<номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Крикун А.Д.,
при секретаре Пеньковой О.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шелестова Д. И. к Министерству образования и молодежной политики <адрес обезличен>, Министерству имущественных отношений <адрес обезличен> о признании права на включение в сводный список для получения жилого помещения по категории «дети-сироты», обеспечении жилым помещением,
установил:
Шелестов Д.И. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес обезличен>, Министерству образования и молодежной политики <адрес обезличен> о признании права на включение в сводный список для получения жилого помещения по категории «дети-сироты», обеспечении жилым помещением.
В обоснование заявленных требований истец указал, что истец родился в <адрес обезличен>, его родителями являются отец: Шелестов И. Д., мать - Шелестова Н. И., о чем в книге регистрации актов о рождении <дата обезличена> произведена запись за <номер обезличен>, место регистрации Новоромановский с\совет <адрес обезличен>.
<адрес обезличен> совета народных исполнительного комитета <номер обезличен> Шелестов Д.И. был определен в детский дом, по причине того, что его мать Шелестова Н.И. <дата обезличена> выбыла без в снятия с учета в неизвестном направлении, отец - Шелестов И.Д. находился на лечении в ЛТП.
Решением Арзгирского народного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> Шелестова Н. И. лишена родительских прав в отношении сына - Шелестова Д. И., а истец был передан Арзгирскому РайОНО.
В период с <дата обезличена> и по <дата обезличена> Шелестов Д.И. являлся воспитанником государственного образовательного учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа» <адрес обезличен>.
Кроме того он является инвали<адрес обезличен> группы.
С <дата обезличена> по <дата обезличена> он обучался в СУПК ПТУ -1 <адрес обезличен>, где находился на полном государственном обеспечении, проживал в общежитии.
В 1995 г. он нашел мать по месту моего рождения в <адрес обезличен>. Мать жила у сожителя и жилья у нее также не было. Она была больна и сразу после помещения больницу умерла.
В период с 1995 г. по 2005 г. истец был дважды осужден и находился в местах лишения свободы.
В 2016 году решением Ипатовского районного суда от <дата обезличена> отец истца - Шелестов И. Д. 1928 года рождения был объявлен умершим в апреле 1978 года, после чего получено свидетельство о его смерти.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> Шелестов Д.И. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в очередь среди детей сирот за <номер обезличен>.
Поскольку свободного жилья на территории <адрес обезличен> не имеется, он обратился с заявлением об обеспечении жильем в Министерство образования и молодежной политики <адрес обезличен>.
Однако Министерство образования и молодежной политики <адрес обезличен> не включило его в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>, о чем его уведомили <дата обезличена>, поскольку он достиг 23 лет и поэтому более не может претендовать на жилье.
С принятым решением истец не согласен, поскольку по уважительным оказался причинам он не мог ранее стать на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем по категории из числа детей – сирот.
Согласно сведений ГУП СК "<адрес обезличен>имущество» от <дата обезличена> Шелестов Д.И. в числе собственников объектов недвижимости на территории <адрес обезличен> не значится.
В судебное заседание истец Шелестов Д.И. не явился, заявления в суд о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало, о причинах неявки суду не сообщил, судебные извещения вернулись в суд с отметкой «истек срок хранения».
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В связи с чем, суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Кроме того, согласно ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Органы организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения.
Судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах.
Поскольку судебные уведомления ответчикомполучены по адресу нахождения филиала юридического лица, а именно: <адрес обезличен>, пл. Ленина, <адрес обезличен>, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель истца адвокат Снапкова О.А. исковые требования поддержала, просила суд в их удовлетворить, привела доводы аналогичные указанным выше.
Суд, выслушав позицию представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от <дата обезличена> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещений признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 5 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок установления факта невозможности проживания лиц данной категории в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден приказом министерства образования <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-пр.
<адрес обезличен> <номер обезличен>-кз от <дата обезличена> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес обезличен> отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии со ст. <адрес обезличен> от 05.07.2007г. <номер обезличен>-кз «О специализированном жилом фонде <адрес обезличен>» жилые помещения детям указанной категории предоставляются в соответствии с <адрес обезличен> от 16.03.2006г. <номер обезличен>-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 7 Закона <номер обезличен>-кз детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти <адрес обезличен> в области управления жилищным фондом <адрес обезличен> однократно предоставляются: благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно требованиям п. 10 Закона <номер обезличен>-кз по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов,- квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона <номер обезличен>-кз дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение являются расходными обязательствами <адрес обезличен>.
Согласно п.п. 5 и <адрес обезличен> <номер обезличен>-кз орган исполнительной власти <адрес обезличен>, осуществляющий управление в сфере образования формирует список детей указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на основании сведений о лицах указанной категории, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес обезличен>.
Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена>. <номер обезличен>-п утвержден Порядок предоставления лицам указанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>, которым установлено, что обязанности по формированию указанного списка с <дата обезличена>. возложены на министерство образования <адрес обезличен>, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что решение о предоставления лицам вышеуказанной категории благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> принимается уполномоченным органом исполнительной власти в области управления жилищным фондом - министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен>.
Приказом министерства образования <адрес обезличен> от 20.12.2012г. <номер обезличен>-пр утвержден Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно п. 2 указанного Порядка с целью формирования указанного списка органы местного самоуправления до 01 января и до 01 июля предоставляют сведения в министерство образования <адрес обезличен>, о принятом решении министерство уведомляет органы местного самоуправления.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что родителями Шелестова Д.И. являлись Шелестов И. Д. и Шелестова Н. И., что подтверждается свидетельством о рождении от <дата обезличена>. (л.д.4)
Решением Арзгирского народного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> Шелестова Н. И. лишена родительских прав в отношении сына - Шелестова Д. И.. Ребенок передан Арзгирскому РайОНО. (л.д.16)
Отец Шелестова Д.И. объявлен умершим в апреле 1978 года, что подтверждается решением Ипатовского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена>, свидетельством о смерти II-ДН <номер обезличен>, выданном <дата обезличена>. (л.д.25-227, 28).
В период с <дата обезличена> и по <дата обезличена> Шелестов Д.И. являлся воспитанником государственного образовательного учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа» <адрес обезличен>. (лд.24)
С <дата обезличена> по <дата обезличена> он обучался в СУПК ПТУ -1 <адрес обезличен>.
В 1990 году истец достиг совершеннолетия.
В период с 1995 г. по 2005 г. Шелестов Д.И. был дважды осужден и находился в местах лишения свободы, о чем свидетельствует справка <номер обезличен> от <дата обезличена>. (л.д.22-23)
Постановлением администрации муниципального образования <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> Шелестов Д.И. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в очередь среди детей сирот за <номер обезличен>. (л.д.29-30)
Как указано в извещении администрации муниципального образования <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> Шелестов Д.И. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и занесен в книгу учета по регистрационным номером 1770, среди детей сирот <номер обезличен>. (л.д.31)
Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в порядке, устанавливаемом <адрес обезличен> (постановление Правительства Ставропольского края от <дата обезличена> <номер обезличен>-п) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере имущественных отношений.
Указанные лица включаются в Список по достижении возраста 14 лет.
Жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Министерство образования и молодежной политики <адрес обезличен> отказало во включении его в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>, поскольку он достиг 23 лет, т.е. утратил статус лица из числа детей-сирот, о чем свидетельствует уведомление от <дата обезличена> (л.д.32)
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от <дата обезличена> N 102-О, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как в прежней, так и в новой редакции закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечение данных лиц жильем в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от <дата обезличена> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что Шелестов Д.И. обратился с заявлением об обеспечении жильем в Министерство образования и молодежной политики <адрес обезличен> в 2016 году. На момент подачи заявления Шелестову Д.И. исполнилось 43 года.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку гарантируемая мера социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью предоставляется до достижения указанными в законе лицами 23-летнего возраста, на момент вступления в силу ФЗ -159 от <дата обезличена> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истцу было более 23 лет, следовательно действие данного Федерального закона на него не распространяется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Шелестова Д. И. к Министерству образования и молодежной политики <адрес обезличен>, Министерству имущественных отношений <адрес обезличен> о признании права на включение в сводный список для получения жилого помещения по категории «дети-сироты», обеспечении жилым помещением отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.08.2018г.
Судья А.Д.Крикун