Дело № 2-724/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2017 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Шильненковой О.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Нытвенского района Трушкова П.В.,
представителя ответчика МБДОУ детский сад №10 – Кавардаковой Н.А., действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному Бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №10 и Муниципальному образованию «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района о возложении обязанности по оборудованию здания,
установил:
Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Нытвенский районный суд с иском к МБДОУ детский сад №10 и МО «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района о возложении обязанности на МБДОУ детский сад №10 г.Нытва оборудовать здание по адресу: ул.Королева, 33, г.Нытва, Пермский край, системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2019, автономной системой оповещения в срок до 31.12.2019, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в срок до 31.12.2017; возложении обязанности на МО «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить МБДОУ детский сад №10 г.Нытва денежные средства на оборудование здания по адресу: ул.Королева, 33, г.Нытва, Пермский край, системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В обоснование иска указано, что прокуратурой Нытвенского района по информации ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей. В ходе проверки установлено, что детский сад №10 г.Нытва является образовательным учреждением для несовершеннолетних, включенным в перечень объектов с массовым пребыванием людей, здание детского сада, расположенное по адресу: ул.Королева, 33, г.Нытва, Пермский край, не в полной мере обеспечено инженерно-техническими средствами и режимными мерами антитеррористической защищенности.
Согласно Уставу Детского сада №10 г.Нытва, он является дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район», главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения - Управление образования администрации Нытвенского муниципального района. Детский сад №10 г.Нытва осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии. Установление системы видеонаблюдения, системы оповещения и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в образовательном учреждении является обязательными мероприятиями, выполнение которых необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. В нарушение положений здание образовательного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, системой оповещения и каналом передачи тревожных сообщений. Неисполнение указанных требований связано, в частности, с отсутствием достаточных финансовых средств у образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Трушков П.В. от исковых требований в части возложения обязанности на МБДОУ детский сад №10 г.Нытва оборудовать здание по адресу: ул.Королева, 33, г.Нытва, Пермский край, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в срок до 31.12.2017, возложении обязанности на МО «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить МБДОУ детский сад №10 г.Нытва денежные средства на оборудование здания по адресу: ул.Королева, 33, г.Нытва, Пермский край, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в срок до 31.12.2017, отказался, поскольку требования добровольно исполнены. В данной части отказ судом принят, о чем вынесено соответствующее определение. Прокурор настаивает на требованиях о возложении обязанности на МБДОУ детский сад №10 оборудовать здание по адресу: ул.Королева, 33, г.Нытва, Пермский край, автономной системой оповещения в срок до 31.12.2019, системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2019; возложении обязанности на МО «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить МБДОУ детский сад №10 г.Нытва денежные средства на оборудование здания по адресу: ул.Королева, 33, г.Нытва, Пермский край, автономной системой оповещения, системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2019, по доводам, указанным в заявлении.
Представитель ответчика – МБДОУ детский сад №10 г.Нытва – Кавардакова Н.А. в судебном заседании иск признала частично, пояснила, что здание детского сада оборудовано, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, имеется специализированная физическая охрана. Автономной системы оповещения и системы видеонаблюдения в учреждении нет. Выполнить мероприятия по требования прокурора не представляется возможным, поскольку у детского сада отсутствую свободные денежные средства, требуется дополнительное финансирование.
Представитель ответчика Управления образования администрации Нытвенского муниципального района Пенькова Е.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия и письменное пояснение по иску прокурора, где указала, что в помещении детского сада отсутствует система видеонаблюдения, и автономная система оповещения. В смете детского сада денежных средств на обеспечение помещения автономной системой оповещения и видеонаблюдения не предусмотрено, учреждение периодически обращается за выделением дополнительных денежных средств к Учредителю. Выполнение требуемых мероприятий не заложено в бюджет Нытвенского муниципального района и не предусмотрено программой «развития системы образования Нытвенского муниципального района». С исковыми требованиями прокурора не согласна в полном объёме.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
П.4 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определяет противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
П. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31 -06-2009", утвержденные приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Из исследованных в судебном заседании документов, установлено, что МБДОУ детский сад №10 г.Нытва является действующим дошкольным образовательным учреждением, согласно Лицензии осуществляет образовательную деятельность, оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования (л.д. 14), т.е. является учреждением с массовым пребыванием людей.
Учредителем учреждения является муниципальное образование Нытвенский муниципальный район. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса (л.д. 15-23). Следовательно, МБДОУ детский сад №10 обязано соблюдать и исполнять требования Федерального закона «Об образовании в РФ» и Федерального закона «О противодействии терроризму» с учетом Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов.
Прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей. По результатам проверки установлено, что здание дошкольного образовательного учреждения не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией, нет системы видеонаблюдения.
До настоящего времени образовательным учреждением выявленные нарушения не устранены.
Из сообщения администрации Нытвенского муниципального района от 28.02.2017 г. следует, что в МБДОУ детский сад №10 отсутствует наличие системы видеонаблюдения (план 2018 год), имеется квалифицированная физическая охрана, нет автономной системы оповещения и управления (л.д. 5-8).
В перечень мест с массовым пребыванием людей в Нытвенском муниципальном районе, утвержденный распоряжением администрации района от 17.02.2016 № 76-р, входит в т.ч. МБОУ детский сад №10 (л.д. 11-12).
В сообщении МБДОУ детский сад №10 указано, что оснащенность инженерно-техническими и режимными мерами антитеррористической защищенности следующая: отсутствует система видеонаблюдения в плане 2018 г..
Таким образом, наличие квалифицированной физической охраны и каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», хотя и являются видами мероприятий антитеррористической защищенности, которые определены действующим законодательством, но не могут в полной мере обеспечить комплексную безопасность граждан, пребывающих в данном учреждении.
На основании вышеизложенного, суд считает, что отсутствие автономной системы оповещения и системы видеонаблюдение способствует несанкционированному доступу в детский сад посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в дошкольном образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного дошкольного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, воспитанников и работников, в том числе права на охрану жизни и здоровья.
В силу выше указанных норм МБДОУ детский сад №10 г.Нытва как образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, из приведенных выше норм закона следует, что они содержат императивные предписания в отношении всех образовательных учреждений.
Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию пo денежным обязательствам учреждений предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Главным распорядителем средств бюджета муниципального образования «Нытвенский муниципальный район» является Управление образования администрации Нытвенского муниципального района, которое не только обеспечивает содержание дошкольных образовательных учреждений Нытвенского района, но и осуществляет функции по обеспечению данных учреждений финансовыми средствами для исполнения ими своих функций и обязанностей.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования само по себе не является основанием для несоблюдения установленных правил в области безопасности, невыполнение требований по обеспечению безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Следовательно, обязанность по обеспечению МБДОУ детский сад №10 г.Нытва финансированием и выделением денежных для проведения необходимых мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической деятельности следует возложить на Управление образования администрации Нытвенского муниципального района в силу ст.210 ГК РФ как собственника имущества и распорядителя бюджетных средств, в виду недостаточности у МБДОУ детский сад №10 денежных средств.
Представителем ответчика не представлено доказательств того, что финансовое положение детского сада не позволяет в установленные сроки провести указанные мероприятия. Судом учтено, что ответчиком требования вышеуказанного законодательства не исполнялись надлежащим образом длительный период времени, а отсутствие таких мер безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации создает потенциальную угрозу для безопасности жизни и здоровья граждан, пребывающих в учреждении. Кроме того, ответчик не лишен права обратиться в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного требования прокурора Нытвенского района Пермского края суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с характером соответствующих требований суд устанавливает срок исполнения решения суда – до 01.07.2019 года по обеспечению системой видеонаблюдения, до 31.12.2019 года по оборудованию автономной системой оповещения.
Вопрос о продлении сроков исполнения решения суда в случае их недостаточности при возникновении исключительных обстоятельств, не связанных с недобросовестными действиями ответчиков в процессе принятия мер, направленных на оборудование здания детского сада системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, может быть разрешен на стадии исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г.Нытва
оборудовать здание по адресу: Пермский край, г.Нытва, ул.Королева, 33 системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2019 и автономной системой оповещения в срок до 31.12.2019 года.
Обязать Муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №10 г.Нытва денежные средства на оборудование здания по адресу: Пермский край, г.Нытва, ул.Королева, 33 системой видеонаблюдения и автономной системой оповещения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Пищикова