Докладчик Майорова Л.В. Федеральный судья Фомин И.Г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е18 января 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного судав составе:
Председательствующего: Склярука С.А.
судей Мерновой О.А., Майоровой Л.В.
при секретаре Постникове Н.С.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области на решение Верховского районного суда Орловской области от 07 декабря 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Залыгаева Юрия Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области включить период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с <...> года по <...> года в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области назначить Залыгаеву Юрию Александровичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, начиная с <...> года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области в пользу Залыгаева Юрия Александровича возврат госпошлины в сумме <...> рублей».
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Майоровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Залыгаев Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области о включении периода службы в рядах Советской Армии с <...> г. по <...> г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением в пенсионный орган.
В обоснование заявленных требований указывал, что ответчиком было отказано в удовлетворении его обращения о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода прохождения им службы по призыву в рядах Советской Армии с <...> г. по <...> г. по тому основанию, что это не предусмотрено действующим законодательством.
Считал данный отказ неправомерным, поскольку он призывался в армию, работая преподавателем, по окончании службы и по настоящее время продолжает работать преподавателем в <...> общеобразовательной школе. На момент обращения в пенсионный орган он выработал необходимый педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приобретения права.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Полагает необоснованным вывод суда о необходимости включения в специальный стаж периода прохождения Залыгаевым Ю.А. военной службы по призыву с <...> г. по <...> г., поскольку действующим на день установления трудовой пенсии по старости законодательством не предусмотрено включение службы в составе Вооруженных Сил СССР в педагогический стаж. Указывает, что истец не приобрел право на досрочную пенсию и в соответствии с ранее действовавшим законодательством, так как на тот период (до 1 октября 1993 года) у истца отсутствовало 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии педагогического стажа, следовательно, период службы не подлежал включению в специальный стаж.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области по доверенности Мартыновой И.В., поддержавшей жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г.
Судом установлено, что в <...> году Залыгаев Ю.А. окончил <...> и <...> года был принят учителем в <...> школу Верховского района. <...> года он был освобожден от занимаемой должности в связи с призывом в Советскую Армию, в рядах которой проходил службу с <...> г. по <...> г.
<...> г. Залыгаев Ю.А. вновь принят на работу в <...> школу учителем <...>, где продолжает работать по настоящее время (л.д. 7-11).
Решением комиссии по назначению пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Верховскому району Орловской области № 30 от 21 октября 2011 года истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом Комиссией не засчитан в стаж указанный период службы в армии, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает (л.д. 5, 6).
Между тем, в течение периода прохождения истцом службы по призыву в рядах Советской Армии с <...> г. по <...> г. порядок исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения устанавливался Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 г.).
В силу пп. «г» п. 1 названного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, правомерно исходил из того, что на момент осуществления Залыгаевым Ю.А. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Принимая во внимание, что на момент обращения Залыгаева Ю.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод кассатора о том, что суд необоснованно включил в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, вышеуказанный период прохождения им военной службы, основан на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховского районного суда г. Орла от 05 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья Судьи:Докладчик Майорова Л.В. Федеральный судья Фомин И.Г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е18 января 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного судав составе:
Председательствующего: Склярука С.А.
судей Мерновой О.А., Майоровой Л.В.
при секретаре Постникове Н.С.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области на решение Верховского районного суда Орловской области от 07 декабря 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Залыгаева Юрия Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области включить период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с <...> года по <...> года в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области назначить Залыгаеву Юрию Александровичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, начиная с <...> года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области в пользу Залыгаева Юрия Александровича возврат госпошлины в сумме <...> рублей».
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Майоровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Залыгаев Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области о включении периода службы в рядах Советской Армии с <...> г. по <...> г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением в пенсионный орган.
В обоснование заявленных требований указывал, что ответчиком было отказано в удовлетворении его обращения о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода прохождения им службы по призыву в рядах Советской Армии с <...> г. по <...> г. по тому основанию, что это не предусмотрено действующим законодательством.
Считал данный отказ неправомерным, поскольку он призывался в армию, работая преподавателем, по окончании службы и по настоящее время продолжает работать преподавателем в <...> общеобразовательной школе. На момент обращения в пенсионный орган он выработал необходимый педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приобретения права.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Полагает необоснованным вывод суда о необходимости включения в специальный стаж периода прохождения Залыгаевым Ю.А. военной службы по призыву с <...> г. по <...> г., поскольку действующим на день установления трудовой пенсии по старости законодательством не предусмотрено включение службы в составе Вооруженных Сил СССР в педагогический стаж. Указывает, что истец не приобрел право на досрочную пенсию и в соответствии с ранее действовавшим законодательством, так как на тот период (до 1 октября 1993 года) у истца отсутствовало 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии педагогического стажа, следовательно, период службы не подлежал включению в специальный стаж.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области по доверенности Мартыновой И.В., поддержавшей жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г.
Судом установлено, что в <...> году Залыгаев Ю.А. окончил <...> и <...> года был принят учителем в <...> школу Верховского района. <...> года он был освобожден от занимаемой должности в связи с призывом в Советскую Армию, в рядах которой проходил службу с <...> г. по <...> г.
<...> г. Залыгаев Ю.А. вновь принят на работу в <...> школу учителем <...>, где продолжает работать по настоящее время (л.д. 7-11).
Решением комиссии по назначению пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Верховскому району Орловской области № 30 от 21 октября 2011 года истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом Комиссией не засчитан в стаж указанный период службы в армии, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает (л.д. 5, 6).
Между тем, в течение периода прохождения истцом службы по призыву в рядах Советской Армии с <...> г. по <...> г. порядок исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения устанавливался Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 г.).
В силу пп. «г» п. 1 названного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, правомерно исходил из того, что на момент осуществления Залыгаевым Ю.А. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Принимая во внимание, что на момент обращения Залыгаева Ю.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод кассатора о том, что суд необоснованно включил в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, вышеуказанный период прохождения им военной службы, основан на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховского районного суда г. Орла от 05 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья Судьи: