Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Хасавюрт ДД.ММ.ГГГГ 2012 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего Каратаева М.Э.,
с участием помощника прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан Исаева Э.Б.,
при секретаре Алиевой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хасавюрт Республики Дагестан гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Сельсовет Октябрьский» об обязании разработать проект генерального плана поселения и проект землепользования и застройки в поселении, и внести данные проекты на утверждение на сессии сельского Собрания депутатов муниципального образования «Сельсовет Октябрьский»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Хасавюртовского района Республики Дагестан обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации с вышеуказанным иском к администрации муниципального образования «Сельсовет Октябрьский» (далее МО «Сельсовет Октябрьский») о возложении обязанности по разработке и утверждению генерального плана поселения, правил землепользования и застройки поселения, указывая в обоснование следующее. Прокуратурой Хасавюртовского района Республики Дагестан проведена проверка правовых актов муниципального образования «Сельсовет Октябрьский» на предмет соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства. Проведенной проверкой выявлены нарушения требований градостроительного законодательства, выразившиеся в том, что не разработаны генеральный план муниципального образования и правила землепользования и застройки. Согласно ч.1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение Правил землепользования и застройки поселений. Из п.2 ч.1 ст. 1 ГрК РФ следует, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. В соответствии с ч.1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Частью 1 статьи 18 ГрК РФ предусмотрено, что к документам территориального планирования относится Генеральный план поселения. Согласно ч.2 ст. 18 ГрК РФ - состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются, в том числе и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в порядке, установленном для подготовки и утверждения генерального плана муниципального образования. Одним из важных документов, определяющих систему и структуру застройки населенных пунктов, являются Правила землепользования и застройки. В соответствии с п. 8 ч.1 ст.1 ГрК РФ правила землепользования и застройки документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Согласно требованиям ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентами к территориальным зонам (жилым, общественно - деловым, производственным, рекреационным, сельскохозяйственного использования и т.д.) Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Вышеназванные требования земельного и градостроительного законодательства на территории МО «Сельсовет Октябрьский» не действуют, поскольку соответствующее решение на муниципальном уровнене принято. В соответствии с ч.1 ст. З0 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно ч.5 ст.31 ГрК РФ, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования, и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Важнейшим фактором, оказывающим негативное воздействие на развитие и застройку поселения, отсутствие Генерального плана поселения и правил землепользования и застройки. Особенно актуален этот вопрос ввиду имеющей в последние годы масштабной застройки и расширения поселения. 6 февраля 2007 года Указом Президента РД за № 19 рекомендовано муниципальным образованиям, разработать генеральные планы, правила землепользования и застройки. Интересы МО «Сельсовет Октябрьский» в принятии данных документов заключаются в соблюдении на территории поселения градостроительных и строительных норм и правил застройщиками, обеспечении баланса жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных и иных зон, недопущении изменения архитектурного облика села с нарушением принципа зонирования территорий. Интересы Российской Федерации заключаются в точном и единообразном исполнении законов на всей территории страны, недопущении произвольного толкования закона. В соответствии со ст. 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. Принятие генерального плана поселения, а также Правил землепользования и застройки обеспечит права граждан, владельцев земельных участков и объектов капитального строительства. В своем иске прокурор просит обязать администрацию МО «Сельсовет Октябрьский» разработать проект генерального плана поселения в порядке, предусмотренном статьями 23, 24 ГрК РФ и внести его на утверждение на сессии сельского Собрания депутатов МО «Сельсовет Октябрьский», а также обязать администрацию МО «Сельсовет Октябрьский» разработать проект землепользования и застройки в поселении в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 ГрК РФ и внести его также на утверждение на сессии сельского Собрания депутатов МО «Сельсовет Октябрьский».
В судебном заседании помощник прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан Исаев Э.Б. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, в дополнении просил установить срок исполнения требований до 03 августа 2012 года.
В судебном заседании ответчик - администрация МО «Сельсовет Октябрьский» Хасавюртовского района РД в лице главы администрации МО «Сельсовет Октябрьский» Сиражутдинова А.К. пояснил суду, что с исковыми требованиями прокурора он согласен, считая их законными и обоснованными, так как у сельского поселения отсутствует как генеральный план поселения, так и правила землепользования и застройки, но просил суд предоставить срок для принятия и утверждения данных документов, так как для подготовки проекта генерального плана необходимо провести большой объем подготовительных работ и потребуются значительные финансовые затраты. Меры для разработки и принятия указанных документов администрацией поселения не предпринимались по причине отсутствия денежных средств, так как при формировании бюджета поселения на выполнение данных целей не было предусмотрено средств.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокурором обжалуется бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенной на него обязанности по подготовке к принятию соответствующих актов и возложении обязанности по принятию соответствующих актов, при этом заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, в защиту неопределенного круга лиц, чьи интересы могут быть нарушены в результате непринятия администрацией сельского поселения проекта генерального плана и правил землепользования и застройки. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей нарушает интересы Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Согласно п. 8 указанной статьи правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с требованиями ст. 2, 4, 14 Федерального от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм закона обязанность по разработке утверждению генеральных планов и правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию МО «Сельсовет Октябрьский» Хасавюртовского района.
Согласно ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В силу ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а также официальному опубликованию.
Статьей 30 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования, и застройки главой местной администрации утверждаются состав, и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия). Глава местной администрации не позднее, чем по истечении 10 дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта. Глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В силу ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, и не оспаривалось представителем ответчика Сиражутдиновым А.К., до настоящего времени в сельском поселении не разработаны и не утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки, главой администрации сельского поселения решение о подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки не принималось, в бюджете на 2012 год финансирование на эти цели не закладывалось.
Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что законом полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселения, они в свою очередь, администрацией МО «Сельсовет Октябрьский» Хасавюртовского района не реализуются и не исполняются, до настоящего времени администрацией не принято каких-либо решений, не проведено каких - либо мероприятий, в бюджете сельского поселения на 2012 год не заложены денежные средства для исполнения указанных полномочий, администрацией сельского поселения не принимались какие - либо меры по устранению нарушений, указанных в исковом заявлении прокурора, что в совокупности, по мнению суда, свидетельствует о бездействии со стороны администрации. Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации сельского поселения в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение.
В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечений действий, нарушающих права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также возмещению убытков.
Не выполнение администрацией МО «Сельсовет Октябрьский» Хасавюртовского района действий по подготовке документов территориального планирования приводит к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации, поскольку при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую. При отсутствии правил землепользования и застройки невозможно предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Формирование системы территориального планирования, разработка правил землепользования и застройки является необходимым условием для развития жилищного строительства.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности подготовить проекты генерального плана и правил землепользования и застройки и внести их в представительный орган местного самоуправления суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены только на понуждение администрации исполнить возложенные законом обязанности.
Согласно п.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решение срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая, что для подготовки и утверждения генерального плана поселения администрации МО «Сельсовет Октябрьский» Хасавюртовского района необходимы значительные затраты денежных средств и времени, суд находит возможным предоставить ответчику срок для исполнения до 03 августа 2012 года.
При подаче иска, на основании которого было возбуждено настоящее гражданское дело, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в соответствии с п.1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Сельсовет Октябрьский» об обязании разработать проект генерального плана поселения и проект землепользования и застройки в поселении, и внести данные проекты на утверждение на сессии сельского Собрания депутатов муниципального образования «Сельсовет Октябрьский» удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Сельсовет Октябрьский» Хасавюртовского района в срок до 03 августа 2012 года разработать проект генерального плана поселения в порядке, предусмотренном статьями 23, 24 ГрК РФ и внести его на утверждение на сессии сельского Собрания депутатов МО «Сельсовет Октябрьский» Хасавюртовского района.
Обязать администрацию МО «Сельсовет Октябрьский» Хасавюртовского района в срок до 03 августа 2012 года разработать проект землепользования и застройки в поселении в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 ГрК РФ и внести его на утверждение на сессии сельского Собрания депутатов МО «Сельсовет Октябрьский» Хасавюртовского района.
Взыскать с администрации МО «Сельсовет Октябрьский» Хасавюртовского района Республики Дагестан в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий № М.Э. Каратаев.
№