Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1421/2020 ~ М-1239/2020 от 22.07.2020

Дело № 2-1421/2020

18RS0023-01-2020-001884-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2020 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е. В.,

при секретаре Лушниковой А.С.,

с участием представителя ответчика, ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком действия на один год),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» к ФИО1 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку,

УСТАНОВИЛ:

ФГКВОУВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку. Заявленные требования обосновывает тем, что в соответствии с приказом начальника института от ДД.ММ.ГГГГ с/ч ФИО1 зачислен в списки личного состава военного института, поставлен на все виды довольствия и назначен на воинскую должность курсанта 1 курса. На основании приказа начальника военного института от ДД.ММ.ГГГГ с/ч ФИО1 отчислен из военного института в связи с нежеланием учиться (по инициативе обучающегося) и исключен из списков личного состава военного института. Наступление обязанности лица, отчисленного из военно-образовательного учреждения, по возмещению расходов, затраченных на его военную и специальную подготовку, равно как и порядок определения размера данных расходов, установлены императивными правовыми нормами. Граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств, которое зависит от количества полных лет и месяцев обучения либо полных лет и месяцев военной службы, прошедших со дня выпуска из военно-­учебного заведения (пункты 3-6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ). В период обучения ФИО1 в военном институте на его подготовку были затрачены средства федерального бюджета в размере 54561,87 рублей. Просит взыскать с ФИО1 в пользу ФГКВОУВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» средства федерального бюджета,

затраченные на военную и специальную подготовку в период обучения, в размере 54561,87 рублей.

В возражениях на исковое заявление ответчик ФИО1 указывает, что ответчик на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ начальника Саратовского военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава военного института, и назначен на воинские должности курсантов 1 курса с присвоением воинского звания «рядовой». Приказом от 26.04.2019г. Начальника Саратовского военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Ответчик отчислен из военного института в связи с нежеланием учиться (по инициативе обучающегося) и направлен для прохождения военной службы по призыву в воинскую часть. Контракт о прохождении военной службы с Ответчиком не заключался. Системное толкование норм, регулирующих спорное правоотношение, в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что обязанность по возмещению затрат федерального бюджета на военную или специальную подготовку, в определенном законом ряде случаев, может быть возложена лишь на граждан, с которыми заключен контракт о прохождении военной службы. Просит в исковых требованиях отказать. Также ответчик заявил о пропуске срока исковой давности. Ответчик на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Начальника Саратовского военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава военного института, и назначен на воинские должности курсантов 1 курса с присвоением воинского звания «рядовой». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Начальника Саратовского военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии ответчик отчислен из военного института в связи с нежеланием учиться (по инициативе обучающегося) и направлен для прохождения военной службы по призыву в воинскую часть. Иск подан в суд в июле 2020 года. Гражданским кодексом предусмотрен специальный срок исковой давности. В частности, иск по мнению истца исходит из договорных отношений, независимо от того заключался контракт или нет. Применяя по аналогии положения споров по исполнению договора, срок исковой давности составляет 1 год. Ответчик отчислен из института в апреле 2019 года, т.е. истцу было известно о нарушении своего права в апреле 2019 года. Предъявляя иск в июле 2020 года, т.е. уже за пределами годичного срока, истец пропустил срок исковой давности.

В объяснениях на возражение ответчика представитель истца пояснил, что с доводами, изложенными в возражениях не согласен в силу следующего. Соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. Поскольку ответчик ранее не проходил военную службу и не окончил 1 курс обучения, основания для заключения контракта отсутствовали, что, однако, не исключает применения в отношении него пунктом 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку законодатель не ограничил применение данной нормы только лицами, с которыми заключается контракт и предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Согласно статьи 38 названного Закона, для несовершеннолетних началом военной службы считается дата зачисления в указанное образовательное учреждение. Таким образом, курсант первого курса приобретает статус военнослужащего еще до достижения совершеннолетия, соответственно на него распространяется законодательство в полном объеме. Следовательно, период, за который подлежит взысканию сумма затрат на подготовку, следует исчислять с момента зачисления на первый курс военного учебного заведения. При этом тот факт, что ответчик на указанный период не заключил контракт, правового значения не имеет. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся правоприменительной практикой.

Представитель истца ФГКВОУВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Представитель ответчика, ФИО3, в судебном заседании исковые требования не признала.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 61 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность досрочно по инициативе обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую образовательную организацию.

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт образовательной организации, об отчислении обучающегося из этой организации (пункт 4 статьи 61 ФЗ «Об образовании»).

Из материалов дела следует, что ФИО1 отчислен из военного института на основании приказа с/ч ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, наличие оснований для возникновения права требования университетом денежных средства за обучение подлежит исчислению с даты издания приказа об отчислении ответчика, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что исковое заявление подано истцом в Сарапульский городской суд УР ДД.ММ.ГГГГ, вывод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности является ошибочным, срок исковой давности истцом не пропущен.

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование (часть 1); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3). Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях.

Согласно статье 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Статья 60 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста, в том числе наделять его статусом военнослужащего при условии добровольного поступления на военную службу.

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38).

Судом установлено, что приказом начальника Саратовского военного ордера Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации с/ч от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислен в списки личного состава военного института, поставлен на все виды довольствия и назначен на воинскую должность курсанта 1 курса (л. д. 13).

Приказом начальника военного института с/ч от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отчислен из военного института в связи с нежеланием учиться (по инициативе обучающегося) и исключен из списков личного состава военного института (л. д. 14).

В период обучения ФИО1 в военном институте на его подготовку были затрачены средства федерального бюджета в размере 54561,87 рублей, что подтверждается представленными истцом расчетами (л. д. 12, 15).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя начальника военного института генерала-майора ФИО4 подан рапорт, о том, что при отчислении из Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации, он (его родители) в течении 10 суток с момента отчисления обязуются возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в период обучения в размере 54561,87 рублей. В случае невнесения денежных средств в указанный срок, рассматривать это, как его отказ возместить средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения им обязанностей военной службы в период обучения (л. д. 11).

Затраченные средства федерального бюджета ФИО1 до настоящего времени не выплачены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны РФ договор об обучении в военном учебном центре при этой образовательной организации по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования. Гражданину, обучающемуся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 20 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после получения высшего образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, непосредственно после получения гражданином высшего образования заключает с указанным гражданином контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона и присваивает ему воинское звание офицера.

Из пункта 7 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

Военная служба по смыслу статьи 59, части 1 статьи 37, пункта "м" статьи 71, пункта "б" части 1 статьи 72 и пунктов "д", "е" статьи 114 Конституции РФ в их взаимосвязи представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

В силу пункта 1, 2 статьи 20 Закона о воинской обязанности, пункта 2.5 договора ответчик был обязан заключить контракт о прохождении военной службы непосредственно после прохождения обучения в военном учебном центре при университете.

Таким образом, вывод ответчика о том, что в отсутствие заключенного с ним контракта о прохождении военной службы, затраты на военную и специальную подготовку не подлежат возмещению, основаны на ошибочном применении норм закона. Нежелание ответчика ФИО1 проходить обучение в военном институте является виновным действием обучающегося, напрямую связанным с отчислением из военного образовательного учреждения.

Данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, в котором установлено, что «утверждение заявителя о том, что пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предполагает возложение на гражданина, не достигшего 18 лет, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, обязанности возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, и тем самым противоречит статье 60 Конституции Российской Федерации, не основано на действующем законодательстве».

Из представленного истцом расчета усматривается, что размер подлежащих возмещению ФИО1 средств федерального бюджета составляет 54561,87 рублей. Правильность представленного истцом расчета задолженности ответчиком не опровергнута.

С учетом изложенных обстоятельств, исковые требования ФГКВОУВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» к ФИО1 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С учетом вышеизложенного, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 837 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» к ФИО1 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» 54561,87 рублей в возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку.

Взыскать с ФИО1 в доход Муниципального образования «<адрес>» 1837 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд.

Решение в окончательной форме принято судом 24 ноября 2020 года.

Судья Шадрина Е. В.

2-1421/2020 ~ М-1239/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФГКВОУВО "Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ"
Ответчики
Ситдиков Ильяс Ильдарович
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Шадрина Елена Викторовна
Дело на сайте суда
sarapulskiygor--udm.sudrf.ru
22.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2020Передача материалов судье
24.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.08.2020Предварительное судебное заседание
10.09.2020Предварительное судебное заседание
07.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2020Дело оформлено
12.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее