Копия
Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Бакаевой Ю.В.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Самаре Самарской области административное дело № по административному исковому заявлению ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Хамитову Фахиму Фатыховичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратился в Промышленный районный суд г. Самары суд с административным иском к административному ответчику Хамитову Ф.Ф. о взыскании задолженности по транспортному налогу за <данные изъяты>
В обоснование иска ссылается на то, что ответчик Хамитов Ф.Ф. является налогоплательщиком транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ., в связи с наличием объекта налогообложения: легковой автомобиль «<данные изъяты> дата снятия с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ
В ходе рассмотрения дела административный истец ИФНС России по Промышленному району г. Самары, в связи с частичной оплатой Хамитовым Ф.Ф. транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ., уточнил исковые требования, просил взыскать с Хамитова Ф.Ф. задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты>
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Промышленному району г. Самары не явился, извещен судом надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Хамитов Ф.Ф. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежаще. От Хамитова Ф.Ф. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Просил в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что им ДД.ММ.ГГГГ. произведена оплата задолженности по транспортному налогу за <данные изъяты> Также административный ответчик просил суд учесть, что налоговой инспекцией пропущен срок на обращение в суд с настоящим исковым заявлением.
Руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований в силу следующих обстоятельств.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам, предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4 статьи 85 НК РФ)
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом, датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В силу статей 357, 358 НК РФ, Закона Самаркой области от 06.11.2002 №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самаркой области», налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом налогообложения.
В соответствии с частью 3 статьи 362 НК РФ, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Статьей 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным из РЭО ГИБДД У МВД РФ по г. Самаре административный ответчик Хамитов Ф.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ. являлся собственником транспортного средства: «<данные изъяты>
Таким образом, административный ответчик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате транспортного налога в отношении зарегистрированных за ним ранее объектов налогообложения.
Судом установлено, что ИФНС России по Промышленному району г. Самары направил административному ответчику:
-<данные изъяты>
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. административный истец ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратился к мировому судье судебного участка № Промышленного судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Хамитова Фахима Фатыховича задолженности по транспортному налогу в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>., а всего на общую сумму <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № Промышленного судебного района г. Самары вынесен судебный приказ № о взыскании с Хамитова Фахима Фатыховича в пользу ИФНС России по Промышленному району г. Самары недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты>., который ДД.ММ.ГГГГ. был отменен на основании поступивших возражений ответчика.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, установленный требованием № от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, то срок на обращение к мировому судье истекал ДД.ММ.ГГГГ а с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ., то есть налоговым органом пропущен шестимесячный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 286 КАС РФ и ст. 48 НК РФ.
Доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока обращения к мировому судье о вынесении судебного приказа, не представлено.
Таким образом, на дату обращения с настоящим иском в суд истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика недоимки по транспортному налогу.
Суд полагает, что налоговый орган имел возможность обратиться в суд в установленный законом шестимесячный срок, бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока истцом в соответствии со ст. 95 КАС РФ не представлено, в связи с чем, оснований для восстановления срока не имеется.
Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (ч.1 ст. 94 КАС РФ).
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Пропуск налоговым органом шестимесячного срока на обращение в суд в равной мере означает невозможность взыскания в судебном порядке как сумм недоимки по налогу, так и пени, штрафов.
Кроме того, как установлено выше и подтверждается представленными квитанциями, копии которых приобщены к материалам дела, административный ответчик полностью оплатил задолженность по транспортному налогу с учетом пени, размер которых являлся предметом рассмотрения настоящего административного иска, задолженности не имеет.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары.
Руководствуясь статьей 175-178 КАС РФ суд,
решил:
В удовлетворении заявленных исковых требований Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары к Хамитову Фахиму Фатыховичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: (подпись) Ю.В. Бакаева
Копия верна.
Судья: Ю.В. Бакаева
Секретарь: Е.В.Мартынюк
Подлинный документ подшит в материалы административного дела № Промышленного районного суда г. Самары.