Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5856/2023 ~ М-5785/2023 от 07.11.2023

2а-5856/2023

73RS0001-01-2023-006578-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2023 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд в составе судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Екатерине Анатольевне, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

административный истец Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обратился в суд с настоящим административным иском.

В обоснование требований административный истец указал следующее.

До 01.01.2023 уполномоченным органом на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в субъектах Российской Федерации являлось Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-УРО ФСС РФ, региональное отделение). В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правления ПФР от 12.12.2022 № 378п «О переименовании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области» с 01.01.2023 правопреемником ГУ-УРО ФСС РФ является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

ГУ-УРО ФСС РФ являлось должником в исполнительном производстве от ДД.ММ.ГГГГ , возбужденным судебным приставом - исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Екатериной Анатольевной на основании исполнительного листа серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданного согласно решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29.09.2023 по гражданскому делу №2-4740/23 по иску прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области в интересах Рахматуллова Рашита Хайдаровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Ленинский районный суд г.Ульяновска решением от 29.09.2023 обязал ГУ-УРО ФСС РФ обеспечить Рахматуллова Рашита Хайдаровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническим средством реабилитации: <данные изъяты> в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ

Должником предпринимались меры, направленные на обеспечение Рахматуллова Р.Х. техническими средствами реабилитации, размещались запросы о предоставлении ценовой информации: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ценовые предложения на которые не поступали, либо поступали в количестве, не позволяющем начать процедуры закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ДД.ММ.ГГГГ в рамках госконтракта Рахматуллову Р.Х. было сформировано направление со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на получение <данные изъяты>

Однако ДД.ММ.ГГГГ МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесло постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 руб. (в отделение поступило 10.2023 ).

ОСФР по ульяновской области не согласно с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора, поскольку данный документ является мерой юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа.

Отделением, в сроки, установленные исполнительными документами, приняты меры в дамках Закона №181-ФЗ, Закона №44-ФЗ и др. нормативно-правовых актов необходимые и достаточные для обеспечения взыскателя и, как следствие, исполнения исполнительного документа и судебного акта, что свидетельствует об отсутствие вины. Отделением предоставлены соответствующие пояснения и доказательства в адрес МОСП.

Постановлением судебного пристава –исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Абакумовой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ с Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб.

В случае взыскания с регионального отделения исполнительского сбора в размере 50 000 руб., указанная сумма будет произведена из бюджетных средств, выделенных ОСФР по Ульяновской области на обеспечение инвалидов TCP, что повлечет в дальнейшем нарушение прав получателей TCP (инвалидов) при размещении заказов на официальном сайте на поставку и изготовление TCP, что выразится в сокращении бюджетных средств, выделенных региональному отделению на обеспечение TCP инвалидов, которые носят строго целевой характер.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Объем средств, предусматриваемый в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию мер по обеспечению инвалидов TCP, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, определяется строго в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, и численности инвалидов - получателей этих средств.

Административный истец просит освободить его от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя Абакумовой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание стороны не явились, извещались. Суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон по делу.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).

Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).

В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.105 Закон «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Ленинский районный суд г.Ульяновска решением от 29.09.2023 обязал ГУ-УРО ФСС РФ обеспечить Рахматуллова Рашита Хайдаровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническим средством реабилитации: <данные изъяты> в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ

Решение суда вступило в законную силу, взыскателем был получен исполнительный лист, который предъявлен для исполнения в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства - в отношении должника Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в части возложения на него обязанности обеспечить Рахматуллова Р.Х. техническими средствами реабилитации по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ должнику предложено исполнить требования исполнительного документа в пятидневный срок с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В связи с неисполнением указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Абакумовой Е.А. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.

Данное постановление вынесено в строгом соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Вместе с тем, оценив представленные доказательства, суд считает требование административного истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Объем средств, предусматриваемый в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию мер по обеспечению инвалидов TCP, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, определяется строго в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, и численности инвалидов - получателей этих средств.

Бюджет СФР согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 14.07.2022 года №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования РФ» относятся к бюджетам бюджетной системы РФ. Средства бюджетного Фонда являются собственностью РФ, не входят в состав других бюджетов, изъятию не подлежат.

Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда. Как следует из материалов дела, возможность исполнения решение суда поставлена в зависимость от государственного финансирования.

Учитывая временные затраты на целевое финансирование, необходимость соблюдения требований и процедуры, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» единовременное исполнение решения суда для должника в рамках исполнительного производства в установленные постановлением от ДД.ММ.ГГГГ сроки являлось затруднительным.

Согласно материалам дела стороной должника по исполнительному производству предпринимались действия по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. Сведений об уклонении должником по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат.

На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу, что у административного истца отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии возможности освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

административный иск Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Екатерине Анатольевне, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Екатерины Анатольевны от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Алексеева

срок принятия решения в окончательной форме 20.12.2023 года

2а-5856/2023 ~ М-5785/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОСФР по Ульяновской области
Ответчики
СПИ МОСП по ИОИП УФССП России по Ульяновской области Абакумова Е.А.
УФССП России по Ульяновской области
Другие
Рахматуллов Р.Х.
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Алексеева Е. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация административного искового заявления
08.11.2023Передача материалов судье
09.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее