Дело № 2-8809/2014
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.
при секретаре Бондарь А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Ломака О.П.
к ФГБУ "ответчик" в лице филиала «наименование» по ..... области
третьи лица: "3е лицо", Правительство ..... области, Министерство имущественных отношений ..... области, Администрация ..... области
об установлении кадастровой стоимости,
установил:
Ломака О.П. (далее – Ломака О.П., истец) обратилась в суд с исковым заявлением к ФГБУ "ответчик" в лице филиала «наименование» по ..... области, в котором просила:
1. установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 30 400 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства придорожного сервиса в размере 89 900 000 руб. 00 коп.;
2. обязать ФГБУ "ответчик" в лице филиала «наименование» по ..... области внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 30 400 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства придорожного сервиса в размере 89 900 000 руб. 00 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле принимают участие "3е лицо", Правительство ..... области, Министерство имущественных отношений ..... области, Администрация ..... области.
В судебном заседании истец с учетом представленного в материалы дела экспертного заключения в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) уточнил заявленные требования, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 30 400 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства придорожного сервиса в размере 72 474 000 руб. 00 коп. с ДД.ММ.ГГГГ
Уточненные требования приняты судом к производству.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.
От представителя третьего лица – Минимущества ..... области поступило ходатайство о прекращении производства по делу, в связи со вступлением в силу с 06.08.2014 Федерального закона от 04.06.2014 №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами».
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд отказывает в его удовлетворении, поскольку исковое заявление было подано в Одинцовский городской суд ДД.ММ.ГГГГ – до вступления указанного акта в законную силу.
Представители третьих лиц ("3е лицо", Правительство ..... области, Администрация ..... области, Минимущества ..... области), надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания не явились.
В силу статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Ломака О.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 30 400 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства придорожного сервиса.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования ..... области от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель ..... области, относящихся к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения».
На основании названного распоряжения кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, была установлена в размере 143 622 672 руб. 00 коп.
Согласно отчету № об оценке объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выполненного по заказу истцу ООО «наименование2», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 89 900 000 руб. 00 коп.
Таким образом, Ломака О.П., считая кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, недостоверной и значительно завышенной, обратилась с настоящими требованиями в суд.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закона № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указано, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с указанными положениями, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2. Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Согласно пункту 2.1.2. Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном садоводческом, огородническом или дачном объединении кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования ..... области от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель ..... области, относящихся к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения».
На основании названного распоряжения Федеральным государственным бюджетным учреждением «ответчик в лице филиала по ..... области была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 143 622 672 руб. 00 коп.
Согласно статье 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Согласно статье 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Поскольку в процессе рассмотрения дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, по ходатайству истца, определением Одинцовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «наименование3». На разрешение экспертов был поставлен вопрос: определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 30 400 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства придорожного сервиса.
По результатам проведенной экспертизы ООО «наименование3» ДД.ММ.ГГГГ через канцелярию суда представлено заключение эксперта об определении рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на ДД.ММ.ГГГГ составляет 72 474 000 руб. 00 коп.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 года № 225-ФЗ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ года) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с момента получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные Ломака О.П. требования подлежат удовлетворению с учетом уточнений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 30 400 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства придорожного сервиса в размере 72 474 000 руб. 00 коп. с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течении одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Д.К. Васина