АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 сентября 2021 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.
при секретаре ГРИДНЕВОЙ Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело по апелляционной жалобе Сафарова К. К. на решение мирового судьи судебного участка № 63 Кинельского судебного района Самарской области от 13 мая 2021 года по делу по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Сафарову К. К. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым постановлено:
«Иск Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Сафарову К. К. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Сафарова К. К. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету № за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 17.134 руб. 47 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 686 рублей 00 копеек».
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье с иском к Сафарову К.К. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением мирового судьи судебного участка № 63 Кинельского судебного района Самарской области от 13 мая 2021 года исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» были удовлетворены: с Сафарова К.К. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» взыскана задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету № за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 17.134 руб. 47 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 686 рублей 00 копеек.
Ответчик Сафаров К.К., не согласившись с решением мирового судьи судебного участка № 63 Кинельского судебного района Самарской области от 13 мая 2021 года, обратился с апелляционной жалобой на данное решение суда, ссылаясь на то, что в ДД.ММ.ГГГГ года он получил счет № от ООО «ЭкоСтройРесурс» за вывоз ТКО в объеме 55,39 литров в сутки (на сумму 33 руб. 59 коп.), 1,68 м3/мес. (на сумму 1007 руб. 91 коп.), в итоге 20,22 м3 в год на сумму 12094 руб. 92 коп.. Для сравнения - в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ году, согласно договору по оказанию услуг по сбору и вывозу ТКО с МБУ Служба благоустройства и содержания городского округа Кинель составлял по счету 151 руб. 20 коп. в месяц, в год - 1814 руб. 40 коп. за трех человек. Оплата за вывоз ТКО выросла в 6,66 раз или на 666 %. В ДД.ММ.ГГГГ году контейнер для ТКО стоял на его участке на двоих с соседом, откуда и вывозился оператором по звонку собственников. В семье ведется раздельный сбор и сортировка ТКО с ДД.ММ.ГГГГ года, объем ТКО за весь период составлял в среднем не более 3-х литров в сутки, с учетом вторичного сырья. Территория участка, находящаяся в его собственности, позволяет, не нарушая интересов соседей и закона санэпидемнадзора, производить накопление и хранение безопасных для человека отходов - металлолом, макулатуру, пластик, пакеты и прочее для вывоза на собственном транспорте в приемные пункты, как сырье для вторичного использования. Часть отходов из органики используется в качестве удобрений для рекультивации земельного участка, перерабатывая в бочках для компоста. Ветки, после обрезки деревьев, пропуская через измельчитель, также использует для рекультивации земли в качестве удобрения. Пригодное дерево и прочее использует для отопления. Закон не запрещает использовать ТКО, в его примере, без ущерба экологии, по причине того, что ТКО не является опасным для здоровья человека и его семьи и, находясь на его территории, является его собственностью, и он в праве распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая экологии. Реальное производство ТКО в семье составляет около 1,1 м3 в год, счета, выставленные в год, равны 12094 руб. 92 коп., если разделить на 1,1 м3 фактического накопления его семьей, получится стоимость перевозки силами ООО «ЭкоСтройРесурс» в сумме - 10995 рублей на 1м3 ТКО по факту. Когда стоимость 1м3 ТКО по данным регоператора - 598 руб. 16 коп. Это в 18 раз нужно заплатить больше заявленного этим же регоператором за 1м3. Властями региона принятый норматив по сбору денег с м2 жилья лишен здравого смысла. Поселок, где он проживает в частном доме и имеет земельный участок, как и в селе, а оплата и нормативы разные, в селе в пределах 90 руб. в месяц. Здесь нарушены его права, что прямо противоречит Конституция РФ. Все это еще раз подтверждает, что норматив, принятый в ДД.ММ.ГГГГ году региональными властями Самарской области, ущемляет права граждан, насильно заставляя платить за услуги фактически не оказанные, что противоречит здравому смыслу, перекачивая не заработанные деньги в карманы регоператора. Мусорная реформа, призванная Правительством и Президентом - основана на раздельном сборе ТКО, а это начинается с семьи, чем его семья и занимается. Его обращение к властям по сбору ТКО на участке и вывоза разделенного мусора не нашло поддержки. Исходя из изложенного и на основании того, что норматив региональных властей, подтвержденных актами федеральной власти прямо противоречат Конституции РФ, нарушающими права населения (согласно Гл. 1 ст. 2,4 пункт 2 из ст. 15 пункт 1,2), поэтому просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 63 Кинельского судебного района от 13 мая 2021 года о взыскании с него 17134 рубля 47 копеек и госпошлины в размере 686 рублей 00 копеек в пользу ООО «ЭкоСтрой Ресурс» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года по счету № в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Сафаров К.К. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Просил решение мирового судьи судебного участка № 63 Кинельского судебного района Самарской области отменить, в удовлетворении иска ООО «ЭкоСтройРесурс» отказать.
Представитель заинтересованного лица – истца ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв на апелляционную жалобу Сафарова К.К., из которой следует, что ООО «ЭкоСтройРесурс», как региональный оператор Самарской области по обращению с твердыми коммунальными отходами, не согласен с доводами апелляционной жалобы Ответчика, считает их не обоснованным и не законными по следующим основаниям. С ДД.ММ.ГГГГ деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории <адрес> осуществляется Региональным оператором. Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории <адрес> присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В своей деятельности Региональный оператор руководствуется законодательством, регулирующим обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В силу ст. ст. 154, 155 ЖК РФ услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге и подлежит ежемесячной оплате. Случаи и основания уменьшения размера платы за коммунальные услуги определены Постановлением № 354. Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правилами № 354. На основании сведений, полученных из ЕГРН Региональным оператором, был сформирован лицевой счет № по адресу: <адрес>, и выставлен корректный платежный документ для внесения платы за услугу по обращению с ТКО на имя собственника жилого помещения Сафарова К.К. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. В адрес ответчика Региональным оператором были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: ФИО Должника, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты. По своему содержанию направленные Должнику платежные документы являются письменным требованием, адресованным Должнику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензией. Таким образом, в системе отношений с участием потребителя, Регионального оператора потребителем в силу п. 2 Правил №354 является лицо, образующее ТКО, и которому Региональным оператором оказывается данная коммунальная услуга. Кроме того, из норм действующего законодательства следует обязанность Потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию образования ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для Потребителя (в данном случае Сафарова К. К.) так и для Регионального оператора. Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156). Региональный оператор является единственным региональным оператором по обращению ТКО на территории <адрес> и осуществляет деятельность на основании лицензии серии № от ДД.ММ.ГГГГ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>. Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471 (далее - «Постановление Правительства № 471») утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес>, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории <адрес>. При этом собственникам ТКО запрещается складирование ТКО в местах (на площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО; складирование в местах (на площадках) накопления ТКО горящих, раскаленных или горячих отходов, снега и льда, осветительных приборов и электрических ламп, содержащих ртуть, батарей и аккумуляторов, медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, бункеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО; складирование ТКО вне мест (площадок) накопления ТКО или в местах (на площадках) накопления ТКО, не предназначенных для соответствующих видов ТКО, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; складирование ТКО вне контейнеров или в контейнерах, не предназначенных для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; совершение иных действий, нарушающих установленные законодательством Российской Федерации требования к накоплению ТКО. (п. 10 Порядка № 471, п. 15 Правил № 1156). Кроме того, запрещается сжигать отходы производства и потребления, загрязняющие атмосферный воздух, без специального оборудования, которое очищает выбросы (ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ). Следовательно, потребители обязаны осуществлять сбор ТКО в специально отведенных местах, указанных в перечне мест накопления, для дальнейшего их транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения Региональным оператором. Таким образом, действующее законодательство РФ не предусматривает возможность физическим лицам (населению) осуществлять деятельность по утилизации (в том числе раздельной) ТКО самостоятельно. Также, в силу п. 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам № 354. Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в приказе от 29 декабря 2018 года № 1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» (далее - Приказ № 1023) утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 м3/год. Министерство, принимая Приказ № 1023, реализовало закрепленное в п. 4 (1) постановления Правительства РФ № 857 от 27 августа 2012г. «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» право <адрес> на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории 10 городских округов <адрес>, исходя из общей площади жилого помещения. Учитывая вышесказанное, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на, территории 10 городских округов <адрес>, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам № 354, а именно: в соответствии с п. 9(2) раздел II (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2): где: Pi - размер платы за услугу по обращению с ТКО; Si - общая площадь i-ro жилого помещения; - норматив накопления твердых коммунальных отходов; Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Формула для расчета суммы ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории указанных выше городских округов в МКД и ИЖС: Единица измерения (площадь объекта недвижимости) X годовой норматив накопления ТКО (0,091 м3) X предельный тариф (598,16 руб./м3) /12 (количество месяцев в году). С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы. Аналогичная позиция указана в абзаце 6 пункта 8 Информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.02.2019 г. № 6592-ОГ/06. Таким образом, согласно действующим в настоящее время правовым нормам размер платы за услугу по обращению с ТКО на территории <адрес> не зависит от количества зарегистрированных/проживающих в жилом помещении, а, следовательно, расчет платы за услуги по обращению с ТКО, исходя из количества граждан, противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Между тем, в силу п. 150 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями Правил № 354 перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения, вне зависимости от расчетной единицы в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО. Доводы ответчика о том, что норматив за услугу по обращению с ТКО является незаконным, не могут быть приняты во внимание, поскольку, исходя из вышеуказанных правовых норм, Региональный оператор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, предпринимает все необходимые меры к недопущению нарушений, в действиях Регионального оператора отсутствуют нарушения относительно обстоятельств, изложенных в возражении на апелляционную жалобу, а также региональный оператор считает, что оснований для освобождения истца от начисления оплаты за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО отсутствуют. Услуги по обращению с ТКО считаются оказанными надлежащим образом и подлежат оплате в полном объеме. 2. Ответчик полагает, что Региональный оператор нарушает право потребителя на выбор способа учета объема и (или) массы ТКО и о создании для потребителя невыгодных условий. Данное утверждение не соответствует действительности и противоречит действующим нормативным правовым актам, регулирующих правоотношения в области обращения с ТКО. В настоящее время на территории десяти городских округов <адрес> принято решение об определении объема услуги по обращению с ТКО, исходя из площади жилого помещения. Данное решение отражено в Приказе Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> от 29.12.2018 № 1023 (далее - Приказ № 1023), которым утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (далее - МКД и ИЖС соответственно) и составляет 0,091 м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения. Приказам Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от 18.12.2018 г. № 846, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> № 95 от 28.03.2019 г., № 781 от 19.12.2019 утверждены предельные тарифы на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ годы для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС). Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ № 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами. В соответствии с п. 2 ст. 24.10 ФЗ № 89-ФЗ и пп. 7.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - РФ) либо органом местного самоуправления, поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ). Аналогичная норма также содержится в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, в соответствии с которой нормативы накопления ТКО утверждаются органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанный порядок реализован в положениях Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Постановление Правительства РФ № 857) и правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354). В соответствии с п. 4(1) Постановления Правительства РФ № 857 органы государственной власти субъектов РФ вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абз. 2 п. 148(30) Правил № 354, в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с абз. 1 п. 148(30) Правил № 354. Согласно п. 148 (30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения №2 Правил № 354. Приказом № 1023 утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 мЗ/год. Приказ № 1023 принят уполномоченным органом - Министерством и официально опубликован. Министерство, принимая Приказ № 1023, реализовало закрепленное в п. 4 (1) постановления Правительства РФ № 857 право <адрес> на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории 10 городских округов <адрес>, исходя из общей площади жилого помещения. Указанная нормативная правовая база носит императивный, а не диспозитивный характер и не допускает вольного толкования. Кроме того, согласно пп. «а» п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Правила № 505), собственниками ТКО могут осуществлять коммерческий учет расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Также пп. «б» п. 5 Правил № 505 предусмотрено осуществление коммерческого учета ТКО, исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. При этом указанный способ учета ТКО может использоваться исключительно в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (п. 9 Правил № 505). Из анализа указанных выше норм следует, что потребителями-собственниками ТКО коммерческий учет массы и объема ТКО может осуществляться способами, указанными в пп. «а» п. 5 Правил № 505, а именно исходя из нормативов накопления, установленных органами исполнительной власти РФ или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Действующее законодательство РФ содержит ряд требований для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров. В соответствии с п. 8 Правил № 505 коммерческий учет объема и (или) массы ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, может быть применен при осуществлении раздельного накопления ТКО. При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО. Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории <адрес> утвержден постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 (далее - постановление Правительства Самарской области № 471), которым ранее действующее постановление Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории <адрес>» признано утратившим силу. В соответствии с положениями постановления Правительства Самарской области № 471 раздельное накопление ТКО осуществляется потребителями путем разделения ТКО по отдельным видам отходов и их последующего складирования в специально маркированные контейнеры. С ДД.ММ.ГГГГ организация раздельного накопления ТКО на территории <адрес> осуществляется с применением двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, в том числе отходов электронного оборудования: отходов, содержащих полимерные материалы, бумагу, картон, стекло, металл, отходы электронного оборудования (далее - сухие перерабатываемые отходы); прочих отходов. На местах (площадках) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО размещают контейнер (контейнеры) для сухих перерабатываемых отходов и отдельно контейнер (контейнеры) для прочих отходов. Контейнеры для раздельного накопления ТКО должны иметь текстовое и (или) графическое обозначение о видах ТКО, подлежащих накоплению в соответствующих контейнерах. При этом текстовое и (или) графическое обозначение о видах ТКО на контейнере (контейнерах), используемом (используемых) для накопления сухих перерабатываемых отходов, должно быть выполнено с применением зеленой цветовой индикации, а на контейнере (контейнерах), используемом (используемых) для накопления прочих отходов, - с применением желтой цветовой индикации. В соответствии с п. 15 постановления Правительства Самарской области № 471 раздельное накопление ТКО на территории <адрес> внедряется поэтапно с обеспечением следующих условий: 1. Определение органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО, схемы их размещения на соответствующей территории, проведение мероприятий по обустройству (установке) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления ТКО и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО, ведение которого осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - постановление Правительства РФ № 1039). В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1039. Включение уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему в соответствии с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 №1130, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. После реализации условий, установленных пунктами 1 и 2, осуществляется транспортирование ТКО с учетом раздельного накопления ТКО, а также информирование населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о введении раздельного накопления ТКО на соответствующей территории. Необходимо особо отметить, что в силу ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При этом ст. 6 Закона № 89-ФЗ установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. В настоящее время на федеральном уровне законодательно не утвержден СанПиН, регламентирующий порядок обращения с ТКО в случае введения на территории субъекта РФ раздельного накопления. Также, до настоящего времени не закреплены периодичность вывоза раздельно накопленных по фракциям отходов, а также не утверждена методика складирования отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов. Между тем, порядок раздельного накопления ТКО на территории <адрес> в настоящее время утвержден, но не может быть реализован, поскольку не определены правовые нормы, регламентирующие реализацию метода раздельного накопления ТКО, компетентными органами не приняты соответствующие дифференцированные тарифы и нормативы по раздельному накоплению ТКО, территориальная схема обращения с ТКО <адрес> не содержит сведений о местах накопления и пунктах приема раздельно накопленных ТКО, отсутствует инфраструктурный комплекс, обеспечивающий реализацию всего цикла раздельного накопления ТКО. Исходя из изложенного, в силу прямого указания Федерального законодательства (п. 5, 8 Правил № 505), регламентирующего коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, расчет платы в отношении потребителей, в отсутствие налаженного раздельного накопления ТКО, возможен только исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. II. Контейнерная площадка должна быть включена в территориальную схему и иметь заключение Роспотребнадзора о соответствии контейнерной площадки требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема). Территориальная схема <адрес> утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228, электронная модель которой опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Согласно п.4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию указанного реестра предусмотрен постановлением Правительства РФ № 1039. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Обращаем Ваше внимание, что согласно п. 6 постановления Правительства РФ № 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Кроме того, лицо, обратившееся в органы местного самоуправления обязано предоставить последнему документы, подтверждающие право владения земельным участком, на котором располагается контейнерная площадка. Следовательно, место накопления ТКО не может быть включено в территориальную схему без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанного места накопления ТКО требованиям законодательства и до момента включения места накопления ТКО в территориальную схему невозможно осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров. Кроме того, контейнерная площадка не должна быть общедоступной, она должна быть изолированной, то есть доступ третьих лиц к ней должен быть исключен. Территориальная схема <адрес> не включает в себя места (площадки) раздельного накопления ТКО. При таких обстоятельствах расчет, который базируется на нормативе накопления ТКО, является единственно возможным в данных условиях. Таким образом, в настоящее время у Регионального оператора отсутствуют правовые основания для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, исходя из количества и объема контейнеров. Таким образом, согласно действующим в настоящее время правовым нормам размер платы за услугу по обращению с ТКО на территории <адрес> определен исходя из общей площади жилого помещения, а размер платы является законным и не противоречит действующему законодательству. Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. ООО «ЭкоСтройРесурс» в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от 01.11.2018 (далее - Соглашение), осуществляет свою деятельность в качестве единственного Регионального оператора по обращению с ТКО на территории <адрес>. В то же время операторы по обращению с ТКО вправе осуществлять деятельность только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО. В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО. Следовательно, все договоры на обращение с ТКО, заключенные с иными лицами, считаются расторгнутыми и прекращают свое действие с 01.01.2019 в связи с началом осуществления ООО «ЭкоСтройРесурс» деятельности в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО по <адрес>. На основании изложенного следует, что осуществление деятельности по обращению с ТКО входит в компетенцию исключительно Регионального оператора, который осуществляет обращение с ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ. Между Региональным оператором и Ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 на типовых условиях, в соответствии с которым Региональный оператор с 01.01.2019 оказывает услуги по обращению с ТКО в полном объеме и надлежащего качества. При этом, единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - акт), порядок составления которого содержится в разделе V Договора. Обращают внимание на то, что до настоящего времени Потребителем не представлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, являющийся доказательством, подтверждающим ненадлежащее оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО, в связи с чем услуги по обращению с ТКО оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в том числе в части периодичности вывоза ТКО, и подлежат оплате в полном объеме. Потребителем не предоставлены доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что Потребитель не пользовался предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО. Поскольку Ответчиком не предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих оказание Региональным оператором услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, отсутствуют основания утверждать, что услуга Региональным оператором не оказывалась. Также, дополнительным доказательством надлежащего оказания услуг Региональным оператором является обязанность осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО (контейнерных площадках), определенных договором об оказании услуг по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами <адрес>, в связи с чем Потребитель не ограничен в использовании мест накопления ТКО. Из чего следует, что Потребитель не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО. Таким образом, учитывая, что Потребителем не предоставлены доказательства, подтверждающие факт неоказания услуг Региональным оператором, а также доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, следует вывод о том, что Региональным оператором услуга по обращению с ТКО оказывалась надлежащим образом и подлежит оплате Потребителем с 01.01.2019. Выводы суда первой инстанции основаны на объективном и всестороннем исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно. Доводы, приводимые Ответчиком в обоснование апелляционной жалобы, основываются на неверном толковании норм действующего законодательства. На основании вышеизложенного, ООО «ЭкоСтройРесурс» просит решение мирового судьи судебного участка № 63 Кинельского судебного района Самарской области от 13 мая 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сафарова К.К. - без удовлетворения.
Выслушав пояснения ответчика Сафарова К.К., проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу, представление без удовлетворения.
При этом, в силу части 1 и части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с части 1, части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, по смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан, в том числе, оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу части 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> является ООО «ЭкоСтройРесурс».
Из материалов дела следует, что ответчик Сафаров К.К. является собственником жилого дома, площадью 222,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 22-23).
За период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года у ответчика образовалась задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами в размере 17.134 руб. 47 коп. (л.д.25-26).
Решением мирового судьи судебного участка № 63 Кинельского судебного района Самарской области от 13 мая 2021 года исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» были удовлетворены: с Сафарова К.К. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» взыскана задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету № за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 17.134 руб. 47 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 686 рублей 00 копеек..
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».
Согласно пункту 8(4) указанного Постановления основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Также согласно пункту 8(17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
ДД.ММ.ГГГГ Региональным оператором на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было опубликовано предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор.
Таким образом, в силу своей публичности договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами считается заключенным (ст. 426 ГК РФ), соответственно, оказываемые ответчику услуги вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате.
Доводы ответчика об отсутствии доказательств оказания истцом услуг по обращению с ТКО не могут быть приняты во внимание, поскольку представление доказательств предоставления услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами конкретному потребителю законом не предусмотрено.
Кроме того, региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами <адрес>, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему обращения с отходами установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
В соответствии с указанным постановлением места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица.
При этом собственникам ТКО запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, или на любых территориях вне специально установленных мест (п. 15 Постановления Правительства № 1156).
Кроме того, запрещается сжигать отходы производства и потребления, загрязняющие атмосферный воздух, без специального оборудования, которое очищает выбросы (ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность физическим лицам (населению) осуществлять деятельность по утилизации (в том числе раздельной) ТКО самостоятельно.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательство в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, что ответчик не пользовался предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО.
Исходя из изложенного, у ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Таким образом, мировой судья пришел к правильному выводу, что основания для освобождения ответчика от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствуют.
Нормативы накопления ТКО на территории городских округов <адрес> утверждены приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 и составляют 0,091 м3/год на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов.
В настоящее время тариф на услугу по обращению с ТКО установлен Приказом Департамента ценового и тарифного урегулирования Самарской области от 19.12.2019 № 781 и составляет для населения 598 руб. 16 коп..
Таким образом, при площади жилого помещения 222,2 кв.м., плата за услугу по обращению с ТКО составляет 1.007 руб. 91 коп. в месяц.
С учетом изложенного мировой судья правильно определил задолженность за период с января 2019 г. по май 2020 г. в размере 17.134 руб. 47 коп., взыскав указанную сумму с ответчика.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 63 Кинельского судебного района Самарской области от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сафарова К. К. – без удовлетворения.
Определение вступает в силу с момента его оглашения, но может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
председательствующий –