Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-741/2016 ~ М-611/2016 от 19.08.2016

дело № 3а-741/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красногорск

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Козловой О.А.

при секретаре Петровой Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 августа 2016 года административное дело № 3а-741/16 по административному исковому заявлению Жилиной Светланы Валентиновны об установлении факта подкупа избирателей и отмене регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному округу № 14 Жукова Ивана Николаевича

установил:

постановлением Московской областной Думы от 16 июня 2016 года № 33/170-П на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Московской областной Думы. Постановление официально опубликовано в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 17 июня 2016 года № 108.

Зарегистрированный кандидат в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу № 14 Жилина Светлана Валентиновна (далее - административный истец), выдвинутый избирательным объединением «Региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области», обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении факта подкупа избирателей и отмене регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному округу № 14 (далее-ОИК №14) Жукова Ивана Николаевича (далее- административный ответчик, а также - зарегистрированный кандидат), выдвинутого избирательным объединением «Московское областное региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (далее- Избирательное объединение).

Уточнив в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) требования, административный истец просила установить факт подкупа избирателей, признать незаконными действия по фактам неоднократного использования должностных и служебных полномочий депутата Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному округу № 14, размещения агитационных материалов и отменить регистрацию кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному округу № 14 Жукова Ивана Николаевича (л.д. 113-116).

Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что в агитационный период Жуковым И.Н. были допущены существенные неоднократные нарушения избирательного законодательства, которые в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) являются основаниями для отмены судом регистрации кандидата.

Административный истец утверждает, что Жуков И.Н., пользуясь своими должностными и служебными полномочиями депутата Московской областной думы, 02 августа и 13 августа 2016 года в сельском поселении Мамонтово и Молзино Ногинского района, соответственно, участвовал в мероприятиях в Домах культуры и вручал избирателям подарки, не оплаченные с избирательного счета кандидата в депутаты. Таким образом, зарегистрированным кандидатом был осуществлен подкуп избирателей.

Также административный истец полагает, что в нарушение Закона Московской области от 6 июня 2011 года № 79/2011-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы» Жуков И.Н. разместил на подъездах жилых домов и информационных стендах в п. Обухово плакаты со своим изображением, не оплаченные со своего избирательного счета, а в г.Электроугли были размещены агитационные материалы кандидата в депутаты Жукова И.Н. на жилых домах и административных зданиях.

Кроме того, что в социальных сетях «ВКонтакте и «Фэйсбуке» помощник кандидата в депутаты Жукова И.Н. – Рыбаков И.А. 7 августа 2016 года разместил статью и видеозапись об использовании служащих, облаченных в форму Единой России, для деятельности, способствующей выдвижению кандидатов. Жуков И.Н. также в «Фэйсбуке» опубликовал отчет о своей проделанной работе и разместил информацию, подтверждающую, что им проводились агитационные выступления на публичном мероприятии, организованном районной администрацией.

По мнению административного истца, указанные обстоятельства являются основанием для отмены решения о регистрации кандидата в депутаты.

В судебном заседании административный истец и ее представитель поддержали уточненные требования.

Представители административного ответчика просили в удовлетворении иска отказать, полагая, что административным истцом не доказаны обстоятельства, на которые она ссылается. Представлены письменные возражения (л.д. 118-129).

Представитель ОИК № 14 в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать. Представлен письменный отзыв (л.д. 130-131).

Суд, выслушав объяснения административного истца и ее представителя, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, приходит к следующему.

Статьей 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Порядок организации и проведения выборов депутатов Московской областной Думы регламентирован законом Московской области от 6 июня 2011 года № 79/2011-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы»).

В соответствии с частью 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

- неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт «в»);

- установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией (подпункт «г»).

Как установлено судом при рассмотрении настоящего административного дела, решением Избирательной комиссии Московской области от 24 мая 2016 года № 263/3577-5 на Территориальную избирательную комиссию Ногинского района Московской области возложены полномочия Окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа № 14 (л.д. 78-80).

2 августа 2016 года ОИК № 14 принято решение № 42/17 о регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу № 14 Жукова И.Н., выдвинутого избирательным объединением «Московское областное региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (л.д. 82).

Как следует из содержания пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ, запрет использовать при проведении избирательной кампании преимущества своего должностного или служебного положения, распространяется на кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, находящихся на государственной или муниципальной службе либо являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидатов, являющихся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации.

Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения, установлен пунктом 5 статьи 40 указанного Федерального закона.

Согласно подпункту ж пункта 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается, в частности, агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий.

В силу пункта 2 статьи 56 приведенного Федерального закона кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В силу пункта 2 статьи 48 указанного Федерального закона предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, обязательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель; описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Как установлено судом, 27 июля 2016 года Жукову И.Н. как заместителю председателя Московской областной Думы было направлено приглашение от директора МУК «Мамонтовский СДК» для участия в празднике «День села Мамонтова» (л.д. 91).

Данный праздник был организован и проведен в соответствии со сценарием мероприятия, утвержденного 25 июля 2016 года директором МУК «Мамонтовский СДК» (л.д. 92-99).

Аналогичный праздник был организован и проведен директором МУК «Молзинский СДК» в соответствии со сценарием мероприятия. Жукову И.Н. также было направлено директором указанного учреждения приглашение для участия в официальной программе мероприятия (л.д. 100-108).

В соответствии с требованиями избирательного законодательства действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата, либо ставились в зависимость от результатов выборов.

Вопреки утверждениям административного истца, доказательств того, что вручение подарков избирателям и Дому Культуры осуществлялось с целью побудить избирателей проголосовать за данного кандидата суду не представлено.

Согласно Перечню дополнительных мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2016 год и главных распорядителей средств бюджета Московской области, утвержденному Законом Московской области от 22 января 2016 года № 1/2016-ОЗ «О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» приобретение сценических костюмов, комплекта акустического оборудования для сцены и реквизита для детской игровой комнаты для Муниципального учреждения культуры «Молзинский сельский Дом культуры» произведено за счет средств бюджета московской области, а не собственных средств или средств избирательного фонда административного ответчика как ошибочно полагает административный истец.

Как следует их статьи 10 Закона Московской области от 01 июня 1994 года № 3/94-ОЗ «О Московской областной Думе» заместитель Председателя Думы по поручению Председателя Думы председательствует на заседаниях Думы, координирует деятельность органов Думы, решает иные вопросы деятельности Думы в соответствии с распределением обязанностей между первым заместителем Председателя Думы, заместителями Председателя Думы.

В судебном заседании был исследован посредством просмотра представленный административным истцом видеоролик, который, по мнению истца, носит агитационный характер, и установлено, что он не содержат в себе агитационной информации в отношении кандидата. Административный ответчик в своем выступлении указал, что поздравления и подарки им вручаются по поручению Правительства Московской области и Председателя Московской областной Думы.

Таким образом, зарегистрированным кандидатом положения пункта 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ не нарушались.

Давая оценку доводам административного истца о том, что Жуков И.Н. использовал преимущества должностного или служебного положения, суд исходит из того, что Жуков И.Н. является действующим депутатом, заместителем председателя Московской областной Думы и на указанных выше мероприятиях присутствовал как приглашенное лицо, а не как кандидат в депутаты.

Доводы административного истца об использовании зарегистрированным кандидатом преимуществ своего должностного и служебного положения и подкупа избирателей, судом были проверены и не нашли своего подтверждения.

Согласно п. 8 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.

Агитационные материалы кандидата должны содержать сведения, необходимость указания которых предписана пунктом 2 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ, а именно: наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Как следует из фотографий, представленных в материалы дела, на плакатах присутствует изображение Жукова В.Н., указание на должность, его партийную принадлежность и адрес электронной почты. Призывов голосовать за Жукова В.Н. на плакатах не содержится (л.д. 87).

Таким образом, доказательств размещения материала, содержащего агитационную составляющую, суду не представлено. Кроме того, не представлено доказательств того, что указанные плакаты размещались Жуковым В.Н. или по его поручению после регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному округу № 14, т. е. после 2 августа 2016 года.

С учетом изложенного в настоящем решении, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Жилиной С.В.

Довод административного истца о том, что доверенное лицо Рыбаков И.А. в интересах административного ответчика организовал проведение работ, не оплаченных за счет избирательного фонда кандидата, не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Установлено, что Рыбаков И.А. не является доверенным лицом административного ответчика, не входит в состав его избирательного штаба, а является действующим депутатом г.о. Ногинск Московской области.

Довод административного истца о том, что в агитационных целях административный ответчик принимает наказы избирателей, не основан на законе.

Решением от 19 мая 1999 года № 8/56 Московская областная Дума утвердила Положение о формировании и реализации предложений (наказов) избирателей депутатам Московской областной Думы., согласно которому депутаты Московской областной Думы подают предложения (наказы), оформленные в соответствии с настоящим Положением, не позднее 1 ноября года, предшествующего соответствующему финансовому году (пункт 4).

Суд соглашается с доводами представителей о том, что административный ответчик, как действующий депутат, до избрания нового состава Московской областной Думы обязан заниматься формированием предложений (наказов) избирателей, поскольку они должны быть представлены на 2017 год не позднее 1 ноября 2016 года.

С учетом изложенного в настоящем решении, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Жилиной С.В.

руководствуясь статьями 243-244 Кодекса административного судопроизводства РФ,

р е ш и л :

административное исковое заявление Жилиной Светланы Валентиновны об установлении факта подкупа избирателей, признании незаконными действий по фактам неоднократного использования должностных и служебных полномочий депутата Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному округу № 14, размещения агитационных материалов и отмене регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному округу № 14 Жукова Ивана Николаевича оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Московский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.

Судья Л.И. Ракунова

3а-741/2016 ~ М-611/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Жилина С.В.
Ответчики
Жуков И.Н.
Другие
Окружная избирательная комиссия Ногинского одномандатного избирательного округа №14.
Суд
Московский областной суд
Судья
Ракунова Л.И.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
19.08.2016Регистрация административного искового заявления
19.08.2016Передача материалов судье
19.08.2016Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2016Подготовка дела (собеседование)
25.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2016Судебное заседание
31.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее