К делу № 2-266/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тимашевск 21 февраля 2012 года
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего Балашовой Л.А.
при секретаре Маркаровой А.А.
с участием прокурора Борисова В.Б.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Подтиканову Виктору Александровичу о понуждении к соблюдению ветеринарного, природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тимашевского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Подтиканову Виктору Александровичу о понуждении к соблюдению ветеринарного, природоохранного законодательства, указав следующее.
Прокуратурой Тимашевского района с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Департамента природных ресурсов и государственному экологическому контролю Краснодарского края проведена проверка соблюдения ветеринарного и природоохранного законодательства при осуществлении деятельности индивидуальным предпринимателем Подтикановым В.А., который занимается убоем сельскохозяйственных животных, а также дальнейшей реализацией мяса животных на убойном пункте, расположенном по адресу: <адрес> Проверкой выявлены нарушения ветеринарного законодательства в деятельности ИП Подтиканова В.А., так установлено, что на территории бойни оборудован дезбарьер, однако навес над дезбарьером отсутствует, что является нарушением ст. 18 ФЗ "О ветеринарии". В ходе деятельности ИП Подтиканова В.А. по убою сельскохозяйственных животных, санитарной обработки грузовых автомобилей на дезбарьере, размещению и обезвреживанию свежего навоза свиней образуются в соответствии с Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» опасные отходы, а также отходы в виде тел животных и птиц, обращение с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования, отходы содержания, убоя и переработки животных. Хранение свежего навоза от свиней осуществляется на территории бойни на бетонированной площадке, которая не герметичная, в связи с чем отходы, стекая, непосредственно попадают на почву в нарушение ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того, в соответствии с п. 4, 16 Приказа МПР РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» отнесение производителем отходов отхода к V классу опасности необходимо подтвердить экспериментальным методом, в противном случае отход может быть отнесен к IV классу опасности. В нарушение указанных требований, отходы в виде тел животных и птиц, обращение с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования, отходы содержания, убоя и переработки животных производителем отходов, т.е. ИП Подтикановым В.А. экспериментальным методом к 5 классу опасности не отнесены, то есть необходимо относить данные виды отходов к 4 классу опасности. Таким образом, ИП Подтиканов В.А. осуществляет лицензируемый вид деятельности по сбору, обезвреживанию и размещению опасных отходов в отсутствие лицензии, чем нарушены положения ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Производственный контроль в области обращения с отходами не организован, должностные инструкции о порядке обращения с отходами не разработаны, что является несоблюдением п.п. 1,2 ст.67 Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 26 Закона РФ от 24.06.2004 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». На предприятии не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим организациям отходов; отсутствует журнал учета объемов образования, размещения и передачи лицензированным организациям; не имеется документов, подтверждающих передачу отходов производства и потребления для вывоза на санкционированные объекты размещения, а также утилизации и переработки. Паспортизация данных отходов не проведена в нарушение ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 4 Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» договоры на утилизацию данных отходов со специализированными организациями отсутствуют. Помимо этого, в нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на предприятии отсутствуют специалисты, обученные в области обращения с опасными отходами. Кроме того, ИП Подтиканов В.А. является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, в результате хозяйственной деятельности, источниками образования отходов являются лампы люминесцентные, мусор от бытовых отходов помещений организаций (исключая крупногабаритный) и другое. Приказом от 8 июня 2006 г. N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал, однако Подтиканов В.А. плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 и 2011 г.г. не произвел. Сумма задолженности оплаты за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2010 и 2011 годы составила 4 991,20 рубль копеек. Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хозяйствующим субъектом инвентаризация источников выбросов не проведена, не предоставляется соответствующая отчётность о выбросах в атмосферный воздух. В соответствии с ч. 1. ст. 30 указанного Федерального закона в обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе входит проведение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако в нарушение указанного требования закона производственный контроль выбросов вредных веществ в атмосферу не проводится, не заведены журналы ПОДЛ, ПОД-2,ПОД-3. При несоблюдении ИП Подтикановым Виктором Александровичем ветеринарного, природоохранного законодательства нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, в связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Борисов В.Б. уточнил исковые требования и просил обязать ИП Подтиканова В.А. оборудовать дезбарьер на территории бойни навесом. Обязать ИП Подтиканова В.А. в срок до 01 марта 2012 года оплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2010 и 2011 годы в сумме 4 991,20 рубль в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, а также своевременно, а именно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду. Обязать ИП Подтиканова В.А. заключить договоры на утилизацию отходов со специализированными организациями. Обязать пройти обучение или заключить договор со специалистами, обученными в области обращения с опасными отходами. Обязать разработать паспорта отходов в срок до 01.06.2012 г. Обязать разработать и утвердить производственный контроль в области обращения с отходами, должностные инструкции о порядке обращения с отходами в срок до 01.06.2012 г. Обязать ИП Подтиканова В.А. производить инвентаризацию источников выбросов, а также предоставлять соответствующую отчётность о выбросах в атмосферный воздух. Обязать проводить производственный контроль выбросов вредных веществ в атмосферу, для чего завести журналы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.
Ответчик Подтиканов В.А. не возражал против исковых требований, подтвердил, что выявленные нарушения имели место и действительно были установлены, он принимает меры к их устранению.
Представитель третьего лица Тимашевского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по доверенности Панченко А.А. полностью подтвердил выявленные нарушения и поддержали исковые требования прокурора в полном объеме, указав, что при проверке убойного пункта ИП Подтиканова В.А. выявлены грубые нарушения санитарных и ветеринарных норм и правил. Создавшаяся обстановка представляет опасность для здоровья и жизни потребителей, а также для эпидемологической обстановки в районе.
Представитель Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте слушания дела, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, представленные суду письменные документы, суд считает исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению последующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 23 № от 10 марта 2009 года Подтиканов Виктор Александрович зарегистрирован в едином государственном реестре в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 02 июня 2009 года № Подтиканов В.А. арендовал у администрации муниципального образования Тимашевский район земельный участок по адресу: <адрес> для сельскохозяйственного производства.
Свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АИ № от 13.05.2011 года подтверждается, что Подтиканову В.А. на праве собственности принадлежит убойный цех по адресу: <адрес>.
Согласно справкам помощника прокурора Тимашевской прокуратуры в период с 07 по 09 февраля 2012 года была проведена выполнения ветеринарного и природоохранного законодательства на предприятии по убою свиней и переработке и хранению продукции свиноводства ИП Подтиканова В.В. и выявлены многочисленные нарушения ветеринарных норм и правил. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями ИП Подтиканова В.А., данными им в ходе проверки.
10 февраля 2012 года в отношении ИП Подтиканова возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.41 КоАП РФ, а также ч.1 ст.10.6 КоАП РФ.
10 февраля 2012 года в отношении ИП Подтиканова возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ.
Согласно ст. 9, 42 и 58 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст.18 Федерального закона №4979/1 от 14.05.1993 года «О ветеринарии» ответстве6нность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов, хозяйствующие субъекты должны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Судом установлено, что в ходе проверки выявлены нарушения ветеринарного законодательства в деятельности ИП Подтиканова В.А., так установлено, что на территории бойни оборудован дезбарьер, однако навес над дезбарьером отсутствует, что является нарушением ст. 18 ФЗ "О ветеринарии" (от 14.05.1993г № 4979-1); п.п. 4.1.1 «Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских хозяйств. НТП-АПК 1.10.07.001-02" (утв. Минсельхозом РФ 27.12.2002).
В ходе деятельности ИП Подтиканова В.А. по убою сельскохозяйственных животных, санитарной обработки грузовых автомобилей на дезбарьере, размещению и обезвреживанию свежего навоза свиней образуются в соответствии с Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» опасные отходы, а именно, свежий навоз от свиней (131 004 02 03 01 3 - отход 3 класса опасности); несортированный мусор от бытовых помещений организаций(912 004 00 01 00 4 - отход 4 класса опасности), песок, загрязнённый маслами, шлам (314 023 03 04 03 3- отход 3 класса опасности), перепревший навоз от свиней (131 004 02 01 00 4 отход 4 класса опасности), а также отходы в виде тел животных и птиц, обращение с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования (13800000 00 00 0), отходы содержания, убоя и переработки животных (13000000 00 00 0).
Хранение свежего навоза от свиней осуществляется на территории бойни на бетонированной площадке, которая не герметичная, в связи с чем отходы, стекая, непосредственно попадают на почву в нарушение ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Кроме того, в соответствии с п. 4, 16 Приказа МПР РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» отнесение производителем отходов отхода к V классу опасности необходимо подтвердить экспериментальным методом, в противном случае отход может быть отнесен к IV классу опасности.
В нарушение указанных требований, отходы в виде тел животных и птиц, обращение с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования (13800000 00 00 0), отходы содержания, убоя и переработки животных (13000000 00 00 0) производителем отходов, т.е. ИП Подтикановым В.А. экспериментальным методом к 5 классу опасности не отнесены, то есть необходимо относить данные виды отходов к 4 классу опасности.
Таким образом, ИП Подтиканов В. А. осуществляет лицензируемый вид деятельности по сбору, обезвреживанию и размещению опасных отходов в отсутствие лицензии, чем нарушены положения ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Производственный контроль в области обращения с отходами не организован, должностные инструкции о порядке обращения с отходами не разработаны, что является несоблюдением п.п. 1,2 ст.67 Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 26 Закона РФ от 24.06.2004 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с указанной статьей производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
На предприятии не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим организациям отходов; отсутствует журнал учета объемов образования, размещения и передачи лицензированным организациям; не имеется документов, подтверждающих передачу отходов производства и потребления для вывоза на санкционированные объекты размещения, а также утилизации и переработки.
Паспортизация данных отходов не проведена в нарушение ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 4 Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» договоры на утилизацию данных отходов со специализированными организациями отсутствуют.
Помимо этого, в нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на предприятии отсутствуют специалисты, обученные в области обращения с опасными отходами.
В соответствии со ст. 16 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
ИП Подтиканов В.А. является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, в результате хозяйственной деятельности, источниками образования отходов являются лампы люминесцентные, мусор от бытовых отходов помещений организаций (исключая крупногабаритный) и другое.
Приказом от 8 июня 2006 г. N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июля 2006 г. N 8077) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с приказом от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2007 N 9725) расчет представляется плательщиками в Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
В нарушение выше указанных требований законодательства, ИП Подтиканов Виктор Александрович плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 и 2011 г.г. не произвел. Сумма задолженности оплаты за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2010 и 2011 годы составила 4 991,20 (четыре тысячи девятьсот девяносто один) рубль 20 копеек.
Вышеперечисленное, является нарушением ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 18, 23 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 28 ФЗ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хозяйствующим субъектом инвентаризация источников выбросов не проведена, не предоставляется соответствующая отчётность о выбросах в атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 1. ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ в обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе входит проведение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако в нарушение указанного требования закона производственный контроль выбросов вредных веществ в атмосферу не проводится, не заведены журналы ПОДЛ, ПОД-2,ПОД-3.
При несоблюдении ИП Подтикановым Виктором Александровичем ветеринарного, природоохранного законодательства нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ дает право прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований прокурора, поскольку выявленные нарушения ветеринарного, природоохранного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Подтиканову Виктору Александровичу о понуждении к соблюдению ветеринарного, природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать ИП Подтиканова В.А. оборудовать дезбарьер на территории бойни навесом.
Обязать ИП Подтиканова В.А. в срок до 01 марта 2012 года оплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2010 и 2011 годы в сумме 4 991,20 рубль в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, а также своевременно, а именно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
Обязать ИП Подтиканова В.А. заключить договоры на утилизацию отходов со специализированными организациями.
Обязать пройти обучение или заключить договор со специалистами, обученными в области обращения с опасными отходами.
Обязать разработать паспорта отходов в срок до 01.06.2012 г.
Обязать разработать и утвердить производственный контроль в области обращения с отходами, должностные инструкции о порядке обращения с отходами в срок до 01.06.2012 г.
Обязать ИП Подтиканова В.А. производить инвентаризацию источников выбросов, а также предоставлять соответствующую отчётность о выбросах в атмосферный воздух.
Обязать проводить производственный контроль выбросов вредных веществ в атмосферу, для чего завести журналы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы в Тимашевский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий:
Справка: решение в законную силу не вступило