п. Октябрьский 5 августа 2013 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,
с участием прокурора Демьяненко Н. В.,
заявителя ФИО1,
представителей заявителя ФИО8, ФИО7,
представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района <адрес> ФИО9,
при секретаре Хамиевой З. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению ФИО1 об обжаловании решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района об отказе в регистрации кандидата,
У С ТА Н О В И Л:
Решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы главы городского поселения - главы администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края.
Информация о назначении выборов опубликована в газете «Вперед» от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором просит отменить Решение Территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района Пермского края (далее по тексту - ТИК) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации его кандидатом на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения и обязывании зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы городского поселения-главы администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он уведомил Территориальную избирательную комиссию Октябрьского муниципального района о своем выдвижении на должность главы городского поселения-главы администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, представил соответствующее заявление, а также все необходимые документы, подтверждающие сведения, изложенные в заявлении. ДД.ММ.ГГГГ представил в ТИК Октябрьского района первый финансовый отчет кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ за № ТИК Октябрьского района было принято Решение об отказе в его регистрации на указанную выборную должность в связи с тем, что им не представлены необходимые документы в соответствии с законом, для уведомления о выдвижении и (или) регистрации (подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ), а именно: документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий); документ, подтверждающий сведения о том, что кандидат является ФИО3 (Справка из представительного органа об исполнении обязанностей ФИО3 на непостоянной основе); копия Свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений (часть 4 статьи 29 Закона Пермского края от 13 марта 2008 года №208-ПК); первый финансовый отчет в полном объеме, а именно отсутствует документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда». С вынесенным решением не согласен, так как им в ТИК Октябрьского района были предоставлены все необходимые документы в сроки установленные законом, считает решение ТИК об отказе в регистрации в кандидаты на должность главы городского поселения-главы администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края незаконным и подлежащим отмене.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании доводы заявления поддержал, дополнил, что в ТИК ему никаких образцов заполнения документов не давали и не разъяснили порядок подачи документов для регистрации в качестве кандидата. Просил отменить Решение Территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения ФИО1, зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы городского поселения-главы администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края.
Представитель заявителя ФИО7 просил требования ФИО1 удовлетворить по доводам, изложенным в письменных объяснениях.
Представитель заявителя ФИО8 просила требования ФИО1 удовлетворить, дала пояснения аналогичные объяснениям истца.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО9, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Прокурор в заключении полагал, что заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, показания свидетелей, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования ФИО14 не являются законными и обоснованными и не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. При этом настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, в Пермском крае порядок организации и проведения выборов выборных должностных лиц органов местного самоуправления, избираемых непосредственно населением, а также гарантии реализации гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и на выборные муниципальные должности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, определяются Законом Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае", другими федеральными законами, Уставом Пермского края, другими законами Пермского края, а также уставами муниципальных образований.
Согласно п.п. 1-3 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
В соответствии с п. п. 1, 1.1 ст. 38 указанного закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Порядок регистрации кандидата предусмотрен ст. ст. 28 - 33 Закона Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае". В соответствие с которыми о выдвижении кандидата избирательная комиссия, организующая выборы, уведомляется в установленном настоящим Законом порядке.
Избирательная комиссия, организующая выборы, считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата.
Вместе с заявлением, указанным в части 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию, организующую выборы, должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указанные сведения представляются по форме согласно приложению к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Если кандидат не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и(или) в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящей частью, это также указывается в заявлении о согласии баллотироваться.
Согласно ст. 32 указанного закона для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 45 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в комиссию, организующую выборы, следующие документы:
подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей);
протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей);
информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2-3 статьи 28 настоящего Закона (если такие изменения имеются);
решение о выдвижении кандидата (в случае, указанном в части 2 статьи 33 настоящего Закона);
первый финансовый отчет кандидата.
Согласно ст. 33 Закона № 208-ПК при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате и представленные в соответствии с частью 4 статьи 29 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В силу положений п.п. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные основания для отказа в регистрации установлены п. 3 ч. 8 ст. 33 Закона Пермского края от 13 марта 2008 года N 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае" (далее Закон Пермского края от 13 марта 2008 года N 208-ПК).
Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Все документы, представленные ФИО1 и находящиеся вТерриториальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района Пермского края былиистребованы судом и их копии находятся в материалах дела.
В судебном заседании были допрошены свидетели.
Свидетель ФИО10 пояснила, что вместе с ФИО1 ходила в ТИК Октябрьского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. Рядом с кабинетом ТИК никакого информационного стенда не видела, если бы он был, то она бы его увидела. ФИО1 приходил в ТИК узнать, какие документы необходимо представить для регистрации в качестве кандидата на выборную должность. ФИО1 сразу же написал заявление, ему выдали разрешение на открытие счета, больше никаких документов не давали. После открытия счета они вновь, около 15 часов, пришли в ТИК. ФИО1 представил в ТИК финансовый отчет, документы из банка, документы о работе и ему выдали 2 уведомления о получении документов. На то, что время в уведомлениях стояло разное, они не обратили внимание.
Свидетель ФИО11 пояснил, что он является зарегистрированным кандидатом на выборную должность от избирательного объединения «Пермское региональное отделение ПП ЛДПР». Он и ФИО1 были выдвинуты этим объединением кандидатами на выборные должности. После проведении конференции им были выданы одинаковые пакеты документов для сдачи в ТИК, в том числе и Свидетельство о регистрации Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР, выданной ИФНС по Пермскому краю, указанное Свидетельство им сдано в ТИК Октябрьского муниципального района вместе с финансовым отчетом на 1 листе, каких либо дополнительных требований ТИК к нему по поводу финансового отчета и Свидетельства о регистрации политической партии не предъявляла. Информационный стенд установлен на стене рядом с кабинетом ТИК, на нем расположена информация по выборам. Бланки финансового отчета и других документов им были получены в ТИК.
Свидетель ФИО12 пояснил, что он является зарегистрированным кандидатом на выборную должность, баллотируется в первый раз. Он обратился в ТИК Октябрьского муниципального района, где ему были разъяснены порядок предоставления документов и предоставлены образцы документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата. Он видел информационный стенд, но какая там была информация, не помнит. Он оформил доверенность на супругу, она от его имени собрала все необходимые документы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы главы городского поселения-главы администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края. Информация о назначении выборов опубликована в газете «Вперед» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109, 137-141).
ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 15 минут ФИО1 уведомил Территориальную избирательную комиссию Октябрьского муниципального района о выдвижении кандидатом на должность главы городского поселения - главы администрации Октябрьского городского поселения избирательным объединением «Пермское региональное отделение Политической партии ЛДПР», представив заявление о согласии баллотироваться (л.д. 52).
Одновременно с заявлением ФИО1 о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского поселения - главы администрации Октябрьского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ им в 12 часов 15 минут в ТИК были предоставлены документы: копия паспорта (л.д. 59-61), копия документа об образовании – диплом (л.д. 58), копия удостоверения ФИО3 Октябрьского муниципального района, (л.д. 55), выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередной партийной конференции Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР (л.д. 56); сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (л.д. 84-86), копия Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, выданного УФНС по Пермскому краю (л.д. 53); образец эмблемы и печати избирательного объединения «Пермское региональное отделение Политической партии ЛДПР» (л.д.54), копия Устава ПП ЛДПР, О чем указано в Подтверждении ТИК в получении документов (л.д. 62).
Предоставление указанных документов кандидатом в ТИК ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 15 минут не оспаривается сторонами.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 10 минут в ТИК для регистрации были предоставлены: документы, подтверждающие сведения об основном месте работы или службы: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица ~OOO «МеталКомплектСервис» (л.д. 71), копия свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица 000 «МеталКомплектСервис» (л.д. 70), копия решения учредителя от ДД.ММ.ГГГГ ООО «МеталКомплектСервис» о назначении генеральным директором (л.д. 63), первый финансовый отчет на 1 листе (л.д.64); уведомление об открытии избирательного счета на 1 листе (л.д.72); копия договора специального избирательного счета на 2 листах (л.д. 65-66); выписка из лицевого счета на 1 листе (л.д. 69), о чем указано в Подтверждении ТИК в получении документов (л.д. 88).
Предоставление указанных документов кандидатом в ТИК ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 10 минут также не оспаривается сторонами.
Решением Территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения отказано на основании того, что в представленных кандидатом ФИО1 для уведомления о выдвижении и (или) регистрации документах отсутствуют документы, необходимые в соответствии с законом, для уведомления о выдвижении и (или) регистрации (подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N2 67-ФЗ), а именно:
- документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий);
- документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения о том, что кандидат является депутатом (Справка из представительного органа об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе);
- копия Свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений (часть 4 статьи 29 Закона Пермского края от 13 марта 2008 года N2 208-ПК);
- первый финансовый отчет в полном объеме, а именно отсутствует документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда» (л.д.14).
ФИО1, обосновывая незаконность решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ №, указывает, что в избирательную комиссию были представлены необходимые документы, подтверждающие его основное место работы, а именно копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица OOO «<данные изъяты>», копия Свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица ООО «<данные изъяты> копия Решения учредителя от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» о назначении генеральным директором. Заявитель и его представители также указывают, что предоставление документов на выдвижение кандидатом заняло много времени в связи с перерывом на обед и необходимостью открыть специальный избирательный счет, оба Подтверждения в получении документов были получены в 15 час. 10 мин., но в одном документе было проставлено время 12 час.15 мин., что не соответствует действительности. До получения Подтверждений в получении документов ФИО1 были представлены документы подтверждающие сведения об основном месте работы. Следовательно, у ТИК не имелось оснований отказывать заявителю в регистрации кандидатом по этому основанию.
Изучив представленные Подтверждения в получении документов от кандидата от ДД.ММ.ГГГГ от 12 час. 15 мин. и от 15 час. 10 мин., суд считает, что документы, подтверждающие сведения об основном месте работы не были представлены вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться ФИО14 были представлены иные документы, указанные в Подтверждении, в котором указано время получения документов 12 час. 15 мин..
Согласно Подтверждения от ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 10 мин. ТИК были получены от ФИО1 документы, в том числе документы об открытии специального избирательного счета и первый финансовый отчет, который предоставляется для регистрации кандидатом. Следовательно, имеются основания полагать, что указанные в Подтверждении от 15 час. 10 мин. документы были представлены уже для регистрации в качестве кандидата на выборную должность. Таким образом, нет оснований полагать, что предоставление в ТИК заявления о согласии баллотироваться вместе с необходимыми документами длилось с 12 час.15 мин. до 15 час. 10 мин..
Документами дела подтверждается, что в заявлении о согласии баллотироваться, ФИО1 указал место работы занимаемую должность - директор ООО «Метал Комплект Сервис», в подтверждение этого ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 15 минут вместе с заявлением документы, подтверждающие основное место работы, представлены не были.
Из п. 2 ст. 33 Федерального закона 67-ФЗ следует, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Судом установлено, что ФИО1 в нарушение требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением о согласии баллотироваться в Территориальную избирательную комиссию не были представлены документы, подтверждающие указанные им в заявлении сведения об основном месте работы.
Заявитель указывает на то, что им дополнительно при регистрации ДД.ММ.ГГГГ были представлены документы, подтверждающие сведения об основном месте работы, однако, согласно положениям части 3 ст. 33 Закона Пермского края № 208 ПК кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Указанная норма закона не представляет кандидату возможность дополнительно представлять документы, которые не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и регистрации.
Не подтверждение рода занятий соответствующими документами является основанием для отказа заявителю в регистрации по подп. "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
ФИО1 также считает необоснованным решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации в связи с не предоставлением Свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного федеральным органом исполнительной власти, поскольку им в территориальную избирательную комиссию было представлено Свидетельство о регистрации избирательного объединения Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР. Указанные доводы заявителя суд считает несостоятельными по следующим основаниям:
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливает в качестве основания для отмены решения о регистрации кандидата несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с п. 16 ст. 38 Федерального закона 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 29 Закона Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК избирательное объединение вправе выдвинуть только одного кандидата. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона Пермского края от 13.03.2008 N 208-ПК кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет в комиссию, организующую выборы, протокол (либо выписку из протокола) с решением съезда (конференции, собрания, иного уполномоченного органа в соответствии с уставом) избирательного объединения о выдвижении кандидата, в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных участников соответственно съезда, конференции, общего собрания, заседания иного органа избирательного объединения;
2) число участников, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидата;
3) решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению;
4) дата принятия решения.
Одновременно с этим документом в комиссию представляются: копия свидетельства о регистрации избирательного объединения, копия зарегистрированного устава избирательного объединения.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом специального порядка их регистрации.
Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что одним из документов, который должен представить кандидат в избирательную комиссию является Свидетельство о государственной регистрации избирательного объединения.
Из материалов дела следует, что кандидат ФИО1 был выдвинут избирательным объединением Пермским региональным отделением Политической партии ЛДПР. Однако, в соответствии с законом ФИО1 Свидетельства о государственной регистрации Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР в ТИК представлено не было.
Представленная ФИО1 копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице - Пермское региональное отделение Политической партии ЛДПР, выданного Управлением Федеральной налоговой службы по Пермскому краю не является документом, требуемым законом поскольку подтверждает сведения о внесении изменений в запись о юридическом лице.
В силу закона кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно положениям ч. 3 ст. 33 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ПК кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.
Таким образом, непредставление требуемого законом документа является существенным нарушением закона, что служит основанием для отказа в регистрации по п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона 67-ФЗ.
Доводы ФИО1 о том, что представленный им финансовый отчет соответствует требованиям законодательства, несостоятельны по следующим основаниям.
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.
Согласно ст. 55 Закона Пермского края № 208 ПК кандидат представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, финансовые отчеты о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью: 1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона Пермского края № 208 ПК, порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета устанавливается избирательной комиссией Пермского края по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией, организующей выборы.
Решением ТИК Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Примерная Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств при проведении выборов главы городского поселения. В соответствии с указанным Решением № и Примерной инструкции отчеты предоставляются по форме, приведенной в приложениях №, 8а, с приложением сведений согласно разделам финансового отчета, приведенным в Приложениях №, 2а (л.д. 89-106).
Приложение N 8 поименовано как "Финансовый отчет", а приложение N 2 - как "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата", из указанного следует, что финансовый отчет включает два самостоятельных документа: "Финансовый отчет" и "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата.
Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 10 минут не представлен документ "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, на что указано в оспариваемом решении ТИК от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с вышеуказанными нормами закона, в связи с чем, отказ в регистрации кандидата по п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона 67-ФЗ являлся правомерным. Доводы представителей заявителя, что Примерная инструкция носит рекомендательный характер, финансовый отчет был предоставлен в комиссию, была лишь нарушена форма документа и он представлен не в полном объеме суд считает несостоятельными, поскольку ко всем кандидатам предъявляются одни и те же требования, в противном случае будет нарушен принцип равенства кандидатов, установленный положениями п. 1 ст. 39 Федерального закона № ФЗ. Обязательность применения порядка и форм учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, установленных избирательной комиссией Октябрьского муниципального района, обусловлена положениями ч. 7 ст. 53 Закона Пермского края № 208 ПК.
Доводы истца о том, что должностными лицами ТИК ему не были разъяснены правила уведомления и регистрации кандидата, отсутствовал информационный стенд с соответствующей информацией по выборам, суд считает несостоятельными, поскольку из показания свидетелей следует, что информационный стенд с размещенной на ней информацией по выборам имеется, вся необходимая информация должностными лицами ТИК доводится до кандидата.
ФИО1 также считает необоснованным решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации в связи с не предоставлением документов, подтверждающих, что он является депутатом. Данные доводы суд считает обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона 67-ФЗ если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа... Вместе с заявлением кандидат представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о том, что кандидат является депутатом.
Материалами дела установлено, что кандидат ФИО1 при уведомлении избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ одновременно с заявлением о согласии баллотироваться указал, что он является депутатом, в подтверждение указанных сведений представил копию удостоверения Депутата Земского Собрания пятого созыва 2011 года -2016 года по избирательному округу №, заверенного подписью Председателя территориальной избирательной комиссии и гербовой печатью ТИК Октябрьского муниципального района.
Суд считает, что представленное ФИО1 удостоверение ФИО3, выданное Территориальной избирательной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает статус ФИО1 как депутата Земского Собрания пятого созыва 2011 года -2016 года по избирательному округу №. Удостоверение представлено установленной формы, в указанном удостоверении депутата указана фамилия, имя, отчество депутата, указан срок пятого созыва с 2011-2016 год, удостоверение подписано Председателем Территориальной избирательной комиссии.
Согласно ст. 33 Федерального закона 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Таким образом, ТИК не исполнила свою обязанность по уведомлению об имеющихся в документах недостатках.
Заявитель в требованиях по всем пунктам ссылается на то, что выявив неполноту предоставленных документов, ТИК должна была его известить о недостатках для того, чтоб он мог исправить эти недостатки.
Однако, ФИО1 отказано в регистрации на основании п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ в связи с отсутствием необходимых документов, при таком положении у избирательной комиссии отсутствовала обязанность уведомления кандидата ФИО1 о недостающих документах. Положения пункта 1.1 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" применяются в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Кандидат ссылается то, что им были дополнительно представлены необходимые документы, необходимые для уведомления о выдвижении регистрации кандидата. Однако, согласно положениям п. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67 ФЗ и ч. 3 ст. 33 Закона Пермского края № 208 ПК кандидат вправе заменить представленный документ только в том случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Таким образом, законодатель возлагает на избирательную комиссию обязанность извещать кандидата лишь в случаях выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов. Обязанность предоставления всех необходимых документов по смыслу закона возлагается на самого кандидата.
Установление судом того, что Решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № является необоснованным в части отказа в регистрации по основанию не предоставления ФИО1 сведений о том, что он является депутатом, не влечет его отмены в целом.
Не влечет отмену Решения ТИК ссылка заявителя на определение Конституционного Суда РФ от 01.06.10. N 784-О-О. Поскольку ему отказано в регистрации не на основании пп. "в1", "в2" п. 24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", а на основании пп. "в" указанного Закона (в связи с отсутствием документов). Положения пункта 1.1 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" применяются в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов. Как отмечено в указанном выше определении Конституционного Суда РФ, законодательное закрепление необходимости отказа в регистрации в том случае, когда кандидат не сдал необходимые документы для регистрации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права, поскольку в противном случае требование предоставления для регистрации соответствующих документов было бы лишено какого-либо значения.
В силу ч.2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое Решение или действие (бездействие) является законным.
С учетом изложенного, суд считает, что нет оснований для удовлетворении требований ФИО1.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194,198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении требований об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района ФИО1 и обязывании Территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района зарегистрировать ФИО1 кандидатом на должность главы городского поселения - главы администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 5 дней, начиная с 08.08.2013 года.
Председательствующий: подпись Г.Г. Частухина
Копия верна.
Председательствующий Г.Г. Частухина