Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-975/2020 ~ М-1006/2020 от 16.11.2020

УИД 28RS0008-01-2020-001729-60

Дело №2-975/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2020 года                           г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,

при секретаре Гришиной В.В.,

с участием истца Силака В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силака В.Ю. к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Амурской области, комитету по управлению муниципальным имуществом Зейского района о признании права собственности в силу приобретательной давности,

УСТАНОВИЛ:

Силак В.Ю. обратился в суд с настоящим иском к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Амурской области и комитету по управлению муниципальным имуществом Зейского района, в котором просит признать за ним право собственности на трактор марки «<данные изъяты>» без регистрационного знака, заводской номер <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты> и обязать отдел Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г.Зея и Зейскому району зарегистрировать указанный трактор за ним в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В обоснование иска указал, что в марте 2011 года он на авторынке г.Благовещенска Амурской области приобрёл трактор «<данные изъяты> без регистрационного знака, заводской номер <данные изъяты> номер двигателя <данные изъяты> Лицо, продавшее трактор ему неизвестно, ранее с продавцом он не был знаком, после приобретения трактора он продавца не видел. Трактор купил на основании устного соглашения за 100000 рублей, каких-либо письменных договора или документов, связанных с приобретением спорного трактора они с продавцом не составляли, поскольку трактор не был зарегистрирован и поставлен на регистрационный учёт, а технический паспорт и какие-либо другие правоустанавливающие документы на трактор отсутствовали. С момента приобретения трактора он осуществляет добросовестное, открытое и непрерывное владение и пользование им, как своей собственностью, производил текущий ремонт и осуществлял его регулярное техническое обслуживание, оплачивал необходимые расходы на его содержание, использовал трактор для вспашки огородов и дачных участков и в других целях. За период владения трактором, более 9 лет никто из третьих лиц не проявлял к нему интерес, на оформление права собственности на трактор не претендовал. 20 февраля 2020 года он обратился с заявлением в государственную инспекцию Гостехнадзора о регистрации спорного трактора и постановке его на учёт, однако в регистрации ему было отказано, в связи с отсутствием паспорта на трактор.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва на иск следует, что 20 февраля 2020 года Силак В.Ю. обратился в государственную инспекцию Гостехнадзора по г.Зея и Зейскому району с заявлением о регистрации колесного трактора марки «<данные изъяты>». В соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утв. Минсельхозпродом РФ от <данные изъяты> года в государственной регистрации трактора марки «<данные изъяты>» отказано в связи с отсутствием паспорта самоходной машины. При рассмотрении заявления был осмотрен трактор марки <данные изъяты>», в отношении которого заявитель истребовал регистрацию, в ходе осмотра установлено: трактор марки «<данные изъяты>» регистрационного знака не имеет, заводской номер <данные изъяты>, № двигателя <данные изъяты>, установить год выпуска не представляется возможным, № коробки передач отсутствует, наработку моточасов трактора установить не представляется возможным, трактор находится в исправном техническом состоянии, на учёте в инспекции Гостехнадзора не состоит, в розыске не значится. По заявлению Силака В.Ю. ему был выдан акт осмотра трактора и справка. Полагает, что в случае установления судом доказательств, подтверждающих право собственности Силака В.Ю. на вышеуказанный трактор, заявление о признании права собственности на трактор «<данные изъяты> без регистрационного знака, заводской номер <данные изъяты>, № двигателя <данные изъяты>, подлежит удовлетворению, возражений против удовлетворения рассматриваемого заявления не имеет.

Представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, свидетелей, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путём признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

Согласно ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

На основании ч.1 ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Так, согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу п.1 ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьёй, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Из пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владением является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признаётся открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признаётся непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.

По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. (п.16)

В соответствии с п.1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утверждённых Минсельхозпродом России 16.01.1995 года в ред. от 26.06.2014 года государственной регистрации, учёту в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Пункт 3 ст.15 и п.3 ст.16 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» связывают допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещают регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, а также в отношении владельцев транспортных средств, не осуществивших обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом.

Законодательство не содержит иных оснований отказа в регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора, в том числе запрета на регистрацию транспортного средства собственником, приобретшим его на основании договора купли-продажи в случае, когда регистрация транспортного средства (постановка на технический учёт) не была осуществлена продавцом.

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ №938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» в редакции от 26.04.2020 года регистрацию транспортных средств - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) на территории РФ осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

В силу ст.3 постановления Правительства РФ №938 от 12.08.1994, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учёта транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Из пункта 4 Правительства РФ №938 от 12.08.1994 следует, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом «действующий», оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся также в Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утверждённых Минсельхозпродом России 16.01.1995 года в ред. от 26.06.2014 года.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15.05.1995 №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ, с 1 сентября 1995 года. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

В соответствии с п.2 названного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что паспорта выдаются органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию РФ до 1 сентября 2001 года, а также полученные от Вооруженных Сил и других войск РФ, при предъявлении их к регистрации.

В соответствии с п.2.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утверждённого Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, предусмотрено, что Государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.

Из искового заявления и пояснений истца следует, что в марте 2011 года он на авторынке г.Благовещенска Амурской области приобрёл трактор марки «<данные изъяты> 48» без регистрационного знака, заводской номер <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты> у неизвестного лица за 100000 рублей, при этом какие-либо документы по купле-продаже транспортного средства они не оформляли, поскольку трактор не был зарегистрирован в установленном законом порядке и поставлен на регистрационный учёт, а технический паспорт и какие-либо другие правоустанавливающие документы на трактор отсутствовали.

20 февраля 2020 года истец обратился с заявлением в государственную инспекцию Гостехнадзора г.Зея и Зейского района о регистрации транспортного средства трактора и постановке его на учёт.

21 февраля 2020 года в регистрации спорного трактора истцу было отказано в связи с отсутствием паспорта самоходной машины.

Из акта государственного технического осмотра машины от 20 февраля 2020 года следует, что государственным инженером-инспектором Гостехнадзора проведён государственный технический осмотр трактора колёсного, марки «<данные изъяты> без регистрационного знака, заводской номер <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты>, в качестве заключения указано, что трактор исправен, кроме того, указано, что данный трактор на учёте в инспекции не состоит.

Как следует из справки отдела инспекции Гостехнадзора по г.Зея и Зейскому району от 21 февраля 2020 года, трактор колёсный «<данные изъяты>», заводской номер <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты> в инспекции Гостехнадзора Амурской области не регистрировался, в розыске не значится.

Из показаний свидетелей ФИО3 и ФИО4 следует, что они на протяжении многих лет знакомы с Силаком В.Ю., им достоверно известно, что уже около 10 лет у него в собственности имеется колесный трактор, синего цвета, импортного производства, название трактора они не знают. Трактор находится по месту жительства Силака В.Ю. - <адрес> стоит у него в огороде. Они неоднократно обращались к нему с просьбой вспахать огород.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец на протяжении более пяти лет открыто и непрерывно, добросовестно владеет трактором колёсным марки «<данные изъяты>», без государственного регистрационного знака, заводской номер <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты>, как своим собственным, несёт бремя его содержания, производит необходимый ремонт, обеспечивает сохранность указанного движимого имущества, в течении всего этого времени никакое иное лицо не предъявляло своих прав на спорное имущество и не проявляло к нему интереса.

При таких обстоятельствах имеются основания для признания права собственности истца на указанный им буровой агрегат в силу приобретательной давности.

Разрешая требования о возложении на отдел Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г.Зея и Зейскому району обязанности зарегистрировать указанный трактор за ним в установленном законодательством Российской Федерации порядке суд исходит из следующего.

Пунктом 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утверждённых Минсельхозпродом России 16.01.1995 года в ред. от 26.06.2014 установлено, что машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учёта в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.

Машины регистрируются за физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства (на срок временного проживания), указанному в паспорте собственника машины, а за юридическими лицами - по их юридическому адресу (п.2.2 Правил).

Согласно п.2.8.6 названных Правил регистрация приобретённых машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учёте (кроме указанных в п.2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учёта по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются:

2.8.6.1. Выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право, как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приёмки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платёжные документы.

2.8.6.2. Документы, подтверждающие совершение сделок в простой письменной форме в соответствии с частью первой п.2 ст.161 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданами между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от общей суммы сделки.

При регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном частью первой п.1 ст.161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершённых в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п.2.8.6.1 настоящих Правил.

2.8.6.3. Нотариально удостоверенные документы (договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, свидетельство о праве собственности и наследования имущества, договор раздела наследственного имущества, договор раздела совместно нажитого имущества между супругами, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и их совместное заявление о разделе и перерегистрации машины на одного из них и другие, предусмотренные ст.163 Гражданского кодекса Российской Федерации).

2.8.6.4. Судебные документы (решения судов).

2.8.6.5. Постановления таможенных органов.

2.8.6.6. Документы, выдаваемые органами социальной защиты населения.

2.8.6.7.Другие документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (п.2.8 Правил).

В соответствии с п.2.15 Правил регистрации, эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается. Ввод в эксплуатацию без свидетельства о регистрации и паспорта самоходной машины является нарушением действующего законодательства.

Таким образом, наличие паспорта является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

Учитывая вышеизложенное, у инспектора гостехнадзора отсутствовала возможность объективно установить факт возникновения у истца права собственности на имущество, о регистрации которого им заявлено, в связи с чем, в совершении регистрационных действий истцу было отказано.

Вместе с тем, отсутствие у истца регистрации транспортного средства и паспорта на него ограничивает право истца как собственника на пользование спорным трактором. Указанное право истца подлежит судебной защите и является основанием для удовлетворения требований истца об обязании ответчика зарегистрировать трактор марки «<данные изъяты>», без государственного регистрационного знака, заводской номер <данные изъяты> номер двигателя <данные изъяты> в органах Гостехнадзора с выдачей паспорта транспортного средства установленного образца.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.8 ГК РФ и с учётом разъяснений, содержащихся в абз.2 п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», решение суда является основанием произвести Инспекции регистрацию спорного трактора.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Силака В.Ю. удовлетворить.

Признать за Силаком В.Ю. право собственности на трактор марки «<данные изъяты>», без регистрационного знака, заводской номер <данные изъяты> номер двигателя <данные изъяты>, в силу приобретательной давности.

Обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Амурской области в лице отдела инспекции по г.Зея и Зейскому району зарегистрировать трактор марки <данные изъяты>», без регистрационного знака, заводской номер <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты>, с выдачей регистрационных документов.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                     С.Н. Куприянова

Мотивированное решение составлено 07 декабря 2020 года.

Судья

2-975/2020 ~ М-1006/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Силак Вячеслав Юрьевич
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным имуществом Зейского района
Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, отдел инспекции по г. Зея и Зейскому району
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Куприянова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
16.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2020Передача материалов судье
17.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее