№2-186/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2014 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Потехиной О.Б., при секретаре Крашенинниковой Н.А., с участием представителя истца- ст.помощника прокурора ЗАТО г.Железногорск Рябых И.А., представителя ответчика: Администрации ЗАТО г.Железногорск- Чайка С.В., представителя третьего лица- МКУ «Управление образования»- Головкина В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск, Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-развлекательный центр «Горный» о признании незаконным бездействия по не обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения и возложении обязанности восстановить ограждение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г.Железногорск на основании ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск, Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей « Детский оздоровительно-развлекательный центр «Горный» (далее по тексту МАОУ ДОД ДООЦ «Горный») о признании незаконным бездействия по не обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения и возложении обязанности восстановить ограждение. Указал, что в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории ЗАТО Железногорск, проведенной прокуратурой ЗАТО Железногорск установлено, что ограждение территории МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» частично повреждено, что не соответствует требованиям ст.2 Конституции РФ, Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона РФ «Об образовании», Федеральному Закону «О противодействии терроризму», Федеральному Закону «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1204-03 «Гигиена детей и подростков. Оздоровительные учреждения. Сантирно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 №20, п.2.1 «Руководящего документа 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденных МВД РФ 06.11.2002.
Отсутствие антитеррористической защищенности учреждения, являющейся объектом массового пребывания людей, влечет нарушение прав обучающихся, находящихся на территории МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Поскольку муниципальное образование ЗАТО г.Железногорск является учредителем МОАУ ДОД ДООЦ «Горный», прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г.Железногорск, МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» по необеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения и обязать МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить ограждение по всему периметру МАОЛ ДОД ДООЦ «Горный».
В ходе судебного производства по гражданскому делу прокурор ЗАТО Железногорск уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» по необеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения и обязать МАОУ ДОД ОДООЦ «Горный» в срок до 31 мая 2014 года восстановить ограждение по всему периметру МАОУ ДОД ДООЦ «Горный», а в случае отсутствия соответствующего финансирования образовательной организации, обязать администрацию ЗАТО Железногорск произвести финансирование восстановления ограждения территории МАОУ ДОД ДООЦ «Горный».
В судебном заседании ст.помощник прокурора ЗАТО г.Железногорск Рябых И.А. поддержал исковые требования с учетом их уточнения сославшись на доводы изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ЗАТО г.Железногорск Чайка С.В. в судебном заседании не оспаривала, что ограждение территории МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» частично повреждено, а также и то, что финансирование установления ограждения должно быть осуществлено из бюджета ЗАТО Железногорск, поддержала доводы письменного возражения на иск, согласно которым ответчик возражает против установления срока о котором просит прокурор 31.05.2014 г., поскольку установление ограждения требует выполнения определенных работ (проектирование, непосредственно установка ограждения) с выделением необходимых финансовых средств из бюджета ЗАТО Железногорск, а бюджет ЗАТО Железногорск на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов уже утвержден и исполняется.
Представитель ответчика МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» Клестова М.С. извещенная о времени и месте слушания дела надлежащим образом в судебном заседании не присутствовал, в своем отзыве указала, что в соответствии с Уставом МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» учредителем является МО ЗАТО Железногорск. Финансирование в виде субсидий в рамках муниципального задания в 2013 году МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» не выделялось, просила дело рассмотреть без их участия.
Представитель третьего лица- МКУ «Управление образования» Головкин В.Г. в судебном заседании пояснил, что информация о состоянии антитеррористической защищенности учреждений ЗАТО Железногорск предоставляется в Администрацию ЗАТО Железногорск. Однако в связи с дефицитом бюджета устранение недостатков возможно только при выделении дополнительных средств, что отражено в письме Главы ЗАТО Железногорск от 19.09.2013 года на имя исполняющего обязанности начальника МУ МВД России по ЗАТО Железногорск Самарина Н.А. МКУ «Управление образования» в соответствии с п. 2.2.2 Устава содействует развитию и эффективному функционированию муниципальных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования детей, а также МКУ ГМЦ на территории ЗАТО Железногорск. В 2011 году МКУ «Управление образования» в адрес Администрации ЗАТО Железногорск направлено письмо о потребностях образовательных учреждений в ограждении территорий для включения в соответствующую целевую программу, но в связи с дефицитом местного бюджета данная потребность удовлетворена не была. Кроме того аналогичное обращение было направлено главой ЗАТО г.Железногорск в Совет муниципальных образований Красноярского края. Однако позиция исполнения требований актов антитеррористической защищенности не учитывалась в краевых долгосрочных целевых программах, так как к исполнению принимались только предписания контрольно- надзорных органов.
Выслушав доводы участвующих лиц, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно пункту 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п.8 ч.1, ч.2, ч.4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся наряду с прочим включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся.
В соответствии с п.2 ч.6, ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положений ч.1 ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В силу ст.ст.139,140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу части 1 ст. 38 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
Согласно п. 2.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «СанПиН 2.4.4.1204-03. Гигиена детей и подростков. Оздоровительные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.2003 и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 N 20 (далее по тексту "СанПиН 2.4.4.1204-03. 2.4.4.) земельный участок загородного оздоровительного учреждения делится на территорию основной застройки и вспомогательную территорию.
При проектировании и строительстве новых загородных оздоровительных учреждений размеры территории основной застройки следует принимать из расчета 150 - 200 м2 на 1 место.
Территория основной застройки загородного оздоровительного учреждения делится на зоны: жилую, культурно-массовую, физкультурно-оздоровительную, медицинскую, административную, хозяйственную и технического назначения. Участок основной застройки загородного оздоровительного учреждения должен иметь ограждение высотой не менее 0,9 м и не менее двух въездов (основной и хозяйственный); иметь наружное искусственное освещение не менее 10 лк (на земле) (п.2.6 СанПиН 2.4.4.1204-03).
Согласно требованиям ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму- как деятельность органов местного самоуправления по устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 2.1 Руководящего документа 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", утвержденного МВД РФ 06.11.2002, инженерно-техническая укрепленность объекта: совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.
Согласно п.5.1.5 указанного документа ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток.
На основании Распоряжения Администрации ЗАТО г.Железногорска от 06.03.2008 г. №3р-з МОУ ДОД ДООЛ «Горный» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок 201843 кв.м расположенного в границах участка, адрес ориентира: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, ул. Кантатская, 14.
Согласно п.1.1 Устава МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» является муниципальным автономным образовательным учреждением.
Согласно п.2.2. Устава МАОУ ДОД ДООЦ «Горный «Учреждение» является некоммерческой организацией, созданной МО ЗАТО Железногорск Красноярского края для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления ЗАТО Железногорск в сфере образования. По статусу Учреждение является автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей, по виду: детским оздоровительно- образовательным центром.
В соответствии с п.1.3 Устава МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» учредителем Учреждения является муниципальное образование ЗАТО Железногорск, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация ЗАТО г.Железногорск.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных положений нормативных актов ограждение территории оздоровительного учреждения МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» площадью 201843 кв.м, расположенной в границах участка, адрес ориентира: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, ул. Кантатская, 14- частично повреждено.
Суд полагает, что наличие стационарного ограждения вокруг образовательного учреждения является одним из показателей защищенности объекта, а потому установку ограждения следует отнести, в том числе и к мерам по противодействию терроризму. Несоблюдение ответчиками указанных требований законодательства свидетельствует о непринятии мер по повышению антитеррористической защищенности и усилению безопасности образовательного учреждения.
При этом, восстановление ограждения образовательного учреждения отвечает и требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", поскольку направлено на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса и отдыха, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации и установленных обстоятельств, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействие Администрации ЗАТО г.Железногорск и МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» по не обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, а также требования прокурора, заявленные к МАОУ ДОД ОДООЦ «Горный» о возложении обязанности восстановить ограждение по всему периметру МАОУ ДОД ДООЦ «Горный», а в случае отсутствия соответствующего финансирования образовательной организации, обязать администрацию ЗАТО Железногорск произвести финансирование восстановления ограждения территории МАОУ ДОД ДООЦ «Горный».
При определении срока исполнения возложенной обязанности, учитывая возражения представителя ответчика и третьего лица, суд полагает разумным установить срок для установления ограждения по всему периметру МАОУ ДОД ДООЦ «Горный» - до 31.05.2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора ЗАТО г.Железногорск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г. Железногорск, Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-развлекательный центр «Горный» по не обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения- Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-развлекательный центр «Горный», в части не восстановления ограждения по всему периметру Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-развлекательный центр «Горный».
Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-развлекательный центр «Горный» восстановить ограждение по всему периметру территории Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-развлекательный центр «Горный», расположенной в границах участка, адрес ориентира: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, ул. Кантатская, 14 в срок до 31 мая 2015 года, в случае отсутствия соответствующего финансирования образовательной организации обязать Администрацию ЗАТО Железногорск Красноярского края произвести финансирование восстановления ограждения территории Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-развлекательный центр «Горный» в тот же срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 17 февраля 2014 года.
Судья Железногорского городского суда О.Б. Потехина