Копия
УИД 63RS0027-01-2023-000631-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2023 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,
при секретаре судебного заседания Шебалиной Ю.М.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Ставропольского района Самарской области – Лаврентьева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1316/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ставропольского района Самарской области к Антонову Игорю Анатольевичу об обязании пройти флюорографическое обследование,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольского района Самарской области обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с административным иском к Антонову Игорю Анатольевичу об обязании пройти флюорографического обследования легких на предмет выявления туберкулеза, указав на следующее.
Прокуратурой Ставропольского района Самарской области при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о предупреждении распространения туберкулеза установлены граждане, подлежащие профилактическим осмотрам 2 раза в год в соответствии требованиями Приказа Минздрава РФ от 21.03.2017г. № 124н, утвердившим «Порядок и сроки проведения профилактических осмотров граждан в целях выявления туберкулеза».
Согласно требованиям указанного Порядка профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год лица, состоящие на диспансерном наблюдении (в том числе профилактическом наблюдении) в наркологическом и психиатрических специализированных медицинских организациях.
Антонов И.А. состоит на учете у врача психиатра-нарколога в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ. с диагнозом: «синдром зависимости от алкоголя» (код по МКБ-10 – F 10.2).
Врачебная комиссия ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» решение о снятии Антонова И.А. с диспансерного учета (наблюдения) не принимала, что подтверждается информацией ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Вопреки требованиям законодательства административный ответчик Антонов И.А. не осуществляет прохождение профилактических медицинских осмотров на предмет выявления туберкулеза дважды в год. Бездействие административного ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Поскольку в добровольном порядке ответчик флюорографическое обследование на предмет выявления туберкулеза не прошел, административный истец обратился за защитой прав неопределенного круга лиц в Ставропольский районный суд Самарской области с соответствующим исковым заявлением, в котором просит суд обязать Александров Светлану Анатольевну в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу пройти флюорографическое обследование легких, далее проходить его два раза в год до снятия с диспансерного учета в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ».
В судебном заседании помощник прокурора Ставропольского района Самарской области Лаврентьев М.А. доводы административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Антонов И.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом по адресу регистрации, об уважительности причин неявки суду не сообщила. Возражений относительно заявленных требований суду не представил.
Представитель заинтересованного лица – ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении без своего участия по доводам, изложенным в административном иске. Согласно представленных сведений, в 2023 году Антонов И.А. флюорографическое обследование легких не проходил.
Суд, на основании ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, представителя заинтересованного лица, явка которого обязательной судом не признавалась. Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает, что требования, содержащиеся в административном исковом заявлении подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры.
На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2017 г. № 124н (далее – Порядок).
Так, в соответствии с приложением к указанному Порядку для лиц, состоящих на диспансерном наблюдении (в том числе профилактическом наблюдении) в наркологических и психиатрических специализированных медицинских организациях определен срок проведения профилактических осмотров – 2 раза в год.
Аналогичные требования содержаться в п. 809 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...").
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Ставропольского района Самарской области проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении распространения туберкулеза, в ходе которой установлено, что Антонов И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» с диагнозом: «сидром зависимости от алкоголя» (код по МКБ-10 – F 10.2). с ДД.ММ.ГГГГг.
Данное обстоятельство подтверждается ответами главного врача ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого, из указанных ответов следует, что Антонов И.А. с момента постановки на диспансерное наблюдение флюорографическое обследование легких не проходил.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") туберкулез является инфекционным заболеванием, вызываемый микробактериями туберкулеза. Данное заболевание может протекать в активной и заразной форме, в связи с чем, туберкулез является социально-опасным заболеванием.
Вопреки требованиям федерального законодательства о предупреждении распространения туберкулеза административный ответчик Антонов И.А. дважды в год профилактический медицинский осмотр на предмет выявления туберкулеза не проходит, чем подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 8 Приказа Минздрава России от 21.03.2017 N 124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза" профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза с применением для взрослых следующих методов обследовании: флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
Принимая во внимание, что непрохождение профилактического медицинского осмотра 2 раза в год на предмет выявления туберкулеза Антонова И.А., состоящего на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд считает, что административное исковое заявление прокурора Ставропольского района Самарской области к Антонову И.А. о возложении на последнего обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу пройти флюорографическое обследование легких на предмет выявления туберкулеза, а далее проходить его два раза в год до снятия с диспансерного наблюдения в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ», подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Ставропольского района Самарской области к Антонову Игорю Анатольевичу об обязании пройти флюорографическое обследование - удовлетворить.
Обязать Антонова Игоря Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу пройти флюорографическое обследование легких.
Обязать Антонова Игоря Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проходить 2 раза в год флюорографическое обследование легких до снятия с диспансерного наблюдения в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.
Председательствующий судья /подпись/ И.А. Милованов
Решение в мотивированной форме изготовлено 22 мая 2023 года.
Копия верна.
Председательствующий судья И.А. Милованов