Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 октября 2011 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи: Кочетковой С.А.,
При секретаре Марчукове М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирдяшева В.А., Кирдяшевой И.В., в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего К. к Министерству финансов РФ, Министерству финансов СК, Министерству строительства и архитектуры СК, Администрации г. Ставрополя, Министерству регионального развития РФ, Управлению Федерального казначейства по СК, Комитету по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя о взыскании социальной выплаты.
У С Т А Н О В И Л:
Кирдяшев В.А., Кирдяшева И.В., в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего К., обратились в суд с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов СК, Министерству строительства и архитектуры СК, Администрации г. Ставрополя, Министерству регионального развития РФ Управлению Федерального казначейства по СК, Комитету по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя о взыскании социальной выплаты, ссылаясь на то, что, являясь молодой семьей, с целью улучшения жилищных условий путем предоставления субсидий на приобретение жилья, подали документы на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285.
07.09.2009 года они получили свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья СК-26 № 0543.
Для улучшения жилищных условий они оформили ипотечный кредит через Сберегательный банк РФ на сумму 1280000,00 руб. и заключили договор участия в долевом строительстве с привлечением заемных средств с расчетом, что полученный ими кредит будет погашен с использованием денежных средств по полученному жилищному сертификату.
По договору участия в долевом строительстве № 3/240 от 21.09.2007 г. они приобрели в собственность двухкомнатную квартиру № **, расположенную по адресу: г. Ставрополь, ул. П., *, стоимостью 1445400 рублей. Оплата по договору участия в долевом строительстве в части суммы 1280000 рублей производилась ими за счет заемных средств, полученных в Акционерном коммерческом Сберегательном банке РФ (ОАО) по кредитному договору № ** от 11.10.2007 г.
18.09.2009 между Кирдяшевым В.А. и Сбербанком был заключен договор о банковском счете для обслуживания целевых программ, согласно п. 41 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Руководствуясь Правилами, они в установленный срок представили в дополнительный офис № 137 Северо-Кавказского Банка СБ РФ свидетельство, а также документы, подтверждающие приобретение ими жилья с привлечением ипотечного жилищного кредита.
Однако, письмом от 11.11.2009 г. исх. № ** Северо-Кавказский Банк СБ РФ сообщил им о том, что не вправе принять к оплате документы, включающие договор участия в долевом строительстве, поскольку п. 46 Правил, определяющий перечень документов, представляемых молодой семьей в банк, не содержит договор участия в долевом строительстве. При этом, Северо-Кавказский Банк СБ РФ ссылался на мнение Министерства регионального развития РФ.
Не согласившись с Северо-Кавказским Банком СБ РФ, они обратились в суд.
20 августа 20** года Промышленным районным судом г. Ставрополя было вынесено решение о возложении на Северо-Кавказский банк – филиал Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) обязанности направить в администрацию заявку на перечисление бюджетных средств в размере 435240 рублей в счет погашения основного долга по кредитному договору № ** от 11 октября 2007 г. на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Во исполнение решения Промышленного районного суда г. Ставрополя Северо-Кавказский банк СБ РФ предоставил в администрацию заявку на перечисление бюджетных средств в размере 435240 рублей.
Однако, денежные средства на банковский счет до настоящего момента не поступили и по сообщению Администрации г. Ставрополя и Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края перечисление денежных средств не представляется возможным по причине необходимости возврата неиспользованных остатков средств в федеральный бюджет.
Считают отказ в перечислении денежных средств по социальной выплате на приобретение жилья в сумме 435240 рублей необоснованным, нарушающим их права, поскольку, их вины в том, что денежные средства, перечисленные в 2009 г. по указанной программе не были им выплачены в установленный срок и возвращены в бюджет, нет.
Истцы Кирдяшев В.А. и Кирдяшева И. В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Кирдяшева М.В. в судебное заседание не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Кирдяшева В.А по доверенности Карпова У.В. исковые требования, заявленные Кирдяшевым В.А., поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов СК исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, ссылаясь на то, что в настоящем споре Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», названное министерство, наряду с другими полномочиями, осуществляет организацию исполнения федерального бюджета.
Министерство финансов Российской Федерации как юридическое лицо и федеральный орган исполнительной власти, никогда не состояло ни в каких правоотношениях с истцами, никаких обязательств перед ним не имеет, следовательно - не должно нести перед заявителем ответственности своими собственными (целевыми) финансовыми ресурсами.
В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы Министерством финансов Российской Федерации выполнены свои обязательства по перечислению денежных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий, предусмотренных указанной подпрограммой, в полном объеме, что не оспаривается истцами и лицами, участвующими в деле. Вопрос о недостатке финансирования мероприятий по реализации подпрограммы в разрезе указанного спора не поднимается, что подтверждается материалами дела.
При этом, Министерство финансов Российской Федерации не оспаривает право семьи Кирдяшевых на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту на приобретения жилья, однако порядок реализации данного права в сложившейся ситуации выходит за пределы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
В том случае, если в рамках заявленных исковых требований Министерство финансов Российской Федерации рассматривается истцами как представитель Российской Федерации по делам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями соответствующих государственных органов, считаем необходимым обратить внимание суда на следующие обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и объективного рассмотрения указанного дела.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Статьи 1069 - 1071 ГК РФ прямо указывают на казну Российской Федерации, казну субъекта РФ или на казну муниципального образования как на источник возмещения вреда при условии установления неправомерных действий (бездействия) государственного органа соответствующего уровня или органа местного самоуправления (муниципального органа).
Из существа спора следует, что нарушение прав истцов стало возможным ввиду неправомерных действий сотрудников Северо-Кавказского банка Сберегательного банка Российской Федерации, выразившиеся в несвоевременном направлении банком заявки в администрацию города Ставрополя на перечисление бюджетных средств на банковский счет владельца свидетельства - Кирдяшева В.А., которым удостоверено право молодой семьи на получение социальной выплаты.
Факт незаконных действий банка в отношении истца в указанных правоотношениях установлен решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 20.08.2010 года, вступившим в законную силу 31.08.2010.
Таким образом, причинителем вреда в указанных спорных правоотношениях является коммерческая организация - Северо-Кавказский банк Сберегательного банка Российской Федерации.
Однако, так как указанная организация не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, возмещение вреда в разрезе ответственности соответствующего публично-правового образования недопустимо.
Соответственно, ответственность за причинение имущественного вреда возлагается на причинителя вреда в рамках института возмещения убытков.
Таким образом, надлежащим ответчиком в настоящем споре является Северо-Кавказский банк-филиал Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО).
В судебном заседании представитель Комитета по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя исковые требования не признал, просил оставить их без удовлетворения, ссылаясь на то, что истцы являлись участниками программы обеспечение жильем молодых семей, свидетельство о праве на получение социальной выплаты им было выдано в 2009 г., поскольку, в 2009 г. денежные средства по свидетельству не были выплачены истцам и возвращены в бюджет, их право на получение денежных средств не может быть реализовано за счет денежных средств, выделенных для участников программы на 2010 – 2011 г.г..
Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что из заявленной истцами суммы 435240 рублей лишь 10 % оплачивается за счет бюджета муниципального образования г. Ставрополя.
При поступлении в администрацию г. Ставрополя денежных средств из Федерального бюджета и бюджета СК общая сумма, причитающаяся истцам, будет перечислена в Сберегательный банк РФ.
Представители ответчиков Управления федерального казначейства по СК, Министерства регионального развития РФ и Министерства финансов РФ, в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела.
Представители Министерства строительства и архитектуры СК, филиала ОАО «Сбербанка России» в судебное заседание не явились, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы, являясь молодой семьей, с целью улучшения жилищных условий путем предоставления субсидий на приобретение жилья, подали документы на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № **.
Постановлением главы г. Ставрополя истцы были включены в состав участников программы.
07.09.2009 года истцы получили свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья СК-26 № **.
Для улучшения жилищных условий они оформили ипотечный кредит через Сберегательный банк РФ на сумму 1280000,00 рублей и заключили договор участия в долевом строительстве с привлечением заемных средств с расчетом, что полученный ими кредит будет погашен с использованием денежных средств по полученному жилищному сертификату.
По договору участия в долевом строительстве № ** от 21.09.2007 г. истцы приобрели в собственность двухкомнатную квартиру № 240, расположенную по адресу: г. Ставрополь, ул. П., * стоимостью 1445400 рублей. Оплата по договору участия в долевом строительстве в части суммы 1280000 рублей производилась истцами за счет заемных средств, полученных в Акционерном коммерческом Сберегательном банке РФ (ОАО) по кредитному договору № ** от 11.10.2007 г.
18.09.2009 между Кирдяшевым В.А. и Сбербанком был заключен договор о банковском счете для обслуживания целевых программ, согласно п. 41 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Руководствуясь Правилами, истцы в установленный срок представили в дополнительный офис № 137 Северо-Кавказского Банка СБ РФ свидетельство, а также документы, подтверждающие приобретение ими жилья с привлечением ипотечного жилищного кредита.
Однако, письмом от 11.11.2009 г. исх. № ** Северо-Кавказский Банк СБ РФ сообщил им о том, что не вправе принять к оплате документы, включающие договор участия в долевом строительстве, поскольку п. 46 Правил, определяющий перечень документов, представляемых молодой семьей в банк, не содержит договор участия в долевом строительстве. При этом Северо-Кавказский Банк СБ РФ ссылался на мнение Министерства регионального развития РФ.
Действия Сбербанка РФ были оспорены истцами в суд.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 20 августа 2010 года на Северо-Кавказский банк – филиал Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) была возложена обязанность направить в администрацию заявку на перечисление бюджетных средств в размере 435240 рублей в счет погашения основного долга по кредитному договору № ** от 11 октября 2007 г. на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Во исполнение решения Промышленного районного суда г. Ставрополя Северо-Кавказский банк СБ РФ предоставил в администрацию заявку на перечисление бюджетных средств в размере 435240 рублей.
В связи с чем, доводы Министерства регионального развития РФ, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 98-99), об отсутствии у истцов правовых оснований на получение денежной субсидии, не состоятельны.
Судом установлено, что денежные средства в размере 435240 рублей, из которых: 108810 рублей - из средств Федерального бюджета, 217620 рублей – из бюджета СК и 108810 рублей – из бюджета муниципального образования г. Ставрополя, были возвращены в указанные бюджеты, в связи с отказом Северо-Кавказского банка СБ РФ направить заявку на их перечисление и не были в 2009 г. направлены на оплату договора долевого участия строительства жилья, заключенного истцами.
Суд считает, что нет вины истцов в том, что денежные средства, выделенные в 2009 г. для реализации их права, были возвращены в бюджет, в связи с чем, доводы ответчиков о том, что у истцов утрачено право на получение денежных средств, не состоятельны.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285, которые действовали в 2010 году, а также в соответствии Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, которые действуют на момент подачи искового заявления, государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Государственный заказчик подпрограммы (Министерство регионального развития РФ) после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период утверждает в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию подпрограммы, и с учетом контрольных цифр распределение средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации и доводит эти сведения до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Средства из федерального бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий подпрограммы, перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных государственному заказчику подпрограммы, на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при условии, что в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах в необходимых объемах предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий подпрограммы.
Перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого между исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления муниципального образования.
В соответствии со ст. 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 285 от 13 мая 2006 года, которые действовали на момент получения свидетельства, органы местного самоуправления осуществляли до 1 сентября года, предшествовавшего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формировали списки молодых семей для участия в программе в планируемом году и представляли их в орган исполнительной власти субъекта.
Орган исполнительной власти края на основании списков полученных от органов местного самоуправления, формировали до 1 октября года, предшествовавшего планируемому, сводный список молодых семей для участия в программе в планируемом году и утверждал его.
На основе утверждённого сводного списка молодых семей орган исполнительной власти области формировал заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования программы.
В соответствии с п. 41 Правил истцы своевременно, то есть в течение двух месяцев с даты выдачи свидетельства, сдали свидетельство в дополнительный офис № 137 Северо-Кавказского Банка СБ РФ, а также представили документы, подтверждающие приобретение ими жилья с привлечением ипотечного жилищного кредита, на основании чего, 18.09.2009 г. между истцом Кирдяшевым В.А. и Сбербанком РФ был заключен договор о банковском счете для обслуживания целевых программ.
В соответствии с договором банк открыл Кирдяшеву В.А. счет для перечисления социальной выплаты в размере 435240 рублей в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы и свидетельством о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья № ** серии СК-26, выданного 07.09.2009 г. администрацией города Ставрополя.
Таким образом, истцы выполнили все требования законодательства для получения социальной выплаты.
Ссылка ответчиков на невозможность перечисления денежных средств по причине их возврата в федеральный бюджет, является необоснованной, поскольку в соответствии с п. 12 Правил предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья в рамках реализации краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2010-2012 годы», утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края №-16-п от 20.01.2010 г. остаток неиспользованных в текущем финансовом году субсидий, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285, которые действовали на момент получения Истцами свидетельства, социальная выплата могла быть предоставлена для погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным кредитам (п.46 Правил).
Руководствуясь Правилами, истцы в установленный срок представили в дополнительный офис Северо-Кавказского банка СБ РФ свидетельство, а также документы, подтверждающие приобретение ими жилья с привлечением ипотечного жилищного кредита.
Во исполнение решения Промышленного районного суда г. Ставрополя Северо-Кавказский банк СБ РФ предоставил в администрацию заявку на перечисление бюджетных средств в размере 435240 рублей в счет погашения основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору № ** от 11.10.2007 г.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» до 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, составляла 10 % расчетной (средней) стоимости жилья.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 12.12.2008 года № 95-кз «О бюджете Ставропольского края на 2009 год» по неиспользованным средствам 2007 года доля средств краевого бюджета составляла 20 % расчетной стоимости жилья для молодых семей, имеющих детей, доля средств местного бюджета составляла 10 % расчетной стоимости жилья.
Согласно указанных правил, общая сумма социальной выплаты из Федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета перечисляется в местный бюджет, который в последующем перечисляет сумму социальной выплаты в Сберегательный банк РФ.
Распорядителем денежных средств на указанные цели из Федерального бюджета является Министерство регионального развития РФ, денежных средств из бюджета СК – Министерство строительства и архитектуры СК, бюджета муниципального образования г. Ставрополя - Администрация г. Ставрополя, Комитет по финансам и бюджету администрации г. Ставрополя, в связи с чем, суд считает, что для реализации права истцов на получение социальной выплаты, подлежат удовлетворению исковые требования за счет средств, направленных на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы».
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Министерство регионального развития РФ перечислить в бюджет Ставропольского края социальную выплату за счет средств федерального бюджета в размере 108810 рублей.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края перечислить в бюджет города Ставрополя социальную выплату за счет средств федерального бюджета в размере 108810 рублей и за счет средств бюджета Ставропольского края в размере 217 620 рублей.
Обязать Администрацию города Ставрополя перечислить социальную выплату в размере 435240 рублей на ссудный счет № **, открытый в Акционерном коммерческом Сберегательном банке РФ (ОАО) по кредитному договору № ** от 11.10.2007г. в счет погашения основного долга за счет средств федерального бюджета в сумме 108810 рублей, за счет средств бюджета Ставропольского края в сумме 217620 рублей и за счет средств бюджета города Ставрополя в сумме 108810 рублей.
Решение может быть обжаловано в Коллегию краевого суда по гражданским делам в течение 10 дней со дня его оглашения.
Мотивированное решение суда изготовлено 26 октября 2011 года.
Судья Кочеткова С.А.
Копия верна.
Судья Кочеткова С.А.