 40 с лишним лет, знала ФИО2 и ФИО1, проживавших по <адрес>. В сентябре 2019 года умерла ФИО2, в марте 2020 года - ФИО1 После их смерти истцы похоронили родителей, осуществляют уход за домом, других наследников нет.
Согласно п.9 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, в том числе и факт принятия наследства.
Таким образом, судом установлено, что ФИО3, Бойченко С.С. Аралова Н.Г. в соответствии с требованиями ст.1153 ГК РФ фактически приняли наследство после смерти 27.09.2019 года ФИО2; истец Бойченко С.С. в соответствии с требованиями ст.1153 ГК РФ фактически принял наследство после смерти 02.03.2020 года отца ФИО3, право собственности Бойченко С.С., как наследника по завещанию на принадлежавшее умершему ФИО3 имущество возникло в силу открытия наследства со дня его открытия.
На основании изложенного, суд полагает установить факт принятия наследства ФИО3, Бойченко С.С., Араловой Н.Г. после смерти 27.09.2019 года ФИО2; установить факт принятия наследства ФИО1 после смерти 02.03.2020 года отца ФИО3
Поскольку величина доли умершей ФИО2 в спорном домовладении равна ?, то величина долей в наследуемом имуществе ее наследников - супруга ФИО3, сына Бойченко С.С. и дочери Араловой Н.Г. составила по 1/6 доле за каждым (1/2 доля :3).
Величина доли умершего ФИО3 в спорном домовладении составила 2/3 доли (принадлежащая ему ? доля + 1/6 доля после смерти его супруги ФИО2).
Таким образом, доля истца Бойченко С.С. в наследуемом домовладении по адресу: <адрес>, составляет 5/6 долей (1/6 доля после смерти матери ФИО2 + 2/3 доли после смерти отца ФИО1), доля истца ФИО4 составила 1/6 (после смерти матери ФИО2)
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 264 ГПК РФ, ст. ст. 218, 1154 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
Включить в состав наследственного имущества ФИО2, умершей 27.09.2019 года, и ФИО3, умершего 02.03.2020 года, жилой дом общей площадью 100,1 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Установить факт принятия наследства ФИО3, Бойченко С.С., Араловой Н.Г. после смерти 27.09.2019 года ФИО2.
Установить факт принятия наследства Бойченко С.С. после смерти 02.03.2020 года отца ФИО3.
Признать за Бойченко С.С., <данные изъяты>, право собственности на 5/6 долей жилого дома литер «М,м,м1,Ж,ж1», общей площадью 100,1 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м., гаража с погребом общей площадью 18,8 кв.м., земельного участка площадью 680 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Признать за Араловой Н.Г., <данные изъяты>, право собственности на 1/6 долю жилого дома литер «М,м,м1,Ж,ж1», общей площадью 100,1 кв.м., жилой площадью 46,9 кв.м., гаража с погребом общей площадью 18,8 кв.м., земельного участка площадью 680 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 04.06.2021 года.
Судья: