Дело № 2-888/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2013 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ракутиной Т.О.,
при секретаре Кулешовой Д.В.,
с участием представителя истца Салахиевой Э.Г.,
представителя ответчика ГУ МВД России по Пермскому краю Волкова А.С.,
представителя ответчика Управления МВД России по г. Перми Пешина Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора города Перми к Главному управлению МВД России по Пермскому краю, Управлению МВД России по г. Перми о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, указывая, что в ходе проведенной проверки Прокуратурой города Перми совместно с ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю» и Инспекцией пожарной безопасности ЦАХ и ТО ГУ МВД России по Пермскому краю в Центре для содержания иностранных граждан Управления МВД России по г. Перми выявлены нарушения исполнения санитарного и противопожарного законодательства. С учетом уточненного искового заявления просит признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Пермскому краю по ненадлежащему финансированию специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке Центра по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Перми; возложить на ГУ МВД России по Пермскому краю обязанность в течении 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить Управлению МВД России по г. Перми денежные средства, на устранение нарушений санитарного и противопожарного законодательства, выявленных в специальном приемнике для содержания, лиц, арестованных в административном порядке Центра по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Перми; возложить на Управления МВД России по г. Перми обязанность в течении 3-х месяцев со дня поступления денежных средств создать в помещениях под номерами №, №, №, №, №, №, №, № №, согласно техническому паспорту нежилого помещения расположенного по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, а именно: оборудовать камеры индивидуальными спальными местами (кроватями), тумбочками, бачками с питьевой водой, радиоточками; обеспечить требования приватности – унитазы разместить в отдельных кабинах с дверями; коридоры, лестничные площадки 2-го этажа здания, расположенного о <адрес> оборудовать аварийным и эвакуационным освещением, выполнить эвакуационное освещение от светильников с автономным источником питания, вывесить знаки пожарной безопасности: расположение эвакуационных выходов, направление эвакуации, размещении противопожарного оборудования; проводить обслуживание имеющихся установок автоматической пожарной сигнализации по договору с организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования в рамках уточненного искового заявления поддержала в полном объеме.
Представитель Главного Управления МВД России по Пермскому краю, Управления МВД России по г. Перми исковые требования не признали, пояснили, что финансирование, выделяемое из федерального бюджета, является недостаточным для надлежащего соблюдения норм санитарного и пожарного законодательства в Центре Управления МВД России по г. Перми, по мере поступления средств принимаются меры для устранения выявленных недостатков.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной Прокуратурой города Перми совместно с ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю», а также Инспекцией пожарной безопасности ЦАХ и ТО ГУ МВД России по Пермскому краю, соблюдения санитарно - гигиенического состояния, противоэпидемического режима, а также требований пожарной безопасности в Центре для содержания иностранных граждан Управления МВД России по г. Перми выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время функции по содержанию иностранных граждан, подлежащих выдворению или депортации за пределы РФ возложены на специальный приемник для лиц, арестованных в административном порядке ЦИАЗ Управления МВД России по г. Перми (л.д.82).
Иностранные граждане и лица без гражданства содержатся в помещения в здании по <адрес>, что подтверждается ответом заместителя начальника полиции Управоеня МВД по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81).
Согласно справкам по результатам проверки и списка содержащихся иностранных граждан, иностранные граждане и лица без гражданства содержатся в камерах под номерами №, №, №, №, №, №, №, №, 11 соответствующие номерам помещений, согласно техническому паспорту нежилого здания, расположенного по <адрес>, под номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Порядок и условия содержания граждан при отбывании ими административного ареста регулируются Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 г. №726 (далее Положение).
Согласно п.6 Положения, камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами МВД Российской Федерации.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым должны быть созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Правилами внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской федерации от 22.11.2005 №950 (далее - Правила), установлено, что подозреваемыми обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, столом, скамейками, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Соответственно указанные требования распространяются и на содержание граждан в Центре.
В ходе проведенной проверки прокуратурой г. Перми установлено, что в центре имеется 11 камер, предназначенных для содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению или депортации за пределы РФ. Помещения камер не соответствуют требованиям, предусмотренным действующим законодательством, приведенным выше. В частности, камеры оборудованы нарами и не имеют индивидуальных спальных мест (нет кроватей), отсутствуют тумбочки, бачки с питьевой водой. Искусственное освещение во всех камерах ниже нормативного. Не соблюдены требования приватности, унитазы и умывальные размещены не в отдельных кабинах с дверями. К умывальным в камерах не подведена горячая вода.
В нарушение требований ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» камеры не обеспечены средствами радиовещания, в них не установлены радиоточки.
В ходе проверки также выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждается предписанием от 20.04.2011 №36 инспекции пожарной безопасности ЦАХ и ТО ГУ МВД России по Пермскому краю.
Так, в нарушение ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 18.06.2003 №313 (далее - ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащего защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №315 (далее - НПБ 110-03), не все помещения здания спецприемника защищены системой автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.
В нарушение правил «СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 №783, эвакуационное освещение не выполнено от светильников с автономным (аккумуляторным) источником питания.
Коридоры, лестничные клетки не оборудованы аварийным и эвакуационным освещением (п.3 ППБ-01-03, СНиП 21-01-97).
В коридорах и на лестничных клетках не вывешены знаки пожарной безопасности: расположение эвакуационных выходов, направление эвакуации, размещение противопожарного оборудования (НПБ 160-97 Нормы пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды размеры, общие технические требования», утвержденные Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, введены в действие приказом ГУ ГПС МВД Росси от 24.07.1997 №46).
Отсутствует договор с организацией, имеющей лицензию на обслуживание имеющихся установок автоматической пожарной сигнализации (п. 96 ППБ 01-03).
Доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, суду ответчиками на день вынесения решения не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, требования, заявленные прокурором города Перми, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии с п.п. 19 п. 10 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми, утвержденного приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 26.07.2011 № 771, УМВД: обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование; вправе в соответствии с п.п. 4 п.11 Положения осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении территориального органа (л.д.27-38).
В соответствии с п.п.38, 39 п.12 раздела 2 Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.04.2011 №274, осуществляет материально-техническое обеспечение Главного управления, подчиненных органов и организаций, обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований; является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с п.п.20 п.12 раздела 2 Положения о Главном Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми, утвержденного приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 27.04.2011 №274, именно ГУМВД обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.
В соответствии с п.п.38, 39 Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении типового Положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» Территориальный орган, которым является ГУМВД России по Пермскому краю, осуществляет материально-техническое обеспечение территориального органа, подчиненных органов и организаций; является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Невыполнение требований приведенных выше норм действующего законодательства влечет за собой существенное нарушение прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в Центре.
Сам по себе факт отсутствия финансирования из федерального бюджета не исключает обязанность ответчиков соблюдать требования закона о порядке и условиях содержания граждан при отбывании ими административного ареста, то есть ответчики не должны допускать нарушения прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в Центре, принимать исчерпывающие меры к устранению имеющихся нарушений.
Доводы представителя Управления МВД России по г. Перми о том, что ранее Свердловским районным судом г. Перми уже было вынесено решение по аналогичным требованиям, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае речь идет о создании бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности для иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся на 2-м этажа здания, расположенного по <адрес>. Кроме того, решением Свердловского районного суда г. Перми от 09.01.2013 г. возложена обязанность на ответчиков в связи с выявлением иных нарушений в Центре по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Перми.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Пермскому краю по ненадлежащему финансированию специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке Центра по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Перми.
Возложить на ГУ МВД России по Пермскому краю обязанность в течении 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить Управлению МВД России по г. Перми денежные средства, на устранение нарушений санитарного и противопожарного законодательства, выявленных в специальном приемнике для содержания, лиц, арестованных в административном порядке Центра по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Перми.
Возложить на Управления МВД России по г. Перми обязанность в течении 3-х месяцев со дня поступления денежных средств создать в помещениях под номерами №, №, №, №, №, №, № № №, согласно техническому паспорту нежилого помещения расположенного по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, а именно: оборудовать камеры индивидуальными спальными местами (кроватями), тумбочками, бачками с питьевой водой, радиоточками; обеспечить требования приватности – унитазы разместить в отдельных кабинах с дверями; коридоры, лестничные площадки 2-го этажа здания, расположенного о <адрес> оборудовать аварийным и эвакуационным освещением, выполнить эвакуационное освещение от светильников с автономным источником питания, вывесить знаки пожарной безопасности: расположение эвакуационных выходов, направление эвакуации, размещении противопожарного оборудования; проводить обслуживание имеющихся установок автоматической пожарной сигнализации по договору с организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – Т.О. Ракутина